Жалоба. Вид сбоку

О жалобах и жалобщиках
О жалобах и жалобщиках

Правда у каждого своя. Для кого–то магазин под окнами — большое благо, а кому–то мешают жить его посетители. Одни готовы заплатить из собственного кармана, чтобы во дворе построили стоянку для авто. Другие будут каждый день организовывать пикеты, чтобы она здесь никогда не появилась. Действенным орудием защиты своих интересов многие считают жалобы в государственные инстанции. Особенно сейчас, когда обращения граждан — под особым контролем. Их несвоевременное рассмотрение, показывает практика, в лучшем случае может стоить чиновнику премии, в худшем — кресла. Но у проблемы есть другой аспект, о котором почему-то не говорят. Нередко обращения просто невыполнимы объективно... Анализ этой категории обращений показывает, что не всегда жалобы являются обоснованными. Порой это эффективный метод насолить неугодному человеку — чиновнику, соседу, коллеге. Часто — способ самоутвердиться, доказать свою принципиальность назло выводам специалистов и результатам экспертиз. Защита от «профессиональных» жалобщиков, как показывает практика, становится все большей проблемой для местных властей. Решают ее разными способами — от прекращения переписки в соответствии с законодательством до судебного разбирательства.

А я — против!

Для большинства новоселье — праздник. Но для некоей жительницы Барановичей оно стало отправной точкой для бесконечной «жалобной» истории. С 2006 года гражданка ведет переписку с Барановичским горисполкомом, местным ЖКХ, инспекцией госстройнадзора, добровольным пожарным обществом, Минстройархитектуры, Брестским облисполкомом... Все эти организации уже три года пытаются найти ответ на единственный вопрос: исправен ли вентиляционный канал в кухне новой квартиры? Действительно, когда дом сдали в эксплуатацию, вентиляция функционировала плохо. Потом, по предписанию комбината противопожарных работ, канал строители отремонтировали. Последний акт о «пригодности вентиляции к использованию» в конце прошлого года выдавали специалисты Белорусского государственного технического университета, приехавшие в квартиру по приглашению горисполкома. Оплата работы столичных специалистов обошлась строителям в сумму более миллиона рублей!

Но ни хозяйка, ни ее сын, владелец квартиры, с результатами экспертизы не согласились. И продолжают писать жалобы.

— Нам даже газ отключили, потому что вентиляция в кухне неисправна, — пожаловалась мне гражданка в телефонном разговоре.

— Газ отключен по собственному заявлению владельца, — парирует начальник службы внутридомовой сети и газового оборудования предприятия «Барановичимежрайгаз» Александр Гавриленя. — А вот включим его только после представления акта об исправности вентиляции. Стандартное требование...

Так почему же все–таки этой семье такой акт не выдают? Набираю номер комбината противопожарных работ. Оказывается, акт давно выдан (причем бесплатно!), но владельцы с ним категорически не согласны. Поэтому и не предъявляют неугодную бумагу газовикам. Продолжают писать...

Вагон бумаги, цистерны чернил

— Такие жалобщики у нас не одни. Иногда, досконально проверив все обстоятельства, просто прекращаем переписку, — встретила меня ведущий специалист общего отдела Барановичского горисполкома Светлана Борзенкова.

Листаю папки «жалобных» дел: вот женщина из года в год жалуется на «салон свадебного платья», располагающийся по соседству. Мол, и шумно, и грязно от него. Салон давно закрыт, помещение продано, но неугомонная соседка продолжает сочинять новые бумаги. Вот 7–летняя переписка с гражданином, которого раздражает соседский сад...

— Думаю, что после вступления в силу президентского Указа № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» поток необоснованных жалоб станет меньше. Сначала их будут разбирать на местах и только потом — в вышестоящих инстанциях, — надеется начальник общего отдела Барановичского горисполкома Галина Кущ.

Из 103 обращений граждан, вернувшихся в прошлом году «на реагирование» в Барановичи из республиканских органов управления, только 7 признаны обоснованными. Причем лишь в единственном случае было предварительное обращение в городские службы! Они удовлетворены. Из 25 жалоб, поступивших в горисполком в прошлом году, обоснованными были лишь 6. Но проверки, экспертизы, заключения, акты проводились и выписывались по всем. Вагоны бумаги, цистерны чернил и сотни рабочих часов, затраченных, по сути, впустую...

Не суди, да не судим будешь

Знакомы с профессиональными жалобщиками и в судах. Все чаще жалобщики по иску выступают... ответчиками. Эти дела судья Петр Макодай помнит наизусть. Почти всегда «правдоискатель», оболгавший неугодного человека, по решению суда вынужден извиниться, а порой и выплатить компенсацию за нанесенный моральный ущерб.

«Она беспринципная, корыстная, ее действия аморальны и свидетельствуют о полном отсутствии профессиональной этики», — вот выдержка из жалобы на переводчицу, направленной в Государственную нотариальную контору и в Министерство юстиции. В суде ни одного из своих заявлений жалобщик подтвердить не смог, за что и наказан. Суд обязал его написать опровержение и выплатить переводчице компенсацию морального ущерба. По вполне понятным причинам фамилии фигурантов не называю...

А вот жалоба, отправленная ответчиком сразу «наверх». Проверку по ней проводили Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил. А между тем жалобщик всего лишь хотел насолить бывшему зятю–майору. Его обвинения порой иначе как абсурдными не назовешь: «На работе ловит рыбу, играет в карты, занимается любовью». Причем, как следует из жалобы, не один, а вместе с сослуживцами! «Прошелся» обиженный тесть и по всем Вооруженным Силам. Пришлось потом перед зятем извиниться, а заодно оплатить все судебные издержки обиженной стороны.

...Каждое обращение должно быть рассмотрено оперативно и объективно. Порой это единственный путь, ведущий к правде. Ну а когда жалобы становятся занятием в свободное от основной работы время? Уверена, если бы судебных процессов, в которых были бы наказаны профессиональные жалобщики, было больше, если бы с исками о защите прав и достоинства обращались не только обиженные люди, но и организации, затратившие на проверку кляуз (иначе назвать не могу!) сотни часов рабочего времени и немалые бюджетные средства, возможно, приверженцев такого хобби стало бы поменьше.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter