Земля круглая

Каждый знает, что необязательно съесть всю кастрюлю супа, чтобы ощутить его вкус...

Каждый знает, что необязательно съесть всю кастрюлю супа, чтобы ощутить его вкус. Достаточно и одной ложки. Попробовал и понимаешь - пересолен супчик, не очень наваристый, много перца, да и с травами-приправами повар перестарался... Про ложку супа это я к слову. Текст мой о местах всем известных и привычных, о тех, где каждый бывал и бывает как в будние дни, так и в выходные.


О местечке, городке, городе и даже стране красноречивее всего рассказывает... Нет, не краеведческий или исторический музей. Откуда возьмется музей в провинциальном городке с несколькими тысячами жителей? В лучшем случае под экспозицию отведут класс в местной школе или училище. А вот рынок найдешь непременно. Как же без него? Он может располагаться на площади, по старинной традиции, может - у железнодорожного вокзала, рядом с автостанцией, может - в центре города, как наша "Комаровка", как рынок Бокерия в Барселоне, как базар в Ракове, Ушачах, Гомеле, Витебске, Полоцке, Дрогичине...


Именно на базаре можно получить самую исчерпывающую информацию о местной жизни. Это почти энциклопедия, полное собрание сочинений, где рассказано все - от вкусовых пристрастий жителей данного городка или региона до экономического положения дел. Блуждая в торговых рядах, можно услышать, увидеть и попробовать. Причем в совершенно непринужденной обстановке, никто не неволит, за язык не тянет... Ходи, пробуй, прислушивайся, приценивайся, любуйся, восхищайся, возмущайся... Даже в маленьком, стихийно образовавшемся рынке у автостанции всегда есть некая космичность.


У меня уже давно вошло в привычку: где бы ни оказался, в какой бы стране, в каком бы городке, всегда стараюсь попасть на рынок. Можно ходить среди торговцев и покупателей. Можно спорить, торговаться, отказываться, смеяться и огорчаться. И естественно, сравнивать. Как у них, как здесь, как там...


Размер рынка большого значения не имеет. Попробовал и знаешь - эти яблоки не такие сладкие и сочные, как рассказывает их продавец, пожилой и хитрый садовод из Брестской области. По тому, как он говорит, как произносит слова, как реагирует на расспросы, безошибочно определяешь: дядька из центральной Беларуси, а совсем не из-под Пинска... А постояв рядом с ним еще минуту, вслушавшись в говор, понимаешь, что его наняли эти самые яблоки продать... Улыбаешься и топаешь дальше.


Я хожу по Комаровскому рынку и высматриваю арбуз. У меня есть немного времени, и покупку можно совершить без суеты и спешки. У входа арбузы по 4 тысячи за килограмм и на выходе такие же. В универсаме на тысячу дороже, да и выбор меньше. Но дело даже не в цене, мне просто нравится путешествовать по рынку. В волнах вкусных запахов, в гуле голосов и говоров...


За последние лет двадцать "Комаровка" изменилась невероятно. Я не про архитектурный облик. Я о товарах, о невиданных раньше овощах, фруктах, рыбе, сырах и прочей снеди. В начале 1990-х подобного изобилия представить было невозможно. Не помню, чтобы фрукты громоздились, как яркие пирамиды и бастионы, а продавец находился высоко над землей. Не помню такого количества меда на любой вкус, винограда, изюма, кураги, орехов, всевозможных приправ.


На базаре понимаешь, что Эквадор, Египет, Чили, Перу, Мексика, Венесуэла, Испания, Греция, Боливия и Эфиопия так же близко, как и Слуцк, Пинск, Браслав, Ждановичи... Понимаешь, что Земля круглая, как полосатый арбуз. Что казахстанские и астраханские степи рядом, что турецкие и молдавские виноградники совсем недалеко. Что Индия, Азербайджан, Чили на одном прилавке. Понимаешь, что мир за двадцать лет сильно изменился, сжался, что китайский чеснок вдруг стал дешевле белорусского, как и голландские цветы...


Продавец выбирает арбуз. Вертит его в руках, стучит, обещает, что именно этот самый лучший, "как мед, как сахар". Арбуз летит вверх, взвешивается, запаковывается и летит вниз. Проворный мужчина южных кровей ловит его и вручает мне. Говорит, что все без обмана, что я обязательно еще раз к нему приду. Я не признаюсь, что пришел к нему и так уже в третий раз.


P.S. На рынке в Санкт-Петербурге в прошлом году видел, как раскупалась крупная антоновка. Продавец и яблоки были из Браслава.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter