Заводское притяжение

КОГДА оператор станков с числовым программным управлением Леонид Литвинович увольнялся с завода, то вряд ли думал, что потом потянет назад. Поискал работу в другом месте, более оплачиваемую, но сила притяжения родного коллектива оказалась сильнее второпях принятого решения. Вернулся с «повинной» на родную заводскую проходную. — Работа устраивает, нравится здесь, нормальные условия труда, — так коротко охарактеризовал он решение о возвращении. — А зарплата? Ведь сегодня она может быть важнее приведенных вами моральных стимулов? — Конечно, хотелось бы получать больше, как зарабатывают на некоторых других ошмянских предприятиях, но полагаю, что людей держит не только она.

В чем феномен ошмянской «Радиотехники»? Зарплата пока не очень высокая, но и текучесть кадров такая же...

КОГДА оператор станков с числовым программным управлением Леонид Литвинович увольнялся с завода, то вряд ли думал, что потом потянет назад. Поискал работу в другом месте, более оплачиваемую, но сила притяжения родного коллектива оказалась сильнее второпях принятого решения. Вернулся с «повинной» на родную заводскую проходную. — Работа устраивает, нравится здесь, нормальные условия труда, — так коротко охарактеризовал он решение о возвращении. — А зарплата? Ведь сегодня она может быть важнее приведенных вами моральных стимулов? — Конечно, хотелось бы получать больше, как зарабатывают на некоторых других ошмянских предприятиях, но полагаю, что людей держит не только она.

Что это за невидимая сила, которая крепче миллиона и больше рублей в месяц, что в среднем зарабатывает Литвинович, а также токарь-расточник Владимир Василевский, который отдал «Радиотехнике» уже 28 лет, и некоторые другие? В последнее время перемены к лучшему здесь наметились практически по всем видам деятельности. Руководитель этого ошмянского предприятия Иван Ширейко с гордостью заметил, что ОАО «Радиотехника» по производству достигла уже уровня 2008 года, а кризис, которого некоторые так опасались, можно сказать, обошел их стороной.

Рентабельность предприятия за 10 месяцев составила 8,4 процента, чистая прибыль — 133 миллиона рублей, производство продукции по сравнению с прошлым годом достигло 144 процентов, товаров народного потребления — 137, экспорт вырос на 57 процентов. В связи с такими обнадеживающими показателями, как поведал Иван Станиславович, предполагается выплатить даже тринадцатую зарплату, а потом — при сохранении аналогичных темпов производства — поквартально выдавать и надбавки к ней. Правда, следом добавил, что все это надо будет заработать...

Толчок дальнейшему становлению предприятия дала Госпрограмма развития малых и средних городов. Ее реализация потребовала обновления производства, наращивания продукции, создания новых рабочих мест. Тем более что возможности «Радиотехники» задействованы пока не полностью: при потенциале производства около 700 миллионов рублей в месяц резерв составляет примерно сто миллионов рублей. Поэтому приходится набирать людей, чтобы на отдельных участках организовать работу и в третью смену. Правда, некоторые потребители продукции хотели бы видеть своего партнера с невысокой, может быть, даже нулевой рентабельностью. Одно из предприятий республики, например, недавно прислало письмо с просьбой не поднимать цену на комплектующие, иначе возрастет она на конечную продукцию. Согласиться — только себе хуже, а отказать... По этой же причине уже пришлось прекратить выпуск трех видов фонарей для тракторного завода, оставив только один. Но все равно убытки на отдельных участках приходится перекрывать прибылью от других видов продукции. И постоянно осваивать новые, бороться таким образом за потребителя.

— В этом плане одним из важнейших направлений для нас является выпуск светотехнических изделий на светодиодах, — знакомит с одной из перспективных разработок руководитель предприятия. — Уже готовы 4 вида образцов, которые придут на смену традиционным фонарям. Электролампочка в них, как известно, служит не очень долго, а светодиоды практически вечные.

С новинкой «Радиотехника» пытается внедриться на МАЗ, другие предприятия. Но сделать это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Прежде чем наладить ее производство, нужно поставить изделие партнеру, там проведут испытание, и только потом он вынесет свой вердикт. Но при этом конкуренты тоже не дремлют. Однако друг другу пока никто дорогу не переходил.

Основные потребители «Радиотехники» — Минские автомобильный и тракторный заводы, БелАЗ, «Амкодор», КамАЗ. Здесь изготавливают также комплектующие для «Лидсельмаша» и «Лидагромаша», Витебского и Гомельского мотороремонтных заводов, других предприятий республики.

Освоила «Радиотехника» и производство малой сельхозтехники — некоторых видов прицепного инвентаря для мини-тракторов и мотоблоков. Товар этот сезонный. Поэтому обязательно приходится учитывать на него спрос, чтобы он не залеживался на складе.

Перефразировав слова известной песни, можно сказать, что проходная «Радиотехники» вывела в люди многих. А то, что выпускаемая продукция не соответствует названию предприятия, никого уже не смущает. Главное, что поставленные здесь на конвейер плафоны или фонари для автотранспортной техники, низковольтные разъемы, указатели поворотов, промышленные вентиляторы, некоторые виды товаров народного потребления, выпуск комплектующих имеют устойчивый спрос  потребителя. А значит, они выгодны заводу и его трудовому коллективу.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

НА СНИМКАХ: директор ОАО «Радиотехника» Иван Ширейко;  на участке сборки изделий из пластмасс.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter