Беларусь укрепила региональное лидерство в развитии электротранспорта

Зеленая дорога для электромобиля

Новый Указ № 447 «О стимулировании использования электромобилей»: Беларусь укрепляет региональное лидерство в перспективной сфере

 Беларуси зажегся еще более яркий зеленый свет для электромобилей. Президент подписал Указ № 447 «О стимулировании использования электромобилей», который расширяет существующие преференции для такого транспорта. Экологический транспорт — современный тренд. «Сегодня уже практически все страны идут этим путем», — отметил Александр Лукашенко во время совещания с Советом Министров. «Это насущная необходимость и для нас — как с позиции отсутствия достаточных объемов собственной нефти, так и с учетом запуска Белорусской АЭС», — объяснил свою позицию Президент. Около года назад введен ряд льгот для стимулирования приобретения электромобилей. Подход себя оправдал. И Указ № 447 — следующий шаг в формировании стимулов для комплексного развития экологического транспорта: преференции для покупателей (и граждан, и компаний), развития собственного производства и инфраструктуры для обслуживания электромобилей. Беларусь сегодня по этому направлению является лидером среди государств ЕАЭС и фактически драйвером развития транспортной трансформации в союзе. 


Указ № 447 позволяет сформировать более комфортную цену электромобилей для юридических и физических лиц. Такой транспорт (не старше пяти лет) освобождается от взимания НДС как при ввозе в страну, так и при приобретении внутри страны. «Обороты по реализации на территории Республики Беларусь электромобилей освобождаются от налога на добавленную стоимость», — говорится в документе. Более того, граждане, которые приобрели такой транспорт с уплатой НДС до 1 декабря 2021 года, имеют право вернуть сумму налога, но в размере не более 500 базовых величин. Юридические лица имеют право на инвестиционный налоговый вычет на сумму приобретенного электротранспорта. Также от взимания ввозного НДС освобождаются автокомпоненты, импортируемые производителями электротранспорта. «Президент поддержал все наши пожелания и инициативы», — отметил первый заместитель министра промышленности Сергей Гунько. «Документ стимулирует приобретение юридическими и физическими лицами электромобилей, упрощает процедуры по организации установок зарядных станций, создает условия для расширения их сети, освобождает произведенные на территории Беларуси электромобили от обложения НДС», — уточнил он. И добавил, что фактически «в Беларуси открывается самый «вкусный» рынок в регионе для приобретения и эксплуатации электротранспорта». 


Заместитель директора СЗАО «БЕЛДЖИ» Андрей Полегошко обратил внимание, что Указ № 447 также расширяет возможности для формирования более качественного сервиса по техническому обслуживанию электротранспорта и что предприятие сейчас будет стараться занять эту нишу. Также Андрей Полегошко считает, что формируются серьезные стимулы для приобретения новых автомобилей. 

  Заместитель генерального директора ПО «Белоруснефть» Андрей Котик заверил: в стране уже создана базовая инфраструктура для пользователей электротранспорта. В том числе и благодаря стимулирующим мерам, принятым в прошлом году. Указ № 447 — новый этап транспортной трансформации страны. По мнению Андрея Котика, нормативно-правовая база будет способствовать повышению предложений электротранспорта. Это актуально в разрезе мирового тренда, когда до десяти процентов продаж мировых автомобильных корпораций уже приходится на электромобили. Также он отметил, что огромный потенциал есть у грузового электротранспорта (на него тоже распространяются нормы указа). Это актуально в свете того, что «Белкоммунмаш» и МАЗ активно занимаются разработкой собственных моделей. И указ позволяет за счет освобождения от НДС сделать цену для покупателей более привлекательной. А налоговый инвестиционный вычет является серьезным стимулом для коммерческих структур переводить транспортный парк на электрическую тягу. «Указ — хорошее событие, он позволяет получить максимальный комплексный эффект: экологический, развития научной базы и производства электротранспорта, использования атомной энергетики», — считает Андрей Котик. Тем более что интерес к электротранспорту растет. Объем потребленной энергии в сети «Маланка» (ее развивает ПО «Белоруснефть») в этом году увеличился в шесть-семь раз. Специалист соглашается, что пока в стране электромобилей не очень много — около трех тысяч. Но важна динамика. Она есть, так как люди начинают понимать, что на электротранспорте можно полноценно ездить (есть инфраструктура), экономить на эксплуатационных расходах, быть в глобальном экологическом и энергетическом тренде, что психологически также важно для потребителей. Сегодня Беларусь является драйвером по развитию электротранспорта в ЕАЭС. Кстати, именно наша страна была инициатором введения нулевой ввозной пошлины на такие автомобили в прошлом году. И сейчас предлагает продлить эту преференцию и на 2022-й. Сейчас этот вопрос обсуждается, и велика вероятность, что с нашими аргументами согласятся партнеры по евразийской интеграции. «Прогнозы у нас довольно оптимистичные», — констатировал Андрей Котик. 


volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter