Завод, который стал судьбой

Первенец белорусской химической индустрии гродненский “Азот” приближается к своему полувековому юбилею и набирает обороты

Первенец белорусской химической индустрии гродненский “Азот” приближается к своему полувековому юбилею и набирает обороты

Нефтехимические активы в Беларуси на особом счету, что достаточно просто объяснить. Организации концерна “Белнефтехим” обеспечивают до трети белорусского ВВП и около половины экспорта. Одним из наиболее крупных предприятий, образующих основу нефтехимического комплекса страны, является ОАО “Гродно Азот”. В 2011 году гродненское химпредприятие стало еще больше за счет присоединения к нему ОАО “Гродно Химволокно” — сегодня это современное акционерное общество, принадлежащее государству, в состав которого входит более 170 структурных подразделений. Оно входит в пятерку наиболее прибыльных акционерных обществ Беларуси. Судя по результатам текущего года и планам на ближайшую перспективу, сбавлять обороты предприятие не собирается. Расширяются география экспорта и ассортимент продукции, традиционно высокими остаются требования к качеству товаров и экологии производства. Предприятие реализует запланированные инвестиционные проекты и ищет новые направления развития, в том числе в сотрудничестве с иностранными партнерами.

А выпустил свою первую продукцию, аммиачную селитру, первенец белорусской химиндустрии в 1963 году. Начиналась история предприятия в конце 50-х годов минувшего столетия, когда на строительстве в городе над Неманом азотно-тукового завода сосредоточили лучших специалистов из всех уголков бывшего СССР. Это была стратегическая новостройка. В азотных удобрениях остро нуждалось сельское хозяйство региона. А благодаря расположению на западной границе страны производимые товары было выгодно поставлять на экспорт. И продукция гродненского “Азота” — серная кислота, карбамид, капролактам, сульфат аммония — первой в химической отрасли СССР удостоилась Знака качества.

Сегодня это предприятие, генеральным директором которого является Константин Маянов, развивается в ритме модернизации. В преддверии профессионального праздника, Дня химика, корреспондент “НГ” встретилась с теми, кто участвовал в пуске гродненского “Азота”.

Гродно росло вместе с заводом

Бурлила интересная, наполненная смыслом жизнь. Ветераны-азотовцы вспоминают, что в цехах даже стояли раскладушки — люди не уходили домой, жили на стройке, поскольку осознавали особую важность происходящего. Писали стихи, влюблялись, ездили на маевки. Человеческие судьбы тесно переплелись с судьбой завода.

— Моя заводская судьба начинается с 1963 года, когда запускали “Азот”. Сюда я пришел в проектно-конструкторский отдел, имея диплом Белорусского политехнического института и опыт работы на одном из гродненских предприятий. Работа предстояла очень ответственная: мы делали проекты, необходимые для пуска первого цеха — слабой азотной кислоты и аммиачной селитры, — вспоминает Юрий Александрович Радлинский.

— Мне запомнилось Гродно начала 1960-х. Это был маленький городок с населением немногим более 70 тысяч. Нынешнего проспекта Космонавтов, к примеру, не было вообще. Гигант химической промышленности возводился в отдалении от областного центра. Вместе с ним росло и Гродно. Пустили первые автобусы в направлении завода, позже проложили и троллейбусную линию. Новые жилые микрорайоны, по сути, строились для азотчиков, которые приехали со всего Советского Союза. Запомнилось, что “тутэйшых” фамилий в первом азотовском коллективе было мало. Энтузиасты, отправившиеся со всех уголков некогда огромной страны на новостройку, и сформировали наш уникальный по своему национальному составу город. Гродно росло стремительно. Для сравнения: в 1969 году его население уже составляло более 120 тысяч человек, — рассказывает Юрий Александрович. К слову, он проработал на предприятии, у истоков которого стоял, 35 лет.

С Урала — за романтикой

Именно так характеризует свой порыв отправиться в далекую Беларусь Надежда Воловодова.

— Я приехала в Гродно из Пермской области, где после окончания техникума работала на Березниковском азотно-туковом заводе. Многие мои земляки тогда тоже откликнулись на призыв поднимать химию в стране, отправлялись в далекое Гродно семьями — Бушуевы, Сметанины, Шиловы, Валеевы... Я приехала незамужней, здесь и встретила свою пару. Валерий, тоже россиянин, приехал в Гродно сразу после службы на флоте вместе с матерью и семьей сестры.

Шел 1963 год, велись монтаж и наладка первой очереди цеха аммиака. Очень тяжело дался нам его пуск. Запомнился лютый холод, но суровая зима не должна была стать помехой намеченным планам, ведь на гродненском азотно-туковом заводе устанавливалось новейшее в Советском Союзе оборудование. Ответственность на нас возлагалась колоссальная, и люди были настолько сплоченными, заинтересованными, что никто даже не считался с личным временем. Именно так и начинался “Азот”. К слову, с ним связала свою судьбу и моя дочь Наталья. Мы подсчитали, что наш общесемейный стаж составляет 84 года, — рассказывает Надежда Николаевна.

Тогда мы были молодые...

Иван Васильевич Мацкевич, Михаил Григорьевич Сёмин, Владимир Александрович Женса — выпускники Гродненского ПТУ № 7, которое готовило первых азотовцев. Сегодня, будучи в строю ветеранов, они вспоминают, как все начиналось.

— Кадры такому стратегически важному для страны предприятию требовались высокопрофессиональные и ответственные, поэтому в училище был серьезный отбор. А стажировка наша проходила на родственных предприятиях по всему Советскому Союзу. Позже многие первые выпускники училища поступили в вузы и продолжили свой профессиональный рост на заводе, — говорит Михаил Григорьевич. Сам он окончил Ленинградский электротехнический институт имени Ленина и ушел на заслуженный отдых с должности начальника участка, став родоначальником семейной династии азотовцев.

Судьбой в буквальном смысле слова является “Азот” для Ивана Мацкевича. В заводском общежитии он встретил свою вторую половинку — минчанку Анну. И сегодня, спустя полвека, с большой теплотой вспоминает те годы. К слову, супруга Анна Григорьевна на заводе выросла до депутата Верховного Совета СССР, награждена орденом Ленина.

— Для меня “Азот” — это второй дом и прихожу я сюда, как на встречу со старым другом. Вся жизнь переплетена с этим предприятием, душа сюда вложена и силы, — говорит Леокадия Николаевна Луговая.

Она вместе со всей выпускной группой Минского индустриального техникума, около двух десятков человек, приехала в Гродно.

— Помню первое впечатление: в чистом поле — единственный цех с торчащими ввысь трубами. А теперь, полвека спустя, на этом месте вырос такой химический гигант. Пуск первого цеха должен был пройти в строго установленные сроки. Работали по две смены. В общежитии, где нас поселили, условия, прямо скажу, были суровыми. В одной комнате — четыре человека, из всей мебели каждому полагалась кровать, тумбочка да узенький шкафчик. Если бы не молодость, наверное, не выдержали бы таких нагрузок. В целом азотовской жизни я посвятила 25 лет, отработав три “вредных стажа”. А как интересно мы жили! Любили и умели не только работать, но и отдыхать. Мы с мужем, которого, кстати, я переманила в Гродно из Сухуми, могли себе позволить каждое лето поездку на море. Не составляло проблемы собраться сменой и поехать на экскурсию в Ригу, Палангу и т. д. Если надо — на субботник, потрудиться на благо города или завода, выходили все без принуждения. Были ли мы другие? Мы просто были молодые, и время было другое, — замечает Леокадия Николаевна, которая, кстати, как многие ветераны “Азота”, и сегодня не утратила той особенной энергии, свойственной их поколению.

— Мы не были, мы есть — боевой отряд ветеранов. И сегодня организация, в которой свыше двух тысяч человек, поддерживает тесную связь с предприятием, — замечает председатель Совета ветеранов Лидия Ильинична Рымарчук. — С нами считаются, к нам прислушиваются и нас уважают на родном предприятии. Не случайно ведь нас называют “золотые кадры” “Азота”.

 Золотые кадры “Азота”

Они отправлялись за романтикой за тысячи километров и жили новостройкой страны

В преддверии своего праздника по традиции ветераны “Азота” собрались на предприятии, которое иначе как родным не называют. По праву, ведь химический гигант рождался на их глазах, первые цеха возводились их руками. Побывала на такой встрече и словно перенеслась в эпоху романтики, когда за тысячи километров энтузиасты отправлялись на грандиозные стройки некогда огромного, могучего государства. Без малого пятьдесят лет назад это было, а воспоминания настолько свежи, будто вчера только молодыми, полными энтузиазма влились они в водоворот одной из важнейших новостроек страны.

В ритме модернизации

“Гродно Азот” выходит на новый виток развития

Любое успешное предприятие невозможно представить без работы на перспективу. Объем инвестиций ОАО “Гродно Азот” в основной капитал за четыре месяца текущего года составил 220,8 млрд рублей. Масштабные задачи по инвестиционной деятельности предприятие планирует решать путем установки высокотехнологического оборудования, позволяющего производить продукцию улучшенного качества и в большем объеме при одновременном снижении энергопотребления.

За счет реализации программы перспективного развития ОАО “Гродно Азот” и производственно-технологического комплекса “Химволокно” на текущую пятилетку планируется увеличить выпуск минеральных удобрений в стопроцентном азоте с 696,6 тысячи тонн в 2010 году до 842,1 тысячи в 2015 году, капролактама — со 127,8 тысячи тонн до 140 тысяч. Производство полиамида-6 составит 260 тонн в сутки.

На достижение запланированных результатов направлен целый ряд крупных проектов. К примеру, в прошлом году увеличены мощности по изготовлению нити жгутовой, в дальнейшем планируется завершить реконструкцию производства капролактама, а также цеха “Карбамид-4” с увеличением мощности до 1,2 тысячи тонн в сутки. В этом году будет достроена комплектная технологическая установка совмещенного формования, вытягивания и намотки полиамидных технических нитей, вырастут объемы выпуска композиционных материалов.

Нынешний год станет судьбоносным для гродненского химпредприятия, которое подошло к началу строительства азотного комплекса. Это позволит нарастить выпуск азотных удобрений, тем самым увеличив экспортный потенциал акционерного общества, а также полностью обеспечить аммиаком промышленность Беларуси. Инвестиционный проект предполагает возведение цехов по производству аммиака и гранулированного карбамида. Общие инвестиционные затраты на реализацию этого проекта оцениваются в размере более миллиарда долларов.

Кроме того, в текущем году на предприятии будет организовано производство по выпуску новой продукции — гранулята полиамида-6 мощностью 100 тонн в сутки, 35 тысяч тонн в год. Использование собственной сырьевой базы (капролактама) позволит значительно сократить себестоимость продукции, тем самым повысив ее конкурентоспособность. Благодаря реализации этого инвестпроекта акционерное общество намерено обеспечить более глубокую переработку собственного сырья, сохранить устойчивость к колебаниям рынка капролактама и создать дополнительные рабочие места.

Большие планы у предприятия до конца 2015 года. Здесь предусмотрено строительство цеха по производству азотной кислоты мощностью 1,2 тысячи тонн в сутки с реконструкцией действующего производства КАС. Будет проведена реконструкция воздухоразделительных установок цеха метанола, а также реконструкция цеха карбамида второй очереди с увеличением мощности до 1,2 тысячи тонн в сутки.

К слову, сегодня продукция акционерного общества поставляется не только на внутренний рынок, но и в 36 стран мира. В числе наиболее активных покупателей — Китай, Франция, Канада, Польша, Бразилия, Тайвань, Россия. При этом предприятие ведет активную работу по освоению новых рынков сбыта. В прошлом году продукция акционерного общества впервые была поставлена в Ирландию, Коста-Рику, Эль-Сальвадор, Мексику, Парагвай, Гондурас, Швецию, Великобританию.

Об успешной деятельности предприятия, которое находится на пике своей модернизации, свидетельствуют цифры. За январь — апрель текущего года ОАО “Гродно Азот” выпустило товарной продукции в действующих ценах на 3 444 841 млн рублей, что составляет 123,2 процента к соответствующему периоду прошлого года.

Таким образом, ОАО “Гродно Азот” достаточно успешно развивается и активно работает на перспективу. При этом правительство Беларуси не исключает, что будущее акционерного общества может быть связано с приходом иностранного инвестора. В качестве его может выступить, к примеру, одна из российских компаний, имеющая необходимый для гродненского предприятия ресурс — природный газ. В тандеме с российским собственником газа “Азот” мог бы достаточно успешно производить и поставлять на рынок Таможенного союза и третьих стран сложные удобрения, считают в Беларуси.

Наряду с реализацией большой программы технического развития “Азота”, предусматривающей как реконструкцию существующих цехов, так и строительство новых, на предприятии не ослабевает интерес к объектам социальной сферы. И это не случайно. Человек, постоянная забота о нем за полвека истории были и остаются одними из приоритетных направлений в деятельности гродненского химического гиганта.

 Свою стезю определили сами

Из воспоминаний бывшего директора ГПО “Азот”
Владимира Андреевича Иванова

“Для нас, ветеранов, “Азот” — это или вся производственная жизнь, или большая ее часть. Но в любом случае считаю те годы самыми счастливыми.

Радостное событие — получение первой пробной продукции — произошло в ночь  на третьего декабря 1963 года, а пятого декабря была получена продукция для потребителей. А что предшествовало этому? Да, “ура, ура!” произносилось справедливо. Но как-то на второй план ушло то, что этому событию предшествовала очень большая работа по подготовке коллектива, не только цеха 5/3, но и всего нашего завода.

Здесь я хочу особенно отметить роль руководителей того времени. Это директор Иван Васильевич Антонов, главный инженер Игорь Никитович Величко, главный механик Василий Георгиевич Костарев, главный энергетик Абрам Михайлович Упитер и ряд других, которые на своих плечах вынесли и своими руками, своим умом, своей компетенцией создали коллектив и направили его на большую работу.

Каким образом он формировался? Известно, что очень многие специалисты приехали к нам с разных заводов. Именно с разных. И в том, что их удалось сплотить, большая заслуга перечисленных выше руководителей. Почему? Да потому, что приехавшие специалисты представляли совершенно разные школы: кемеровскую, ангарскую, березниковскую, северодонецкую, невинномысскую и т. д. В Гродно эти школы не просто механически наложились друг на друга, перемешались, что ли, — нет. Они соединились, усилили друг друга, и получился очень трудоспособный коллектив.

Почему США по сей день считаются эффективным государством? Да потому, что туда съехались люди со всего мира, желающие работать с полной отдачей сил, искать счастья. Нечто подобное произошло и в Гродно. Люди приехали с разных краев по разным причинам, среди которых не на последнем месте была привлекательность Гродненщины. Некоторые прибыли из экологически неблагоприятных районов, другие — в поисках интересного, новизны. Но результат в целом получился поразительным. Хочу заметить, что гродненцы тоже показали высокий уровень квалификации и способствовали большому успеху завода. Я тоже являлся непосредственным участником пуска цеха 5/3 (тогда занимал скромную должность начальника смены) и прекрасно знаю, как работали люди.

Мне вспоминается оценка нашего завода в то время высшими руководителями министерства. Один высокопоставленный чиновник сказал лично мне при встрече: “Гродно — это задворки химии”. Такое определение было обидным. Конечно, против таких гигантов, как Новомосковский, Кемеровский химкомбинаты маленький Гродненский азотно-туковый ничего не значил. Наверное, с определенной точки зрения, действительно, это были задворки химии. Но мы сами, коллектив этого маленького завода, получается, определили свою дальнейшую судьбу. Потому что другие чиновники не меньшего ранга отмечали: “В Гродно хорошо строят и быстро осваивают”. Вот почему наш маленький завод (а он в конечном масштабе в то время таким и планировался) начали расширять. Всем нравилось здесь строить. Строили быстро (заслуга строителей и монтажников), так же быстро осваивали (это уже заслуга коллектива химиков). Посмотрим с позиции сегодняшнего дня: чем же наш завод отличался от аналогичных и почему он из “задворок химии” вышел в передовые не только в бывшем Советском Союзе, но и в Европе? Действительно, у нас очень быстро, в три-четыре раза быстрее нормативных сроков, осваивали производственные мощности, постоянно проводилась реконструкция уже действующего оборудования.

Хочу подчеркнуть заслугу механической службы, особенно ее тогдашнего руководителя Николая Ивановича Кретова. Вот пример. В бывший цех “Аммиак-2” поступили компрессоры углекислого газа производства Фрунзенского завода химического машиностроения. Получили их, попытались включить, а они больше недели не работали, ломались, их надо было ремонтировать вновь и вновь. Из технологического цеха мы, по сути, превратились в ремонтный. Механики все же компрессоры “довели”, они заработали и не доставляли впоследствии никаких проблем. И таких примеров можно привести множество.

Наш коллектив постоянно работал над улучшением качества продукции. Знак качества (сегодня многие скептически к нему относятся) — это же было очень важно! Против ГОСТов, где определены основные параметры качества, надо было улучшить показатели в несколько раз! И здесь хочу оценить роль отдельных личностей. Коллектив — само собой, но требовательность, компетентность руководителей во многом повлияли на тот факт, что мы стали объединением со стопроцентным выпуском продукции, удостоенной Знака качества.

Благодаря тому, что коллектив объединения воспитан на преодолении самых разнообразных трудностей, он всегда, даже в условиях очень сложных, держался довольно уверенно и не однажды доказал, что способен решать самые сложные задачи”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter