Зазвонят в Хотимске - услышат в Костюковичах

На колокольне Свято-Троицкого собора в Хотимске в скором времени зазвонит новый колокол - благовест.
На колокольне Свято-Троицкого собора в Хотимске в скором времени зазвонит новый колокол - благовест. В церковной "табели о рангах" такие колокола стоят на первом месте - по размерам и старшинству. А хотимский - самый большой в стране.

Свято-Троицкий храм уникален сам по себе. Заложенный в 1861 году в честь освобождения крестьян от крепостного права, он строился 12 лет тремя славянскими народами - белорусами, украинцами и россиянами.

До революции собор славился своим колокольным звоном, когда в Хотимске звонили, в Костюковичах, за десятки километров, слышно было. Самый большой колокол тогда весил 360 пудов (около 6 тонн). В 1924 году из собора вывезли практически все ценности. В первую очередь паникадило из серебра весом в 500 килограммов - дар хотимских купцов, с чудотворной иконы сняли золотую ризу весом 2,5 килограмма. Замолк Свято-Троицкий собор в марте 1929 года, когда с храма сорвали колокола. Чудом уцелел только один, маленький, на 5 пудов и 3 фунта.

Идея отлить самый большой в Беларуси благовест принадлежит настоятелю Свято-Троицкого собора отцу Кириллу. 75-летний архимандрит служит в Хотимске уже 46 лет, с 1958 года.

- В то время, когда я приехал в Хотимск, верующих, конечно, к собору на пушечный выстрел не подпускали, - вспоминает отец Кирилл. - Службы проводили в маленькой деревянной церквушке на кладбище. Но все это время надеялись, что правда неправду победит. Так и произошло. В 1991 году храм, в котором в советские времена располагался зерносклад, а потом районный Дом культуры, передали верующим.

Отец Кирилл начал собирать колокола задолго до этого момента. Находились они в самых неожиданных местах - в пунктах приема цветного металла, даже на свалках. Только один пример: в близлежащих Соматевичах храм разорили, но три колокола чудом уцелели. Отец Кирилл узнал об этом и приехал забрать "погорельцев". Оказалось, что, пока добирался, два из них местные мужики пропить успели.

В конце концов за годы собрали практически весь комплект. Недоставало только одного колокола, самого большого - благовеста. Вот и решили заказать его в Минске на предприятии "Отменное литье". Поначалу мастера за изготовление браться не хотели, боялись, что не получится. Даже митрополит сомневался в успехе этого предприятия. "И все-таки, давайте попробуем", - настаивал отец Кирилл. Попробовали. Колокол получился на славу.

- Я пока еще не слышал, как он звонит, - говорит отец Кирилл, - но специалисты, которые в Минск ездили его забирать, уже проверили. Опробовал его минский звонарь. Говорят - "голос" очень красивый, и главное - он подходит под те колокола, что у нас есть.

Обошелся благовест почти в сорок миллионов рублей. Деньги собирали, как говорится, всем миром. Помогали и местные власти, и Беларусбанк, но большую часть принесли простые прихожане.

Колокол встречали, как положено, еще за городом. Крестным ходом с пасхальными песнопениями два километра провели до храма. Людей было море - священники даже из Смоленска приехали. Благовест освятили и на руках в храм занесли. Там он и дожидается сейчас своего часа.

- Всякое значимое событие с древних лет увековечивали видимыми знаками, - рассказывает отец Кирилл. - Вот, к примеру, храм Христа Спасителя построили в честь столетия победы над Наполеоном. Наш храм построен в память об освобождении крестьян от крепостного права. Поэтому и на нашем новом колоколе написано: "Сей колокол отлит на производстве "Отменное литье" в Минске на добровольные пожертвования прихожан и благотворителей для собора Святой Троицы в Хотимске в память шестидесятилетия освобождения Хотимска от немецко-фашистских оккупантов".

Почему колокол до сих пор не звонит? Осталась одна проблема - его никак не могут водрузить на колокольню. Для этого нужен хороший кузнец, чтобы выковал детали, на которых благовест будет крепиться. Да и металл на эти крепления в маленьком городке найти большая проблема. Уже два раза местные кузнецы брались за работу и оба раза ничего не получилось. Сейчас отец Кирилл ищет металл и кузнеца для третьей попытки. Бог троицу любит.



Справка "СБ"

Все колокола, что "поют" на звонницах православных храмов, делятся на три группы: благовесты - огромные и самые ценные, подзвонные (или тенора) - средние по размеру и по функциям в службе, и зазвонные - маленькие колокольцы. Благовесты - настоящие гиганты. Каждый из состоятельных господ стремился повесить на местную колокольню самый большой благовест, потому за многие века у них появилась размерная градация. Так, постными называли младшие благовесты, весившие меньше 500 пудов, будничными - средние, весом до 700 пудов, и праздничными - те, что весили 1.000 пудов. Чтобы такой запел, язык приходилось раскачивать нескольким дюжим мужикам. В Беларуси благовестов-тысячников нет. В России же их сохранилось всего 5.

Каждый храм имеет свой уникальный набор колоколов. Четких предписаний насчет количества колоколов и архитектуры колокольни нет. Потому абсолютно у каждого храма колокольный звон особенный. Впрочем, есть такие звонари-искусники, которые при хорошем наборе колоколов могут имитировать уникальные ростовский, московский или даже северный звоны. У православных существует пять канонических видов звона: трезвон, двузвон, перебор (погребальный звон), перезвон и благовест.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter