Здоровый расчет

Медики Витебской области в прошлом году на экспорте услуг заработали 2,4 миллиона долларов — почти в десять раз больше, чем три года назад

Медики Витебской области в прошлом году на экспорте услуг заработали 2,4 миллиона долларов — почти в десять раз больше, чем три года назад

За счет чего достигнут такой, на первый взгляд, фантастический рост? Не мешает ли развитие медицинского туризма обслуживать белорусских пациентов? На что идет заработанная валюта? На эти вопросы отвечает начальник управления здравоохранения Витебского облисполкома, доктор медицинских наук, профессор Юрий Деркач.

Клиническая картина

— Юрий Николаевич, по объему экспорта медицинских услуг Витебская область уступает только городу Минску. Как удалось так быстро раскрутить бренд Витебщины медицинской?

— Нужно понимать, что для системы здравоохранения рост экспорта услуг — не самоцель. Главная задача, которую мы ставили перед собой, разрабатывая программу “Здоровье” на 2011—2015 годы, — качественно и максимально быстро оздоровить демографическую ситуацию в регионе, где из года в год наблюдался рост смертности.

Полная клиническая картина демографических “болезней” области представляла собой список из 16 пунктов, и мы планомерно работали над снижением смертности, обновлением материально-технической базы медицинских учреждений, внедрением высокотехнологичных видов диагностики и лечения, укреплением кадрового потенциала, оптимизацией структуры здравоохранения. Чтобы увеличить число иностранных пациентов, сначала надо было создать условия для качественного обслуживания местного населения, разгрузить больницы и научиться считать деньги, сделать так, чтобы эффективно работал каждый рубль.

— С чего вы начали?

— Одна из особенностей Витебщины — разбросанные по всей территории населенные пункты и огромное количество — более шести тысяч! — малонаселенных деревень, поэтому надо было продумать систему, благодаря которой качественная медицинская помощь стала бы максимально доступной на селе. Кроме того, регион лидирует по удельному весу жителей старше 80 лет и самое пристальное внимание мы уделили одиноким и одиноко проживающим пожилым людям. Зимой на селе всегда наблюдается резкий рост смертности, летом этот показатель на порядок ниже. Старикам не хватало социальных коек, интернаты дышали на ладан, и мы предложили всем, кто на период холодов не переезжал к родственникам и нуждался в социальной поддержке, провести зимние месяцы в лечебных учреждениях.

Почти тысяча коек сестринского ухода не только спасли стариков (в 2011—2012 году началось резкое снижение смертности в группе лиц старше трудоспособного возраста), но и стали уроком оптимизации. В районах, где население уменьшилось, больницы на 250 коек не нужны, достаточно 100—110, а помещения-то надо содержать и персонал должен быть занят. В течение последних 2-х лет в области активно строятся и реконструируются интернаты для престарелых, и, думаю, вскоре мы спокойно передадим стариков, вынужденных зимовать в больнице, на попечение социальным службам, как это и должно быть. А освободившуюся площадь нам есть чем занять.

Схема лечения

— Витебский опыт оптимизации системы здравоохранения сегодня изучают в других регионах страны. В чем его суть?

— Если кратко, рецепт такой: финансирование строго исходя из расчета на одного жителя, но только если этот житель лечился в регионе, то есть финансирование за конкретный объем помощи. Необходима мотивация разумного увеличения видов и объемов медицинских услуг в области, доступность — лечиться лучше ближе к дому, исключение дублирования, применение технологий, направленных на долгосрочный результат, концентрация высокотехнологичного оборудования и кадров в межрайонных и областных центрах специализированной помощи, адекватная замена дорогостоящей стационарной помощи на амбулаторно-поликлиническую. И тогда появятся резервы, в том числе и для организации медицинского туризма.

Практически все районные больницы на Витебщине укомплектованы современным диагностическим и лабораторным оборудованием, оказывают высокотехнологичную хирургическую помощь: в Новополоцке, Орше, Поставах, Новолукомле освоили эндопротезирование суставов, фактически во всех районных центрах — лапароскопические операции. В Новополоцке недавно открыли отделение офтальмологии — за три месяца было проведено почти 1,5 тысячи операций.

За три года в стационарах сокращено около двух тысяч коек, причем объемы помощи не уменьшились, и жалоб не было. На сегодня социальный стандарт девять коек на тысячу человек. Но за счет того, что за последнее время в практическое здравоохранение внедрено более 157 высокотехнологичных видов медицинской помощи, количество реально востребованных коек упало до восьми. Значит, одна может работать на экспорт услуг, который дает валюту и возможность развития.

Инвесттерапия

— Что бы вы сказали тем, кто считает правильным взять один-два объекта и завершить их в короткий срок, а не “размазывать” средства одновременно на десятки ФАПов и отделений? Например, в областном центре многие медучреждения не первый год находятся в состоянии ремонта...

— Лечат не стены, а специалисты, владеющие современными технологиями, при наличии медицинского оборудования, изделий медицинского назначения и лекарств. Кстати, Министерство здравоохранения этому уделяет особое внимание.

Нам необходимо было вначале создать условия для лечения в регионах, межрайонных центрах, восстановить там ранее утраченные виды помощи и только точечно произвести реконструкцию в областных учреждениях под высокотехнологичное оборудование. Если бы мы это сразу не сделали, люди по-прежнему были бы вынуждены выезжать на лечение в Витебск. Мы бы не имели возможности и сегодня освободить здания больниц областного центра для реконструкции или капитального ремонта. Поэтому в первую очередь средства были направлены на учреждения сельского здравоохранения, в 2010 году было введено в эксплуатацию 76 объектов, из них 66 в агрогородках. В дальнейшем последовательно увеличилось финансирование на районном, городском и областном уровнях. В течение четырех лет в эксплуатацию введено 239 объектов здравоохранения, в том числе 134 — в сельской местности.

Параллельно на всех уровнях шла закупка современного медицинского оборудования — инвестиции превысили 580 миллиардов рублей. Первоочередное развитие получили кардиологическая, онкологическая службы, а также служба скорой медицинской помощи — так называемые лидеры в структуре смертности населения. Техника последних поколений применяется в онкологии, урологии, родовспоможении. Благодаря расширению возможностей витебских медиков число пациентов, направляемых в республиканские центры, уменьшилось вдвое. В полтора-два раза снизились объемы в областных учреждениях, а в районных — выросли в 1,3 раза. Нет перегрузки, и мы спокойно закрыли на ремонт половину центральной городской больницы, реконструировали целый блок областной больницы, в работе корпус инфекционной больницы, колоссально много сделано в детской областной, в Витебске строится крупная поликлиника в спальном районе.

В результате оптимизации и применения высоких технологий медики сэкономили только в 2013 году более 300 миллиардов бюджетных средств, за счет внебюджетной деятельности привлечено без малого 270 миллиардов рублей, что составляет 10,5 процента от бюджетного финансирования. Объем экспорта каждый год почти удваивается, в прошлом году пролечено 20 950 иностранных граждан. Собственные средства направляем на развитие и повышение заработной платы. В январе за счет денег, полученных от оптимизации отрасли, для всех категорий медработников в рамках выполнения указа главы государства вводится доплата по контракту, тарифный оклад будет увеличен на 13 процентов.

Медицинский маршрут

— Десятикратный рост объемов экспорта все же не мог случиться сам по себе. Модернизируя медицину, вы ведь наверняка учитывали выгоды географического положения районных больниц?

— Конечно, ведь рост экспорта был не главным, но одним из ожидаемых результатов. Для начала мы создали регистр медицинских услуг, которые оказываются в области. В него вошли хорошо оснащенные объекты, например, роддом № 1, областная стоматологическая поликлиника, центральные районные больницы на приграничных территориях. Затем первыми в стране получили лицензию и открыли Центр медицинских туристических услуг, который стал продвигать наш медицинский продукт через доступные информационные каналы и налаживать работу с латвийскими и литовскими коллегами, с партнерами из Смоленска, Пскова, Москвы, Московской области.

Провели мониторинг, выяснили, что есть спрос на реабилитацию и восстановление. Например, в Смоленске работает федеральный центр травматологии и ортопедии, но с послеоперационной реабилитацией есть проблемы. Мы подписали соглашение и оказываем те виды помощи, которые недостаточно развиты.

Завершили реконструкцию реабилитационных отделений в Поставской центральной районной больнице и городской больнице № 3 Барани Оршанского района, развитие получили учреждения в Браславе, Глубоком, Лиозно, Холомерье Городокского района. Каждый регион сегодня имеет свою специфику. И это шаг к финансовой самостоятельности.

— Какие услуги пользуются популярностью у иностранных пациентов?

— Наиболее востребована помощь витебских специалистов-проктологов, кардиологов, стоматологов, а также акушеров-гинекологов. Хорошо развиты кардиохирургия, педиатрия, косметология, на высоком уровне оказывается помощь онкологическим больным, проводятся диагностические обследования. Скажем, областной диагностический центр в 2010 году зарабатывал около миллиарда рублей, а сейчас — 14—15 миллиардов. И это не за счет объема, а за счет новых услуг. Открыт центр остеопороза, прекрасно работает центр пароксизмальных состояний, иностранные пациенты организованно приезжают на прием в выходные.

Большой популярностью, особенно у жителей Москвы и Санкт-Петербурга, пользуется оздоровление детей. В “Жемчужине” Лепельского района за лето приняли 800 детей из России. Доход составил около 900 тысяч долларов. В центре “Ветразь” Поставского района отдохнули 100 детей из Москвы и Московской области. Экспорт услуг — более 40 тысяч долларов, а еще в прошлом году был ноль. Хотим создать условия для того, чтобы в области ежегодно получали реабилитационную помощь пять тысяч детей из-за рубежа, планируем перевести эти центры в коммунальные унитарные предприятия. При этом тот объем помощи, который государство делегировало для наших жителей, будет выполняться в полном объеме и на более высоком уровне. Потому что эти центры смогут тратить на себя те ресурсы, которые заработают. Благодаря системной работе и оптимизации мы годика через три-четыре будем сами зарабатывать процентов сорок финансирования из бюджета.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter