Здесь были Лёлик и Кальяри!

10 тысяч километров автостопом
10 тысяч километров автостопом

Читаю: «Здесь были Лёлик и Кальяри». Оригинально! Особенно если учесть, что стою не у сельмага, а в сердце одного из центров немецкого автомобилестроения — Вольфсбурге. Лёлик и Кальяри... Почти как Ося и Киса, чьи имена хранит согласно Ильфу и Петрову Крестовый перевал главного горного Кавказского хребта. Ну так с этими охотниками за табуретками все ясно: носило их по свету в поисках бриллиантов будь здоров, а вот Лёлика и Кальяри привели в город «Фольксвагенов» отнюдь не корыстные побуждения. Они — романтики с большой дороги, отчаянные болельщики минского «Динамо» и плюс ко всему — парни, занимающиеся грандхопингом. Надеюсь, корректоры не вычеркнут это странное слово... А чтобы не донимали напрасными звонками, сразу объясню: грандхопинг — это такое футбольно–туристическое (не путать с пешеэротическим) экстремальное направление, когда увлекающийся футболом человек путешествует по миру (автостопом или еще как, в зависимости от своего финансового состояния), посещая футбольные матчи. «Ground» — земля, «hoping» — надеяться. Такая вот «земля надежды» получается. Или вот такая еще версия: «ground» используется в трактовке «стадион», «футбольное поле», а «hopping» — прыгать на одной ноге. Иными словами, скакать со стадиона на стадион по всему белу свету. Выбираешь классическое футбольное дерби, на легендарном английском «Уэмбли», например, и дело в шляпе — осталось только до него добраться. Слабо? А вот Лёлик и Кальяри были и там. Меня, правда, там не было (надеюсь, пока не было), а потому сказать вам, какая надпись оставлена на стенах самой главной английской арены, не могу, а Лёлик не «колется». Говорит, что стены они не марают, а те слова, что запечатлены на строении вольфсбургского стадиона, сделали не они, а некто Шайба, еще один горячий поклонник минского «Динамо». Я Лёлику верю, потому что он парень честный и серьезный. Как–никак экономику изучает, иностранные языки знает. А в путешествиях проводит иногда до четырех месяцев в году...

Его альбомы пухнут от фотографий, а в паспорте (третьем по счету в его–то юные годы!) снова нет места для виз. Каждая несет в себе историю. А их Лёлик может рассказывать часами, и поэтому наша беседа затягивается неимоверно. Мы скачем с темы на тему (словесным грандхопингом занимаемся) и в итоге решаем встретиться еще раз: Лёлик вспоминает, что он забыл рассказать о Северном Кипре, каких–то древних поселениях, горных озерах и еще о чем–то там таком. Поговорив и расставшись во второй раз, уже я кусаю себе локти: по рассеянности забыл спросить, может, он и снежного человека Йети где–нибудь на горных перевалах встречал? А то ученые бьются, ищут... Кажется даже, что сейчас футбол как таковой для Лёлика отходит на второй план. На первый выдвигается сам процесс путешествия и познания мира...

— Нет, я все–таки больше болельщик, а все остальное — приятное дополнение к этой страсти, — у Лёлика загораются глаза, как у кота, при таком моем предположении. — В 9 лет стал смотреть по телевизору матчи минского «Динамо» и приблизительно в этом же возрасте во мне проснулась страсть к путешествиям.

— А ты откуда столько всяких разностей о странах знаешь? Специально, что ли, изучаешь перед поездками?

— Да, в Интернете, в книгах, в журналах... Берешь карту, выбираешь маршрут и смотришь, что в этих городах интересного, на что можно посмотреть, знакомишься с историей.

— Помнишь свое первое путешествие?

— В 1996 году поехал на матч минского «Динамо» в Мозырь. С этого все и началось.

— Вот еще вопрос, который не дает мне покоя: почему ты — Лёлик, а твой друг — Кальяри?

— Лёлик — производное от Алексея, а Кальяри... Миша очень давно болеет за одноименный итальянский клуб. Он вообще в чемпионатах разных стран поддерживает все островные команды, такая вот у него страсть.

— А к автостопу кто тебя привлек?

— Само собой получилось, транспорта на выезды не было, а попасть на футбол хотелось. Автостопом я как–то достиг аж Лендс–Энда — это самая крайняя западная точка Англии, ее название переводится как «край земли».

— Обалдеть! А водители вообще охотно подбирают таких, как вы с Кальяри, — «автостопщиков»?

— Нормально, большинство водителей подвозят бескорыстно и даже с интересом. Я тоже в будущем собираюсь совершенно бесплатно подбирать попутчиков, приглашать их к себе домой на ночлег, угощать... Не вижу в этом ничего странного, ведь жители разных стран и регионов проявляли такое же гостеприимство по отношению ко мне. И мне, и моим товарищам удавалось путешествовать и в кабинах тепловозов, электровозов, в труднодоступных местах на попутных вертолетах, самолетах (авиастоп), на грузовых паромах и баржах по рекам и морям (гидростоп), на вездеходах и оленьих упряжках на русском Севере... И все это, заметь, бесплатно. Более того, в некоторых регионах Грузии, Турции и в восточных диких нетуристических местах водители и кондукторы дальних автобусов, подвозя на сотни километров, отказываются принимать деньги за проезд, объясняя это тем, что ты являешься гостем и путешественником (большой рюкзак и элементы одежды — оранжевый или желтый автостопный комбинезон, например, — указывают на это). Также много было путешествий на поездах и автобусах по билетам, как, к примеру, в Люксембург или в тот же Вольфсбург на матчи минского «Динамо».

— Долго вообще приходится на дороге стоять, пока кто–нибудь подберет?

— По–разному. Здесь от многих факторов зависит: от времени года, от выбранной позиции, от времени суток, внешнего вида. От страны, опять же. Это все с опытом приходит.

— А на каком языке ты с водителями в пути общаешься?

— Я владею немецким, английским, польский хорошо понимаю... А в Турции изъяснялся жестами, мимикой, рисунками...

— Дорожные неприятности часто случаются?

— Сейчас порядок навели, а раньше иногда хлопоты доставлял рэкет на дорогах и вокзалах. Перед чемпионатом мира по хоккею в Санкт–Петербурге возвращался, помню, из Словакии, где был на товарищеском матче сборной Беларуси. На вокзале подошел парень, представился украинским рэкетиром, потребовал денег. Не знаю, чем бы все закончилось, если бы не подошли ребята и... не наваляли этому «рэкетиру» по полной программе. Я так понял, они и были настоящими украинскими рэкетирами, а тот — самозванцем. Так или иначе, а под шумок я успел «сделать ноги». Но, как правило, безопасность вольного путешественника, скажем так, — это продукт его поведения и правильного отношения к окружающему миру. Если имеется опыт путешествий, а сам путешествующий не склонен к употреблению алкоголя, дракам, совершению всяких глупостей, то никаких проблем не возникает. Да и вообще, как на Кипре, так и в других странах чувствуешь себя свободно даже в диких местах и наоборот — в туристических городах, местностях следует быть внимательным. Уверен, под этими словами подпишутся и другие путешественники.

— Ты обычно один путешествуешь или с компанией?

— Когда как.

— Не страшно одному–то?

— Нет. Так мн
ого впечатлений, что скучать и беспокоиться некогда. Порой предыдущий день вспоминаешь, как будто он был полмесяца назад, столько вместил в себя событий.

— А ночуешь где? В чистом поле, как голь перекатная?

— Чаще всего у друзей, которых довольно много по всему миру, — спасибо Интернету. У меня, кстати, путешественники тоже останавливаются. Скоро из Малайзии парень приедет, хочет посмотреть на Россию, Беларусь и Латвию. Или вот, не далее как вчера получил сообщение по электронной почте — журналист из Бельгии желает Минск увидеть.

— У тебя какой самый длинный маршрут был?

— Курдистан, Англия, Италия... Из последних — путешествие в Северный Кипр, на матч «Анортосис» — «Динамо». Дорога туда и обратно отняла 29 дней. Выехали за неделю до матча, исходя из того, что за сутки можно преодолеть в среднем 600 километров. На «дальнобойщике» добрались до Москвы, потом — до Воронежа, немного пешком, а там нас подобрала такая интересная и удивительная женщина... Она гнала на своих «Жигулях», как сумасшедшая, обгоняла по встречной, с нарушением всех возможных правил, а на требования инспекторов ГАИ остановиться с улыбкой отвечала: «А попробуй догони!» Ни один не догнал! Далее, проехав республики Северного Кавказа, достигли в горах (в Дарьяльском ущелье) российско–грузинской границы, где застряли почти на сутки. Затем по Военно–Грузинской дороге, считающейся одной из самых живописных в Европе, через Крестовый перевал, вдоль видимой вершины Казбека (5.033 метра) и открытых бассейнов с минеральной и к тому же газированной (!) водой, спустились в живописную, теплую и богатую фруктами долину Мцхету, где сливаются реки Арагва и Кура. Там, кстати, находится монастырь Джвари, построенный в IV веке. О нем еще Лермонтов писал в своем незабвенном «Мцыри»: «Немного лет тому назад, / Там, где, сливаяся, шумят, / Обнявшись, будто две сестры, / Струи Арагвы и Куры, / Был монастырь...» Во как! После грузинских Боржоми и Ахалцихе наш путь пролег через прекрасную горную Турцию. Вновь, как и в прошлом году во время поездки на матч Турция — Беларусь, восхищались изумительными горными пейзажами и серпантинами, преодолели многие известные перевалы (в том числе в открытых кузовах маленьких грузовичков — ощущения еще те!) и действующий вулкан Эрджияс.

— Долгим же, однако, выдался путь...

— Да уж, неблизким... Из портового Мерина на огромном пароме (пассажиры спали на полу под открытым небом) прибыли в древнюю Фамагусту — непризнанную мировым сообществом республику Северный Кипр. Попутешествовав по ней, перешли через границу в Никосии в общепризнанный Кипр, где и посетили матч предварительной стадии Лиги чемпионов «Анартосис» — «Динамо». На матче поддерживали родной клуб и другие динамовские суппотеры, посещающие выездные игры родной команды на протяжении 10 — 15 и более лет. Кстати, немногие в стране знают, что фанаты «Динамо» посетили поединки минских динамовцев и сборной Беларуси в 32 разных странах Европы и Азии...

— Солидно! Обратный путь, надеюсь, был короче, а то нам места в газете не хватит...

— На обратном пути мы посетили матч «Трабзонспор» — «Анортосис» и через Аджарию (очень интересный регион Грузии, единственный в бывшем СССР с действительно субтропическим климатом и теплым морем) и непризнанную Республику Южная Осетия въехали на территорию России. А ведь в начале путешествия нам давали весьма противоречивую информацию о Южной Осетии: дескать, после последних событий для того, чтобы попасть в Цхинвали, нам придется нелегально ехать по лесным дорогам в упряжках на лошадях, потому что основной путь перекопан и закрыт. Но, как и героев любимого мною Жюля Верна, острота ощущений и поиск двигали нас к новым открытиям. Нам все же удалось познакомиться с этим живописным местом и очень, к слову, доброжелательными людьми и проехать в охраняемом военными эскорте (!) по петлям известной Транскавказской магистрали. Любопытно, что вдоль давно не ремонтировавшейся, разбитой трассы (с началом войны 1989 — 1992 годов ставшей дорогой жизни, которая связывала блокадный Цхинвали с остальным миром) стоят настоящие пушки и бэтээры, а сама дорога известна своим потоком контрабандных грузов. Однако по–кавказски гостеприимным автостопом по ней удобно продвигаться, особенно когда водителей, перевозящих контрабанду, знакомые служащие пропускают без длинных задержек... А потом была Москва, кольцевая, и наконец водитель Сергей, ехавший на своем автомобиле из Москвы в Мядель. Таким образом, преодолев в этом путешествии 10 тысяч километров по суше и по морю, вернулись домой с уймой впечатлений, усталые, но довольные, даже несмотря на то, что деньги закончились еще на Кипре. Лишь на еду оставалась небольшая сумма...

— Интересной жизнью живешь...

— Я посетил 26 стран Европы и Азии.

— А городам подсчет ведешь?

— Лишь тем, в которых был на футбольных матчах. В этом списке Никосия стала 60–м городом за пределами Беларуси, а Трабзон — 61–м. Но на этом, как сам понимаешь, я останавливаться не собираюсь.

— Слушай, но это же физически тяжело: все эти переезды, переходы, перевалы...

— Привычка. Плюс зимой готовишься к сезону: тренажерный зал, бассейн. Занимаюсь в основном на выносливость. Еще в Минске практикуем с друзьями пешие походы, километров по 60 на природу. Не курю. Из спиртного могу себе позволить пиво. Иногда.

— А планы у тебя ближайшие какие?

— Если бы удалось раньше вернуться с Кипра, то непременно отправился бы с другом на одну из строек ГУЛАГа, за Полярным кругом. Там очень много строений сохранилось, интересно как с точки зрения истории — как–никак более 300 тысяч человек погибло, так и географии, — когда еще на Крайнем Севере придется побывать? К сожалению, опоздал, уехал приятель без меня. Хотел бы еще посетить страны Африки, Восточной Азии, Ближнего Востока... В частности, Сирию, Иорданию, Эфиопию, Судан, Иран, Пакистан, Камбоджу, Лаос, Таиланд...

— Хватит, хватит, достаточно! А как в Таиланд планируешь добраться?

— Через Казахстан, Китай и так далее. Нормальный маршрут, с путешествием на корабле. А «вписываться» на паром или корабль не впервой. Кстати, вот был забавный случай. В Молдову недавно я попал... на пароме! Оказывается, на реке Днестр есть официальный пограничный переход. Там стоит будка с надписью «Молдова», где мне и поставили в паспорт штамп, на котором нарисован кораблик. И никаких таможенных досмотров, что интересно...

С его рассказов можно писать книгу. Журналистская судьба меня, в общем, тоже побросала немало, но, слушая Лёлика, я отчетливо понимал, что не видел и сотой части того, что видел он, что не знаю о географии и истории практически ничего, что мир наш действительно добр, велик и прекрасен, как на том настаивает этот парень с искрящимися глазами. Парень, который мечтает объехать земной шар вдоль и поперек. И кто знает, может быть, лет через 500 ученые обнаружат в дебрях Амазонки окаменевшую породу, а на ней — странную надпись, над расшифровкой которой будут биться лучшие умы. Вполне возможно, ее сочтут за послание инопланетян: «Лёлик и Кальяри здесь были...»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter