«Земле я отдал дань земную»

Не зарастет народная тропа в пятигорский музей-заповедник М.Ю. Лермонтова Более запоминающихся минут, чем те, когда мы сидели за накрытыми столами под деревьями Лермонтовской усадьбы в Пятигорске (так называют здесь Музей-заповедник М.Ю.Лермонтова), во всем путешествии по Северному Кавказу не было. Принимала московских журналистов заместитель директора Музея Лермонтова Софья Гавриловна Сафарова. Ветеран музея, бессменный его директор, недавно она передала бразды правления своей дочери.

– Софья Гавриловна, вам не кажется, что Михаил Лермонтов всегда был не в достаточной степени понятен российской публике? И по этой причине менее востребован, чем тот, кого он боготворил? Чем Пушкин.
– В таком случае начну с цифр. В 80-х годах прошлого века была открыта свободная подписка на Полное собрание сочинений А.С. Пушкина. Оформили ее все, кто хотел. Следом решили сделать такую же подписку на Лермонтова. Желающих оказалось намного больше. Этим фактом хочу опровергнуть ваше утверждение, что Лермонтов не востребован современниками. Да, про Пушкина можно сказать, что он проще и ближе нам, произведения его считаются классическими. Но, судя по тому, какой интерес испытывают люди к лермонтовским местам и музеям, смею утверждать, что в современном обществе Лермонтов вызывает интерес даже больший, чем Пушкин. 
И даже скажу чем – тем, что он романтический поэт. Про время, которое сейчас на дворе, принято говорить, что оно плохое. А оно не плохое на самом деле, это время романтиков. Сейчас появляется очень много романтиков, и стихи Лермонтова востребованы как никогда. Недавно мы провели «Ночь в музее», отличившись в этой европейской программе. У нас была ярко освещена вся территория музея с 19.30 до часу ночи.  Выступали великолепные ансамбли. И было огромное количество молодежи.
В Пятигорске много ансамблей духовной музыки, например  «Фламинго» с Кавминвод, который работает с бывшими наркоманами. Музыканты сами пишут стихи, сами поют. И музыка этого ансамбля – одухотворенная,  с глубоким философским содержанием – имеет успех у самых широких слоев молодежи. Ансамбль «Вересковый мед» начинал с исполнения шотландских мелодий (род Лермонтовых, как известно, из Шотландии). Сейчас артисты занялись современной интерпретацией лермонтовских произведений, и это так захватывает зрителей.
В Доме Алябьева проводим программы старинного русского романса. Заслуженная артистка России Ирина Камленко, работая в наших фондах, нашла ноты романсов, которые  не звучали более 100 лет, и подготовила интересную программу. А Геннадий Иванович Заблоцкий, который до недавнего времени был руководителем духового оркестра, нашел в наших фондах старинные марши лермонтовских времен. И на  праздниках поэзии, которые проводим в день рождения поэта
(15 октября) у его памятника в сквере,  удивляем горожан бравурной военной музыкой. А знаете ли вы, что этот памятник Лермонтову, первый в России, был торжественно открыт в Пятигорске 16 августа 1889 года? И автор его – тот самый скульптор Опекушин, чей памятник Пушкину в Москве знают во всем мире.
– Как вы объясняете, почему именно Лермонтов мгновенно откликнулся таким страстным стихом «На смерть Поэта»?
– Ну, во-первых, Лермонтов действительно боготворил Пушкина и все время хотел с ним познакомиться. И Пушкин уже знал стихи Лермонтова, но лично они не были знакомы, по крайней мере, таких свидетельств нет. А вот по поводу того, был ли Лермонтов на похоронах Пушкина, спорят до сих пор. Но я просто убеждена, что Лермонтов был у гроба Пушкина и испытал настоящее потрясение. Многие об этом писали, и скорее всего, так оно и было. Только в таком состоянии он мог прийти, сесть за письменный стол и на одном дыхании написать это стихотворение. Вы видели в музее увеличенный черновой автограф, там практически нет помарок. А в автографах других произведений их  много. Лермонтов очень серьезно работал.
– В  вашем музее снимался сериал «Печорин» по «Герою нашего времени». Вам понравился фильм?
– Сам Игорь Петренко в роли Печорина мне очень нравится, он и внешне соответствует герою, и, считаю, внутренне. Думаю, что это один из лучших лермонтовских образов последнего времени. Сам фильм, конечно, отдает «сериальностью».
А «Герой нашего времени» у Лермонтова сегодня востребован как никогда. Потому что после перестроечного надлома, который остался позади, многие потерялись в этой жизни и ощущают себя лишними. И ищут ответ на тот же вопрос, который мучил Печорина:  «Для какой цели я родился, а видно, она была, эта цель?» Образ лишнего человека очень актуален сегодня.
– Образ Лермонтова овеян особой аурой, может, и место, где стоит его домик, особенное?
– У нас в Кисловодске проходил как-то съезд экстрасенсов, и  они ходили со своими проволоками по лермонтовским местам. Когда пришли к нам, то сказали, что на этой усадьбе никогда не произойдет ничего плохого. Я всем сотрудникам и приказала: если что-то будет происходить, берите свои семьи и приходите сюда.  Такое это место. И действительно, так всегда и получалось. Во время революции Пятигорск был разрушен, в Отечественную войну пять месяцев был в оккупации, а лермонтовская усадьба сохранилась.
А сосну у места дуэли, которую молния разорвала,  видели? Я, например, убеждена, что это не просто так. В этом году у нас нашлись горе-лермонтоведы, которые стали искать истинное место дуэли.
Было много шуму в прессе и на конференции, где звучали чисто эмоциональные высказывания. И представляете, разразилась страшная гроза, и сосна прямо сверху треснула, словно бы дала понять – не троньте, вот оно, место дуэли.  Ведь тогда,  когда  была дуэль,  тоже разразилась ужасная гроза, и тело Лермонтова  пролежало четыре часа под ливнем,  никто не хотел за ним ехать. Вот вам и мистика…

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter