Заслуги по услугам

«Белбыт» собирается вывести автосервис из тени

«Белбыт» собирается вывести автосервис из тени

Предприятия бытового обслуживания страны в первом полугодии 2011 года оказали услуг населению на сумму Br 952 млрд. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года это на 19,6 % больше. В лидерах — Витебская и Гомельская области, где темп роста составил почти 30 % и 27 % соответственно. Среди активно развивающихся направлений — ремонт и техобслуживание транспортных средств, починка и изготовление мебели, парикмахерские и ритуальные услуги.

В последнее время сфера бытовых услуг активно развивается в сельской местности. За последнюю пятилетку здесь отремонтировано более 2,6 тыс. комплексных приемных пунктов и объектов бытобслуживания, в том числе в агрогородках — чуть более 1 тыс. Появилось и 553 новых объекта обслуживания. С 2006 года для работы в них подготовили почти 1,8 тыс. человек, на селе создали 379 рабочих мест. Теперь даже самые отдаленные деревни охвачены сетью бытовых услуг благодаря выездным приемным пунктам. Всего же в Беларуси действует более 1,8 тыс. комплексных приемных пунктов против 1, 6 тыс. в 2005 году.

«Сегодня на 1,3 тыс. жителей приходится 1 комплексный приемный пункт, в то время как пять лет назад соотношение было 1 на 1,8 тыс. Норму в 1 объект на 1,5—1,75 тыс. мы преодолели», — рассказывает заместитель генерального директора Белорусского государственного объединения организаций бытового обслуживания населения Ольга Шпаковская. Она отметила, что уровень развития услуг напрямую зависит от спроса населения и ограничен ростом доходов. Вместе с тем «Белбыт» изыскивает возможности для того, чтобы оставаться доступным для населения. «В основном мы оказываем услуги сельским жителям, а их платеже-способность в 2—3 раза ниже, чем у городских. Если заложим в нашу стоимость все затраты, то не уверены, что к нам будут обращаться. Поэтому оптимизируем количество работников и число выполняемых ими дел. Большая часть сельчан охвачена выездной формой обслуживания — более чем 91 % приемных пунктов «привозит» услуги. А цены на топливо растут. Организации несут значительные расходы по содержанию зданий, домов быта, сельских комплексных приемных пунктов. При этом выручка, полученная от реализации услуг и продукции, не покрывает все возрастающие затраты на коммунальные услуги, отопление, электроэнергию. Работаем в убыток: в 2010 году вышли в минус — Br 18 млрд. В первом полугодии 2011 года получили Br 9 млрд. убытка», — говорит Ольга Шпаковская.

Между тем ожидается, что к концу 2015 года удельный вес сферы услуг в ВВП страны достигнет 47 % против 40,9 % в 2010 году. В общем объеме платных услуг доля бытовых должна составить 15 %, а объем последних — вырасти в 1,9—1,95 раза. Эта же величина на душу населения с учетом покупательной способности увеличится с Br 230,5 тыс. до Br 390 тыс.

Выходить на запланированные показатели организации бытового обслуживания собираются при помощи расширения перечня предложений, в котором уже есть ремонт спортивного инвентаря, реставрация галантерейных изделий, изготовление декоративных оград, заточка инструментов, обработка приусадебных участков. Бытовые службы вовсю стараются угодить клиентам, проявляя силу творческой мысли. Так, с начала года внедрено в производство более 1 тыс. новых моделей мебели, обуви, головных уборов, швейных, трикотажных и ювелирных изделий. «Будем пытаться вывести из теневого бизнеса услуги автосервиса, потому что именно в этой сфере большая доля нелегалов, — делится планами заместитель начальника производственной и технической политики Белорусского государственного объединения организаций бытового обслуживания населения Дмитрий Кравчук. — Планируем мы перенять и европейский опыт. В частности, сделать в домах, как в Италии, мини-прачечные. Еще вариант — в химчистках открывать приемные пункты или небольшие мастерские по ремонту обуви. Хотим оказывать и высокодоходные услуги — видеонаблюдение, разводку по дому аудиосистем. Думаю, пользоваться спросом будут и гостиницы для животных».

Вместе с тем на развитие сферы бытовых услуг в сельской местности, согласно Государственной программе возрождения и развития села на 2011—2015 годы, предусмотрено направить Br 89 млрд., в том числе почти Br 80 млрд. из местных бюджетов и лишь Br 380 млн. из республиканского. Оставшиеся Br 9,3 млрд. будут вкладывать сами пункты бытобслуживания в обновление прокатного фонда, техперевооружение. Сейчас, по словам Ольги Шпаковской, они обязаны предоставлять весь спектр бытовых услуг вне зависимости от степени востребованности населения — в отличие от юрлиц, оказывающих в основном доходные виды работ, пользующиеся повышенным спросом у населения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter