На контроле Президента: «Великий камень»

Жемчужина Шелкового пути

Китайско‑Белорусский индустриальный парк «Великий камень» по площади под стать крупнейшему озеру страны Нарочь. Или трети Минска. Но важна не форма, а содержание. Это инновационный локомотив и новые технологии, которые в современном мире приобретают все большее значение. О том, как строится парк, а вместе с ним и экономика будущего, очередной выпуск специального проекта Агентства теленовостей, вышедший в эфире канала «Беларусь 1».




В этом месте сошлось все: близость столицы, соседство с Национальным аэропортом и трансконтинентальной магистралью. Инициатива Китая воссоздать легендарный Шелковый путь и сделать быстрой доставку товаров и услуг была поддержана в Беларуси на самом высоком уровне. В самой Поднебесной «Великий камень» называют жемчужиной Шелкового пути. Его история началась 12 мая 2015 года, когда в парке, точнее, на строительной площадке, побывали лидеры Беларуси и КНР. Именно они дали старт этому проекту. И уже сегодня глава администрации Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» Александр Ярошенко вправе резюмировать:

— За эти 5 лет проект стал международным — проектом по привлечению инвестиций из любой страны мира. Когда начинали в 2015-м, было 8 компаний, сейчас — 59. Недавно зарегистрировали еще одну. Резиденты пришли из 16 стран мира: из США, Швейцарии, Израиля, ОАЭ…

Вся территория парка — это 5 участков. Есть место коммерческой недвижимости, промышленной, торговой и жилой. Минский проспект «Великого камня» — по сути его визитная карточка — пока еще не застроен. Здесь будет административный центр парка. Это место, где начиналась его история. Именно эта часть индустриального парка — самое любимое у главы его администрации:

— Каждый день езжу из Минска в парк, уезжаю, приезжаю. И еду с огромной радостью, потому что и проект очень интересный, и дышать здесь всегда легко: экология хорошая.


Гендиректор компании по развитию парка Янь Ган подтверждает, за пять лет сделано многое:

— Мы переходим к высококачественному развитию. Завершили строительство автодорог протяженностью более 30 километров, 176 километров инженерных сетей. Построено 30 объектов. Сейчас в парке есть все условия для привлечения инвесторов со всего мира.

И для промышленной кооперации. Так, компания Fast Gear — крупнейший в мире производитель коробок передач для грузовиков и автобусов — теперь и в нашей стране. Директор ООО «Фаст-МАЗ» Чжао Цзяньлинь поясняет:

— Беларусь занимает выгодное географическое положение. У Fast Gear и МАЗа более чем 20-летняя история взаимовыгодного сотрудничества, и сейчас мы работаем для совместного продвижения своей продукции на международных рынках.

У МАЗа это не единственный проект в парке. Есть еще «МАЗ-Вейчай», рассчитывающий через 6 лет выпускать до 20 тысяч дизельных двигателей в год для грузовиков, автобусов и спецмашин. Все моторы классов Евро-5 и Евро-6.

А на улице Дружной «Великого камня» возводят арендное жилье. Первый дом на 156 квартир — малоэтажка с высокими потолками. Уже проектируют второй, побольше. Здесь живут те, кто работает в парке. Оплата меньше, чем в городе, вся мебель и техника имеются, рассказывает один из жильцов — специалист компании по развитию парка Марина Готина:

— Мне очень нравится комната тем, что она минималистичная, здесь есть только нужные вещи. Никаких лишних предметов интерьера. Нравится цветовая гамма, она расслабляет: даже если ты в плохом настроении, побудешь в этой комнате пару минут — и уже настроение улучшается.


Совсем скоро в «Великом камне» развернется связь по технологии 5G. А для промышленности запустят — пока в тестовом режиме — беспилотный транспорт. Умный город только начинает свой путь, но, судя по темпам, идет в ногу со временем и технологиями. Или даже опережая их.

По указу Президента от 2017 года парк стал притягательной площадкой для бизнеса. Резиденты не платят налог на прибыль 10 лет, а затем еще 40 лет платят по вдвое уменьшенной ставке. Кроме того, резиденты парка освобождаются от земельного налога и на недвижимость, а при импорте производственно-инвестиционных товаров не платят таможенные платежи и НДС. Есть у них также 5 лет свободы от налога на дивиденды, а подоходный налог снижен с 13 до 9 процентов.

Один из крупных проектов парка, компания Zoomlion, — мировой лидер по созданию спецтехники. Она стала резидентом «Великого камня» еще в 2015 году. Основная идея — объединить конкурентные преимущества двух предприятий: от нашего МАЗа — шасси, от Zoomlion — навесное оборудование. В мае планируют запустить конвейер и за 5 лет выпустить 900 единиц спецтехники, рассказывает директор компании ­«ЗУМЛИОН БЕЛ-РУС» Юань Сюнь:

— «Великий камень» — хорошая база для производства продукции и развития нашей компании, в том числе с точки зрения логистики: это важный инновационный узел на Шелковом пути. Наши потенциальные потребители — и в Евросоюзе, и в ЕАЭС. Располагаясь здесь, мы охватим оба этих рынка.

Но не будут ли предприятия в городе инноваций дублировать существующий реальный сектор? Во время «Большого разговора» об этом Президента спросил и грузинский журналист. Александр Лукашенко отметил, что сейчас в «Великом камне» создаются предприятия, которых нет в Беларуси. Да и продукция у большинства идет не на внутренний рынок, а за пределы страны:

— Сейчас мы создаем предприятия, которых нет в Беларуси. Стремимся, чтобы они были совместные, а главное — самые современные, по последнему технологическому укладу. То есть нам нужны сегодня не просто инвестиции, нам нужны высокоэффективные продвинутые производства, которые будут выдавать товар завтрашнего дня. Там не должны быть только китайские или белорусские предприятия. Там должны быть предприятия любой страны.

В планах перевести 90 процентов административных процедур в цифру. Бюрократия не должна становиться препятствием для развития бизнеса в индустриальном парке, решили здесь — и сразу перешли от слов к делу. Нет и сложностей перевода: с инвесторами говорят на русском, английском, китайском, немецком языках. Заместитель начальника Центра комплексного обслуживания администрации парка Евгений Мордасевич рассказывает:

— Были примеры, когда мы регистрировали компанию за 8 минут. Другая интересная особенность — «безвиз» на 180 дней.

О «Великом камне» как важнейшей платформе Экономического пояса Шелкового пути лидеры Беларуси и Китая говорили не единожды. В самом парке в прошлом году принимали форум по региональному сотрудничеству и развитию в рамках инициативы «Пояс и путь» — около 700 участников из почти 30 стран. Масштабная встреча — драйвер привлечения новых резидентов и инвестиций. На улице Сапфировой три года назад заложил фундамент белорусский резидент — компания «Ассомедика». Этот ведущий производитель медицинских расходных изделий на рынке ЕАЭС выпускает трубки для аппаратов искусственной вентиляции легких, причем половину продукции отгружает на экспорт. Кроме того, разработал индивидуальную систему защиты для медиков: дыхательные маски и бактериальный фильтр с высокими степенями защиты. Сейчас их отправляют в белорусские больницы, параллельно выполняя заказы зарубежных партнеров.

В сторону парка смотрят и европейцы. В прошлом году открылась и уже запустила производство электротранспорта швейцарская компания «Хесс»: собирает кузова для бесконтактных троллейбусов. В перспективе швейцарцы наладят выпуск и готовых машин для покупателей из Швейцарии. Янь Ган убежден:

— «Великий камень» в будущем должен сыграть важную роль для международной торговли, создания отраслей нового типа. И стать площадкой экономического роста, инновационной платформой.

К СВЕДЕНИЮ


Компания-резидент индустриального парка «Великий камень» — ООО «Международная технологическая компания «Интеллектуальное оборудование» — безвозмездно передала сегодня Национальному аэропорту Минск свою недавно разработанную модель робота для дистанционного измерения температуры. Акция состоялась при участии посольства КНР в Беларуси и Китайско-Белорусского индустриального парка. Робот способен в режиме реального времени определить температуру человека и идентифицировать его личность. Информация о замере температуры передается и хранится в облаке. Также от ­СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» аэропорту передаются видеоэкраны для отображения замеров.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter