Здесь был Стивен Спилберг

Мне - подруге всех киноманов - не так давно довелось узнать: бывший киевлянин (ныне эмигрант) Вадим Перельман снял в Голливуде картину "Дом из песка и тумана".
Мне - подруге всех киноманов - не так давно довелось узнать: бывший киевлянин (ныне эмигрант) Вадим Перельман снял в Голливуде картину "Дом из песка и тумана". Фильм номинировали на "Оскар", а Вадиму позвонил сам Стивен Спилберг, чтобы сказать: "Для таких фильмов, как "Дом из песка и тумана" и "Красота по-американски", я и создавал студию "Dream Works".

Так что там за фильм такой? Не прошло и недели моих терзаний, глядь - а в минских кинотеатрах уж "Дом из песка и тумана" показывают, "Крупную рыбу", "Трудности перевода", "Хозяина морей", "Последнего самурая"... и "Властелина колец-3: Возвращение короля" заодно. Все - лауреаты и номинанты премии "Оскар"-2004.

Не верю ни глазам своим, ни ушам: я ведь помню 1997 год, когда в минские кинотеатры с протекающими крышами и драными сиденьями люди приходили разве что пивка попить и покурить, а на экранах показывали не фильмы, а третьесортный американский мусор. Вся прокатная отрасль была признана умирающей и бесперспективной: дескать, народ в кино ходить больше не будет, так что - мама не горюй! - столичные кинотеатры "Октябрь", "Москва", "Победа" и "Мир" впору сносить.

Как из очевидного кризиса выбирался "Киновидеопрокат" - это целая история. Прежде чем ее рассказать, прошу обратить внимание на тот факт, что сегодня кинотеатры Минска по своему техническому оснащению приблизились к мировым стандартам. Недавно г-н Коктыш принимал польскую делегацию кинопрокатчиков, так они были удивлены репертуарному изобилию наших кинотеатров. Надеясь обнаружить в белорусской столице кинопрокат вконец умершим, поляки, к своему огорчению, немало удивились оперативности нашей кинопрограммы: польским киноманам и не снились оскароносные ленты в эти мартовские денечки.

Отмотаем киноленту истории назад, в те годы, когда городские власти назначили Василия Коктыша директором "Киновидеопроката". Если киношная отрасль в то время во всех странах СНГ "протекала", "болела" и "чахла", то репутация г-на Коктыша на коммерческом кинорынке только крепчала. Вот уже и россияне пригласили нашего Василия Петровича провести кинорынок в Астрахани, с чем он успешно справился, и тут - назначение в Минске. С чего начать? Коктыш решает пробиться на прием к тогдашнему мэру столицы - Владимиру Ермошину с твердым намерением показать ему аварийность зданий кинотеатров и ужас, который творится там во время киносеансов. Ермошин как человек не слабонервный после печальной экскурсии спросил у Коктыша только одно: "Неужели ничего нельзя сделать?" Опытный в коммерческих вопросах Василий Петрович понимал: нужно изобрести какой-то отличный от других путь выхода из кризиса, вот тогда-то он и предложил мэру попробовать купить такой фильм, который вернул бы зрителей в кинотеатры.

Выбор Василия Коктыша пал на фильм "Титаник". Как это ни странно теперь звучит, именно "Титаник" "вывез" минские кинотеатры из разрухи. Городские власти выделили 6,5 тысячи долларов на покупку американского кинохита, тут все и завертелось. Очереди у касс кинотеатров, ажиотаж вокруг фильма "развеселили" немного УП "Киновидеопрокат", и поверилось, что при грамотном подходе к кинорынку, точно владея его предложением, можно мало-помалу начинать ремонт в "Октябре", "Москве" и т.д. Чем, собственно, "Киновидеопрокат" и занимается все эти годы.

Василий Петрович развернул такую хозяйственную деятельность на минском рынке кинопроката, что не подпускал к кинотеатрам ни одного частника. Московские коммерсанты, естественно, хотели приватизировать и "Победу", и "Октябрь", и другие кинотеатры, но Коктыш не давал им ни одного шанса. Деловито и самостоятельно ездил в Москву, вел пятичасовые переговоры с крупнейшими голливудскими дистрибьюторами, убеждая их, что минский "Киновидеопрокат" со временем станет равноправным партнером на мировом рынке проката. В итоге имеем то, что имеем: престижный кинопоказ в солидных кинотеатрах плюс разнообразные фестивали и программы кино. Например, с 19 по 26 марта "Киновидеопрокат" провел минский городской фестиваль детских и юношеских фильмов "Сакавiчок". Во всех столичных кинотеатрах в дневное время школьники могли со вкусом провести время: "киношку" детскую посмотреть, поучаствовать в театрализованном представлении и встретиться с каскадерами, актерами, режиссерами "Беларусьфильма" перед началом киносеанса.

Вторая и одна из моих любимых общественных инициатив "Киновидеопроката" - это фестиваль "4x4". Четыре дня, четыре фильма "не для всех" в четырех кинотеатрах - это роскошь, которую могут позволить себе раз в месяц жители Минска. Еще "Киновидеопрокат" сохранил за собой газету "Кинонеделя Минска", в следующем году в кинотеатре "Аврора" планирует открыть мультиплекс. В перспективе - строительство электронного кинотеатра. Размах, сами понимаете, серьезный.

И всякий раз, когда я бываю в Витебске или Бресте, печалюсь: в наших областных центрах по-прежнему слабенькая, третьесортная, программа кинопоказа, а о фестивалях арт-хауса в провинции и вовсе не помышляют. Кинопрокат в областных городах, по-видимому, живет одним днем и мне, уроженке Витебска, за "культурную столицу" обидно. Вместо программы фильмов "Оскар-2004" там смотрят "просроченных" лауреатов прошлого года - "Чикаго" и первые части "Властелинов колец". Прокатчики из областей не пекутся о воспитании вкуса киноманов, отнимая у жителей провинции право своевременно наслаждаться шедеврами мирового кино.

На мой взгляд, сценарий, по которому развивается минский "Киновидеопрокат", - отнюдь не фантастика. Московские и голливудские дистрибьюторы сегодня вынуждены считаться с Минском и продавать нам копии мировых кинопремьер по приемлемым ценам. Репутация у Минска на кинорынке отменная - оказывается, ее можно и нужно завоевывать.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter