Здесь дышит почва и судьба... «Прощание с Матерой» по-иркутски прошло в Минске на «ура»

На пике Года культуры Российской Федерации в Республике Беларусь в нашу столицу приехал Иркутский областной театр юного зрителя имени Александра Вампилова.
На пике Года культуры Российской Федерации в Республике Беларусь в нашу столицу приехал Иркутский областной театр юного зрителя имени Александра Вампилова. Эка невидаль, скажет кто-то из читателей, провинциальный театр из далекой Восточной Сибири. Да кого мы только не видели за последние 10 лет… Все это так, но (и этим страдали с советских времен всевозможные декады и дни культуры союзных республик) на торжественные встречи культур, как правило, выставлялись два-три ведущих мощных коллектива, остальные – модные и популярные. К примеру, если бы Год культуры России представлял Филипп Киркоров, конечно же, был бы ажиотаж. Но вот вопрос: чтобы осталось потом в душе у зрителей?.. …Нет, и в самом деле, лучше, что к нам приехал театр из Иркутска. Потому что искусство, которое он нам показал, первородно в своей основе. Как сказал поэт Б.Пастернак: «И здесь кончается искусство и дышит почва и судьба» Иркутяне открыли гастроли «Прощанием с Матерой» по знаменитой повести В.Распутина. Битком набитый Малый зал Дворца Республики внимал неспешному повествованию о последних днях существования небольшой сибирской деревеньки Матеры, которая согласно генеральному плану должна была оказаться на дне водохранилища. Деревенька, как говорили в советское время, бесперспективная, жителей в ней раз-два и обчелся. Зато размах новых планов рисовал такую перспективу светлого будущего… Сибирский писатель, будто резцом по граниту, и вслед за ним театр вырезают пласты еще недавнего нашего бытия, и зал замирает в щемящей тишине. Четыре пожилые женщины, каждая со своей судьбой и долгом: у одной – муж, у другой — внук Коляня, у третьей – непутевый сын, и Дарья – главная героиня, главная хранительница Матеры и устоев, накрепко связаны с землей и бытием сибирским. Именно она, Дарья, центр сопротивления бездушному чиновничеству, по-большевистски легко смахивающему историю и уклад жизни людей, если они как-то встают против «генеральной линии»; именно она спорит и убеждает своих подруг, сына Павла и внука Андрея в священности для человека места, где он родился, увидел свет солнца, услышал от матери родное слово… Спектакль выстраивается режиссером-постановщиком Александром Ищенко вокруг Дарьи и ее подруг, их судеб, хотя проекция его обобщающей силы угадывается намного дальше и объемней. Он не тороплив и изначально строится, как эпическая драма. Некоторые перепады в темпоритме действия восполняются предельной самоотдачей актеров, среди которых, безусловно, выделяется работа заслуженной артистки РФ Людмилы Стрижовой. Ее Дарья – совесть, мотор и ведущий нерв спектакля. Она несет в себе обжигающую правду и глубокую искренность, органична практически во всех эпизодах. И еще две работы иркутян хотелось бы выделить особо. Сима (заслуженная артистка РФ Любовь Почаева) вызывает одновременно и сочувствие, и восхищение. Высокая фигура старухи, к которой прилепился маленький внук, — олицетворение благородства, надежности и неиссякаемого терпения, которыми наделена русская женщина. И еще одна актерская работа — Тунгуска в исполнении заслуженной артистки РФ Галины Проценко как бы олицетворяет связь человека с родной землей. Ее заключительное появление на сцене, когда она прощается-молится с Матерой по-тунгусски и по-русски, врезается в память, будоражит сердце. Мужские работы в спектакле менее впечатляют. Запоминаются, пожалуй, Павел (Владимир Безродных), Андрей (Александр Гаврилов) и дед Егор (заслуженный артист РФ Валерий Елисеев). Второе выступление иркутян и вовсе театральное ноу-хау. Речь идет о нежданно появившемся совместном белорусско-российском проекте. Дело в том, что заслуженный деятель искусств Республики Беларусь главный режиссер Театра белорусской драматургии Валерий Анисенко поставил в иркутском театре известную пьесу А.Макаенка «Трибунал». Трагикомедию, которая стала классикой современного белорусского театра. И вот на сцену в Минске вышли в одном спектакле два состава актеров: белорусский и российский. Как оценить проект с театрально-художественной точки зрения? Во всяком случае, это было интересное зрелище. В режиссуре Валерия Анисенко найден органичный ключик, который соединяет и события прошедшей военной стихии, и первые постановки пьесы, и современность. Главное в режиссуре – определенная тональность, которая дает раскрыться актерским индивидуальностям. И та же Людмила Стрижова интересно выглядела в роли Полины, жены главного героя. Были хороши оба сына Терешки-Колобка в белорусском и российском исполнении, оба немецких коменданта (артист Виктор Богушевич, заслуженный артист РФ Николай Кабаков). Из других исполнителей стоит отметить артистов ТБД Татьяну Калих (Надя) и Валерия Ласовского, временами притягательного белорусскими чертами – мягкостью и «памяркоўнасцю» Терешку-Колобка. Терешка-Колобок в исполнении иркутянина (артист Олег Тупица), быть может, несколько более подвижный по темпераменту, но очень убедительный. А Полина в исполнении заслуженной артистки Республики Беларусь Татьяны Мархель – это просто звездная роль с глубинным белорусским колоритом (который усиливают и народные песни в оригинальном исполнении актрисы), с сочной яркостью театрального выражения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter