Земля до востребования

В Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь идет подготовка к рассмотрению во втором чтении нового земельного кодекса. В чем его особенность? Кто лучший собственник: частник или государство? Какая связь между выкупом арендного права и ипотекой? На эти и другие вопросы “НГ” отвечает председатель Постоянной комиссии по аграрным вопросам Палаты представителей Михаил Русый.

— Михаил Иванович, почему, на ваш взгляд, бытует мнение, что частная собственность чуть ли не панацея от всех бед?
— Проедьте по нашим деревням и посмотрите: почти у всех приусадебные участки в собственности, а ухожены они по-разному. У одного заборчик, сад, грядки — загляденье, а у других все быльем поросло.
— Это личностный уровень проблемы. Но есть и другая сложность. Земля в целом в Беларуси не очень плодородная. И нужны серьезные финансовые вложения, чтобы получить от нее отдачу. Под силу ли это частнику?
— В Орловской области, где чернозем, крупные агропредприятия не спешат становиться собственниками земли. Я спросил там у руководителей: “Почему?” И услышал: “А зачем? Выгоднее взять на 100 лет в аренду”.
— А у нас на сколько лет дают?
— На 99.
— Что будет, если раздать всем, к примеру, по гектару сельхозугодий?
— Будет крах производства. Какую технологию можно применить на этой площади? Лошадь, примитивную сеялку. А дальше — как собрать урожай, как его продать?.. Некоторые страны уже пытались идти таким путем. Но этот путь тупиковый. Зачем нам повторять чужие ошибки? Даже в ходе столыпинской реформы общинные земли оставались неприкосновенными. Раздавались же наделы незанятые, так называемые отруба. И если человек брался за их возделывание, ему оказывалась поддержка. То есть во все времена и всюду свято блюлось то ядро, которое составляет основу продовольственной безопасности любого государства. У нас это — крупные рентабельные хозяйства.
— Но есть и убыточные?
— Да, в прошлом году в некоторых из них урожайность была менее 10 центнеров с гектара. Есть там хозяин? Нет. Но он нужен. И нужен с частными инвестициями. Глава государства принял очень хорошее решение о передаче в собственность убыточных имущественных комплексов за 20 процентов балансовой стоимости. Более 400 хозяйств уже переданы. И еще 200—300 можно передавать.
— Сколько у нас фермеров?
— Около трех тысяч.
— Сложно ли им получить земельные наделы?
— Указом главы государства весь процесс — от подачи заявления до принятия окончательного решения — расписан по дням. Если будут нарушены эти сроки, чиновник понесет ответственность. Здесь все преграды сняты. Но есть проблема с людьми, которые хотели бы на этих гектарах и сотках работать.
— Много ли у нас ничейной, запущенной пашни?
— Такой нет. Другое дело — эффективность ее использования. Поэтому в госпрограмме возрождения села предусмотрен комплекс мер по выводу всех хозяйств на самоокупаемость. Земли в Беларуси детально проинвентаризованы. Там, где они имеют низкий балл, разумнее, конечно, садить лес. Лет через 40 это будет ценнейший капитал.
— На каком уровне находится наша агроотрасль в сравнении с другими странами?
— В Европе мы крепкий середняк и одни из лидеров в СНГ. Мы обеспечиваем полностью свою продовольственную безопасность. А в прошлом году экспортировали сельхозпродукции на один миллиард 300 миллионов долларов. Мы уже столкнулись с перепроизводством. И надо искать новые рынки сбыта.
— Но есть ли в глобальном пространстве место для Беларуси?
— Есть, но надо работать и бороться. Если бы была чистая конкуренция, то мы бы чувствовали себя спокойнее. Однако большинство государств вводит квоты на ввозимую продукцию. Все защищают и поддерживают своих производителей. Потому что это рабочие места и налоги. Впрочем, квоты квотами, но нам надо учиться торговать.
— Кому у нас оказывается господдержка?
— В Конституции прописаны равные права для субъектов хозяйствования всех форм собственности. Если принято решение дотировать производство говядины, то оно распространяется на всех сдатчиков. Если на это выделяется льготный кредит, то он выделяется для всех производителей.
— Велики ли в Беларуси госдотации?
— Они самые большие в СНГ. 120—130 долларов на гектар.
— В нынешнем году они останутся такими же?
— Как и прежде, в достаточном объеме будут выделены финансы на удешевление минеральных удобрений, техники, на перевооружение молочно-товарных ферм, модернизацию сушильных комплексов.
— Стратегическое направление на развитие крупных хозяйств сохранится?
— Да.
— Массовой передачи сельхозугодий в частные руки не намечается?
— Нет. Более 10 лет у нас действует закон о частной собственности на землю, в котором все детально расписано. Для дачного строительства гражданин имеет право приобрести до 10 соток, для строительства и обслуживания жилого дома на селе — до 25 соток, в городе — до 15 соток. Дано право приобрести в собственность гектар земли для ведения личного подсобного хозяйства. Кроме того, в соответствии с международными нормами у нас принято решение о продаже земельных участков для дипломатических миссий, представительств. И третье направление — у нас по решению Президента могут продаваться в собственность участки под отдельные инвестиционные проекты. Я считаю, что мы к нашему главному природному достоянию подходим взвешенно и разумно.
— Но теневой-то рынок существует. Что здесь можно сделать?
— Сейчас ситуация выглядит так. Землепользователь юридически не может производить переуступку своего права на земельный участок, сдавать его в аренду, осуществлять залог права на него. Тем не менее это сплошь и рядом делается. Например, при продаже здания или сооружения в его цену скрыто входит и цена за сотки, на которых оно расположено. То же самое происходит и при сдаче в аренду капитальных строений. Государство при этом ни налогов, ни другой выгоды не получает. В готовящемся кодексе предлагается ввести принцип взимания платы за право заключения договоров аренды земельных участков, как это делается, например, в Китае, Польше. Вместе с тем предусматриваются случаи предоставления участков в аренду без взимания платы: государственным органам, юридическим лицам для строительства и обслуживания госнедвижимости, сельхозорганизациям, в том числе фермерским для ведения сельского хозяйства, научным и государственным лесохозяйственным учреждениям. Кстати, в законопроекте устанавливается минимальный срок аренды — 10 лет (вместо нынешних 5 лет).
— Сколько форм собственности останется?
— У нас много было споров по такой форме, как пожизненно наследуемое владение. Земля государственная, но гражданин ее может передавать по наследству. Есть стимул содержать ее в надлежащем виде. В ходе обсуждения нового кодекса был предложен вариант перехода на два вида собственности: частную и государственную, предусмотрев передачу земель в постоянное пользование и право выкупа аренды. Но, изучив все мнения, мы пришли к выводу, что, по-видимому, надо оставлять нынешние пять видов пользования, включая и пожизненное наследование, которое, однако, будет распространяться только на земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства и обслуживания дома для жителей сельской местности. Впрочем, напомню, все это пока находится в стадии обсуждения.
— А что значит “выкуп арендного права”?
— Это абсолютно новое положение. Суть его в том, что если человек взял участок в аренду, начал строительство, хозяйствование и ему необходим кредит, законодательство позволяет ему использовать его право аренды в качестве залога. Эта норма является шагом к развитию ипотеки.
— Как будет устанавливаться цена на землю?
— Предусматривается возможность, а в ряде случаев и необходимость проведения аукционов. Кто-то, например, хочет построить заправку. На торги выставляется участок. Кто его берет, тот и выкупает право аренды. Другой случай. Человек нуждается в улучшении жилищных условий и полон энергии построить дом сам — ему сотки выделяются по льготной цене. А кто не нуждается, но горит желанием иметь коттедж, тот заплатит по итогам аукциона. Первоначальная цена — кадастровая стоимость. Подобные меры позволят получить дополнительные средства в бюджет.
— Смогут ли иностранцы стать у нас частными землевладельцами?
— Проектом кодекса разрешается наследовать земельные участки, предоставленные в частную собственность или пожизненное наследуемое владение, гражданам Беларуси и иностранцам. Это будет единственным основанием получения у нас земучастков в собственность, пожизненное наследуемое владение иностранными гражданами и лицами без гражданства. Правда, они смогут передавать свою собственность только по наследству, отчуждать ее будет возможно лишь гражданам Республики Беларусь либо местным исполнительным и распорядительным органам.
— Из-за наследства нынче много споров и гражданских исков. Порой это случается, когда один из новых хозяев желает в законном порядке оформить все документы, а другой это сделать не спешит. Можно ли разрешить эту коллизию более простыми способами?
— Да, в законопроекте установлен предельный срок для оформления документов — не позднее 18 месяцев со дня открытия наследства. Если гражданин не оформит все за это время, то может запускаться процедура изъятия земли в пользу государства.
— Когда будет принят новый кодекс?
— Сейчас он готовится ко второму чтению. Проект Кодекса о земле — это эволюционное развитие земельных отношений в Беларуси. Они должны быть прозрачными и регулироваться рыночными механизмами и строгими правилами. Земля — это богатство, которое дано людям от Бога. И это богатство должно приносить пользу всему обществу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter