«Зеленая» ветвь развития

Одно из самых перспективных мировых направлений технологического развития – применение возобновляемых источников. Этот рынок активно формируется, возникают и стремительно растут его новые сегменты

Одно из самых перспективных мировых направлений технологического развития – применение возобновляемых источников. Этот рынок активно формируется, возникают и стремительно растут его новые сегменты

Объем мирового рынка продукции из возобновляемых источников сырья (ВИС) составляет около 70 млрд долларов и стабильно растет. В частности, в Евросоюзе с 2009 года эффективно работает директива, стимулирующая использование возобновляемых ресурсов в производстве. Многие развитые страны выделили значительные бюджетные средства на проведение соответствующих фундаментальных исследований и опытно-конструкторских работ. В России этот сектор только начинает развиваться, поэтому существующий объем рынка небольшой – около 600 млн долларов в год.

Наибольшая доля ВИС в России и мире приходится на сельское хозяйство. Здесь российские предприятия перерабатывают только 28% отходов – это почти в 3 раза ниже аналогичного показателя в странах ЕС.

Одним из наиболее перспективных направлений использования возобновляемых сельхозресурсов является кормовой белок, дефицит которого составляет, по оценке, 10% от общей потребности российского рынка.

Возобновляемые источники можно разделить на две категории – источники энергии и сырья. Возобновляемую энергию получают из природных ресурсов, таких как солнечный свет, ветер, геотермальные источники, вода, биомасса. Например, в настоящее время в России гидроэнергетика производит около 20% общего объема энергии. А вот что касается возобновляемых источников энергии на основе ветра, геотермальных вод, солнца, биомассы (за исключением гидроэнергетики), Россия производит не более 0,3% общего объема энергии страны (в перспективе к 2020 году – 2,5%).

В то же время развитые страны значительно опередили Россию в производстве энергии на основе названных источников. К примеру, на 2011 год этот показатель в США составил 13%, в Германии – 21% (35% – к 2020 году и 80% – к 2050 году), во Франции – 12% (27% – к 2020 году), в Китае – 18%, в Великобритании – 10,3%.

Основными ВИС на основе биомассы являются сельскохозяйственные, лесные ресурсы и аквакультуры, которые находят применение в производстве биотоплива, биополимеров и продукции из них, органических кислот и мономеров, а также компонентов, используемых в пищевой промышленности, в том числе в производстве кормов и премиксов, кормового белка.

На мировом рынке высокие темпы роста демонстрирует рынок биополимеров. По экспертным данным, в среднесрочной перспективе сохранится устойчивая положительная динамика развития данного рынка со среднегодовым темпом роста 58%, и в 2016 году объем мирового рынка биополимеров достигнет 5,8 млн тонн общей стоимостью 13,7 млрд евро.

По словам премьер-министра России Дмитрия Медведева, сказанным на заседании президиума Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России, где рассматривалась тема об инновационном развитии и инновационных технологиях с использованием возобновляемых источников, тема устойчивого развития «зеленого производства» стала не только популярной, но и экономически оправданной. Если еще лет пять – семь назад эта тема у мировых политиков вызывала часто скепсис и ухмылки, то сегодня это уже бизнес.

В России основными инструментами государственной поддержки инновационных технологий являются государственные программы. В бюджете текущего года предусмотрены субсидии на сумму 500 млн рублей для предприятий лесопромышленного и химического комплекса, которые осуществляют инвестиционные проекты с использованием промышленных биотехнологий. В рамках подпрограммы по энергетическому машиностроению финансируются исследования и разработки по созданию генерирующего оборудования, которое использует возобновляемые источники.

В Омске планируется производство синтетических каучуков из сельхозсырья, полимеров и сополимеров на основе молочной кислоты, а в Калининграде – производство биокомпозитов.

Создаются: опытно-промышленный комплекс по гидролизу целлюлозы в Рязани, производство субстратов в Бердске Новосибирской области, завод по изготовлению ферментных препаратов в Тамбовской области, производство наноцеллюлозы из отходов сельхозпродукции в Белгородской области с объемом выпуска более 650 тонн в год. В России наиболее перспективное направление – это производство субстратов для биодобавок, компонентов для пищевой промышленности и кормов из аквакультур.

Что касается производства в Белгородской области, то там, по мнению представителя платформы «Биотех-2030», академика Российской академии наук Михаила Кирпичникова, создается самое современное производство незаменимых аминокислот, которое будет обеспечивать практически половину аминокислот, необходимых для российского сельского хозяйства.

Как отметил Дмитрий Медведев, Россия, несмотря на существующий научный и образовательный потенциал, отстает в области инновационных технологий с использованием возобновляемых источников от государств, у которых образовательный уровень существенно ниже. Поэтому так важно и чиновникам, и бизнесу совместными усилиями сосредоточиться на развитии высокотехнологичных «зеленых производств».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter