Железный поток

Очереди на оформление транспорта в стране меньше не становятся

Очереди на оформление транспорта в столице и регионах меньше не становятся

Кто раньше займет, тому ГАИ номера дает. Справедливость этой поговорки твердо усвоил каждый, кто в эти горячие дни решил поменять машину. В 5.30 утра очередь на регистрацию в Ждановичах змеей выползает на улицу Тимирязева. Одни водители нервно поглядывают на часы, кто-то не спеша пьет кофе, но все понимают: попасть на работу раньше обеда вряд ли получится. Обстановочка-с.

В восемь утра – первое движение в колонне. За воротами очередь раздваивается: столичным – направо, областникам – налево. Но есть и третий поток – это те, кто решил схитрить и ломанулся через бесплатную стоянку рынка. Теперь они пытаются перпендикулярно вклиниться в очередь и матерятся на чем свет стоит. Но крепкие слова и угрозы бессильны: за свое законное место каждый здесь готов стоять до последнего. И железный поток сантиметр за сантиметром продвигается к далекому навесу с надписью «ГАИ».

— Шестьсот—семьсот машин в день. Во вторник и субботу заметно больше, со среды по пятницу меньше, но это не меняет общий порядок цифр. Если еще 3 месяца назад на сверку в смену приезжало 300 авто максимум, то теперь в два-три раза больше. Абсолютный рекорд зафиксирован три недели назад, когда по очереди до 16.00 прошло более 1000 автомобилей, — вводит в ситуацию Сергей Сущий, инспектор МРО УГАИ Мингорисполкома. – Нарушений немного, но встречаются. На американцах гаражные умельцы чаще всего переклеивают стикеры с годом выпуска. На литовских — вырезают или вытравливают цифру года на стеклах. Если возникают спорные ситуации, назначаем комиссию. Но это 1—2 случая.

Трое инспекторов, работающих на линии, не скрывают, что уже устали от этого бесконечного автобезумия. К концу смены не хочется ни разговаривать, ни есть, ни курить – подальше от поднятых капотов и насквозь пропитанного выхлопами воздуха. Но в субботу втроем не справиться никак – и на дежурство заступает усиление. Четвертый.

В здании МРО на Тимирязева, 114 яблок нет. А если бы и были, то падать им тут негде. За отрывными квитками терминалов «Электронная очередь» – две извилистые очереди. Ушлые водители берут сразу по два чека на брата: на прием и оформление документов. Но за двумя зайцами все равно не успеть – через два часа они снова выстроятся в очередь, и цикл повторится… Однако это будет потом.

Иду к начальнику МРО, кабинет закрыт. Оказалось, он на приеме документов вместе с коллегами – в одном из синих окошек. Мобильник рядом надежно отключен: отвечать нет времени.

— Условия работы действительно экстремальные. Все просто сошли с ума: тащат на регистрацию такие «подснежники», которые по 10 лет простояли во дворе, — недоумевает Виктор Винничек, начальник МРО УГАИ Мингорисполкома. — Население скупает буквально все, что движется. Машины «вешают» даже на 80-летних бабушек. Спрашиваю: «Уважаемая, что за машину вы регистрируете?» Отвечает: «Не ведаю, иншаземца нейкага». На каждом из двух филиалов месяц назад мы вынуждены были добавить по одному офицеру, но это помогло лишь отчасти. Девушки-операторы выходят на работу в свой выходной, в понедельник, чтобы отпечатать техпаспорта. Иначе в 5 рабочих дней никак не уложиться: ведь вся наша служба – 45 человек…

Очередная пара сданных номеров с лязгом падает в тележку за спиной у инспекторов. Контейнеров три, и в конце недели за ними обязательно прибудет двухосный МАЗ. Четыре тонны номерных знаков из разных стран мирно уедут на переплавку. Картонные транзиты отправятся в Пуховичи, на картонную фабрику.

Куда сложнее с документами. Все бумаги, на основании которых в ГАИ выдают госномера, техталон и техпаспорт, обязаны храниться не менее 3 лет. В итоге стеллажи МРО больше напоминают библиотечные развалы с сотнями и сотнями перевязанных фолиантов. Эти тома повсюду: на полках, в стопках у стен, в подсобке… Год они будут лежать здесь, еще два – в архиве городского ГАИ. Потом в расход.

— Мы заранее предупреждаем всех владельцев, чтобы делали копии счет-справок и договоров купли-продажи. В противном случае налоговой спустя три года будет трудно что-то доказать: оригиналы уничтожат, — объясняет паспортист Анастасия Кузьменко. – Если честно, все мы очень устали и с нетерпением смотрим на календарь: 1 июля у каждого обозначено красным цветом, как праздник. Например, у меня отпуск по графику в марте, но кто мог предположить, что случится такая истерия… Как тут уйти?! Похожая ситуация и у остальных. Люди приходят нервные: грубят, хамят, слова доброго не услышишь, а сами сидим тут выходные напролет, чтоб поскорей отпечатать техпаспорта и ввести их в базу. Пять рабочих дней с момента подачи документов до получения номеров – сегодня это минимум, который дается нам с немалым трудом.

— Вот чек об оплате. Где мой номер 0444? – седовласый мужчина представительного вида протягивает в окошко бумажку.

— Он уже куплен…

— Как куплен?! Вы что, издеваетесь? А 4444? И этот выдан? А 0044? Не может быть! Я ж предупреждал вас: мне нужны именно четверки.

— Но вы не приехали, и их забрали. Мы же говорили: в неделю сейчас выдается более полутора тысяч номеров, серия уходит всего за 3—4 недели. Нужно постоянно спрашивать…

— Но я ж не сяду за руль, если не будет четверок, вы это понимаете?

— Понимаем. Ждите новую серию.

Типичный диалог у окошка выдачи номеров. Кто-то готов платить 350 000 рублей и выбирать комбинацию из текущей серии. Кому-то не жалко и 2 100 000 за неограниченный полет арифметической фантазии. Есть и третья категория: те, кто вешает старые «крутые» номера на новую свежепригнанную машину.

— Для этого достаточно написать заявление и заплатить 54 250 рублей – госномер будет присвоен повторно, — в кладовой для хранения номерных знаков инженер по транспорту Олег Лойко показывает мне целые полки с «автодрагоценностями». Уже очень скоро они вновь замелькают в городе на новых кузовах.

11.45, а в зале полный аншлаг. Утром выдано 250 талонов, сейчас идет уже 907-й номер, а вокруг все те же лица. Правильно, пошел второй, третий круг… Кто-то пытается даже спекулировать и предлагает купить его номерок. Однако желающих приобрести не видно.

— Дело не в электронной очереди, а в менталитете. Но обхитрить машину не удастся: опоздал в свое окошко в момент вызова – потерял очередь. И никто ведь не спросит и не подумает заранее заполнить регистрационную форму, уточнить номера расчетных счетов и оплатить в ближайшем банке возле дома. Нет. Все приедут сюда утром, возьмут талончик и только тогда сядут за бумаги, — сетует Виктор Винничек. – Думаю, немного легче нам будет с 15 мая, когда за стенкой откроется МРО УГАИ Минской области. В зале станет меньше людей и больше свободного пространства. Пока же разница с прошлым годом по статистике выглядит разительно: если в марте 2010-го мы сняли и поставили на учет 12 000 и 8000 человек, то в марте этого – 23 и 25 тысяч соответственно.

В 12.00 наши три окна по левой стороне закрываются на обед. Три напротив работают до 13.00, чтобы не создавать очереди. Но люди ничего не хотят понимать и видеть. От злости они готовы выдавить наши синие пластиковые окна, лишь бы добраться до заветных транзитов, госномеров или сдать свои документы. Сейчас! Немедленно!

…Автобум по-белорусски пока не думает сдавать позиций.

---------------------------------------

Прямая речь

Василий БУЛЬБЕНКОВ, заместитель начальника Управления ГАИ МВД Беларуси:

— Пик очередей в стране пришелся на начало апреля. Сейчас пусть и понемногу, но в регионах ситуация начинает нормализовываться. Самая тяжелая обстановка с регистрацией по-прежнему в Минске, Гродно, Гомеле и Бресте. Мы вынуждены были ввести здесь дополнительно 10 паспортистов: наплыв слишком велик. Даже по цифрам марта видно, что страна переживает настоящий автобум. В 2010-м мы зарегистрировали 57 156 транспортных средств и сняли с учета 36 217. В марте 2011-го эти показатели соответственно выглядели так: 96 342 и 85 429 автомобилей. Всего за первый квартал нынешнего года в Беларуси поставлено на учет 194 217 транспортных средств (почти на 70 000 больше прошлогоднего).

 Не думаю, что с 1 июля подразделениям МРО можно будет расслабиться. Какое-то время очереди еще будут давать о себе знать: столько машин навезли, их начнут продавать и переоформлять.

---------------------------------------

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter