Затягивающийся узел

Если в Европе Вторая мировая война стала в основном историческим фактом (за исключением, пожалуй, стран Балтии), то в Восточной Азии ее последствия продолжают самым непосредственным образом влиять на текущую политику государств, создавая весьма опасные ситуации.

Если в Европе Вторая мировая война стала в основном историческим фактом (за исключением, пожалуй, стран Балтии), то в Восточной Азии ее последствия продолжают самым непосредственным образом влиять на текущую политику государств, создавая весьма опасные ситуации.

Этими проблемными последствиями войны являются, во-первых, искусственный раздел Кореи, превративший две ее части в непримиримых врагов, во-вторых, территориальные споры между Японией и ее соседями.

Корейский полуостров только что пережил очередное резкое обострение ситуации. В ответ на крупномасштабные американо-южнокорейские учения Пхеньян прервал всякие контакты с Вашингтоном и Сеулом и чуть было не объявил им войну. Сейчас напряженность несколько спала, однако межкорейские отношения остаются очень плохими. КНДР закрыла совместную экономическую зону в приграничном Кэсоне. Республика Корея в ультимативном порядке потребовала начать переговоры о возобновлении ее деятельности, но КНДР ультиматум отвергла. Понятно, что воевать никто не хочет, но, к сожалению, складывающиеся тенденции уверенно ведут именно к войне. Поскольку социально-экономическая ситуация в КНДР продолжает ухудшаться, в какой-то момент война может стать для Пхеньяна «меньшим злом», чем коллапс страны изнутри. Единственный вариант выхода из ситуации – преодоление последствий войны, то есть объединение Кореи. Пхеньян именно этот вариант и предлагает, но Сеул на него не готов. Во-первых, богатые южане не хотят кормить нищих северян. Во-вторых, Вашингтон, Токио и Пекин категорически против объединения Кореи и появления в Восточной Азии новой мощной державы. А политика Сеула слишком сильно подвержена внешнему влиянию.

Что касается Японии, то ее все больше утомляет положение проигравшей во Второй мировой и вечно кающейся за ее последствия страны. Токио хотел бы привести свой политический статус в соответствие с экономическим и военным потенциалом. А военный потенциал хочет еще более увеличить перед лицом растущей мощи Китая и ситуации на Корейском полуострове. Причем Япония считает своим потенциальным противником не только Китай и КНДР, но и Республику Корея. Хотя и Токио, и Сеул являются важнейшими стратегическими союзниками Вашингтона и имеют значительный объем взаимной торговли, это отнюдь не сделало их политическими и тем более военными союзниками между собой. Их отношения весьма прохладные, что в очередной раз подтвердилось в конце апреля. Министр иностранных дел Республики Корея отменил свой визит в Токио из-за того, что японский премьер Синдзо Абэ посетил храм Ясукуни и почтил память японских солдат, павших во Второй мировой. В Корее, Китае, Юго-Восточной Азии этих солдат считают военными преступниками.

При этом последствиями Второй мировой остаются споры Токио с соседями за острова. С Россией – за Южные Курилы, с Республикой Корея – за острова Токто (Такэсима), с Китаем – за архипелаг Сёнкаку (Дяоюйдао). Особенно обострился спор за последние между Токио и Пекином. Корабли и самолеты сторон уже несколько месяцев проводят маневры вблизи островов и друг друга. И недавно премьер Абэ заявил, что если китайцы высадятся на спорных островах (сейчас они необитаемы), он прикажет своим военным убрать их оттуда силой, в том числе открывая огонь по противнику.

В Восточной Азии, в отличие от Европы, отсутствуют какие-либо политические союзы или хотя бы переговорные форматы, которые позволили бы снимать напряженность в ходе конфликтов. И теперь создать подобные механизмы будет достаточно сложно. Тем более что экономическая и военная мощь стран этого региона очень быстро растет, а с ней растут политические амбиции. При этом сразу вспоминаются старые исторические счеты и обиды. И рождается желание пересмотреть итоги Второй мировой в свою пользу…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter