Защитная реакция

Врачебные ошибки нужно страховать!

Врачебные ошибки нужно страховать!


За это ратует республиканский комитет Белорусского профсоюза работников здравоохранения, благо в новой редакции Закона «О здравоохранении» соответствующее право оговорено. Пациенты меж тем в тихом недоумении: о чем речь, собственно? Тут не страховать — наказывать надо! Зачем гарантии страховщиков медикам и, как выясняется, не только им — разговор с заместителем председателя республиканского комитета Белорусского профсоюза работников здравоохранения Вячеславом ГРАНЬКОВЫМ.


— Сразу скажу: официальная статистика врачебных ошибок в Беларуси не ведется. О ней мы можем судить лишь косвенно. Допустим, данные Государственной службы медицинских судебных экспертиз показывают, что за 6 лет количество экспертиз в этой сфере выросло втрое. За прошлый год их было более 200. Очень немного в сравнении с Западом. По различным данным, только в США вследствие предотвратимых врачебных ошибок в больницах погибает ежегодно от 44 до 98 тысяч человек, врачебные ошибки занимают 8–е место в списке причин смерти. С чем связано такое расхождение в статистике? Думаю, отчасти это свидетельство того, что наша система здравоохранения очень четко регламентирована, а ведомственный контроль действенен. Но главное: перед нами, к сожалению, лишь видимая часть айсберга. Количество исков увеличивается не потому, что врачебных ошибок в Беларуси становится больше, а потому, что правовая грамотность населения растет. Это неизбежное и естественное явление в гражданском обществе. Растет и уровень медицины, ее технологий, соответственно и ожидания, требования к ней. Традиционное для нашего менталитета эмоциональное отношение к врачу (уважительное «человек в белом халате»!) видоизменяется: сегодня доктор — поставщик медицинской услуги, а пациент — ее потребитель.


— Но многие пациенты уверены, что врач, как сапер, не имеет права на ошибку!


— Большое заблуждение! Среди дефектов медицинской помощи во всем мире действительно значатся так называемые профессиональные преступления (где присутствуют умысел, небрежность и т.д.), но это крайне редкое явление. Основная же часть обращений — это несчастные случаи (врач действовал по всем протоколам, но не смог предотвратить стечение обстоятельств — к примеру, индивидуальную чувствительность к тому или иному препарату) и врачебные ошибки (здесь речь идет обычно о добросовестном заблуждении). Причин неправильных действий медика может быть очень много: относительность медицинских знаний, нетипичное течение болезни, загруженность и т.д. Замечательный клиницист академик РАМН Иосиф Кассирский говорит, что как бы ни было хорошо поставлено медицинское дело, нельзя представить себе врача, который имеет за плечами большой стаж, прекрасную школу, внимателен и серьезен, но мог бы безошибочно определять любое заболевание и столь же безошибочно его лечить! Сегодня известно более 10 тысяч заболеваний, свыше 100 тысяч различных симптомов и синдромов, тысячи и тысячи лекарств. Кому по силам во всем этом идеально разбираться? В мире, между прочим, достоянием общественности становятся лишь факты профессиональных преступлений. Врачебные ошибки расследуют закрытые комиссии и их цель — не наказать, а понять: почему доктор ошибся, на каком этапе, можно ли было это предотвратить? Чтобы ошибка никогда и нигде больше не повторилась. И еще должен заметить: по нашим данным, обоснованными оказываются от силы 40 процентов «медицинских» исков.


— Для кого страхование врачебной ошибки выгоднее — для медика или для его пациента?


— Изначально работа врача связана с повышенным риском — он рискует как собственным здоровьем (может подхватить инфекцию, например), так и тем, что исход его помощи окажется для кого–то неблагоприятным. То есть он сам нуждается в защите! Далее, сегодня рассчитываются по судебным искам в основном учреждения здравоохранения, а их финансовые возможности очень скромны: нет такой статьи расходов. Если же за дело возьмутся страховые компании, то это будет выгодно и учреждениям здравоохранения (при наступлении страхового случая все обязательства по защите врача и выплате ущерба пациенту возьмет на себя страховщик), и пациентам: тогда они смогут рассчитывать на более адекватную, весомую компенсацию.


— Вячеслав Иванович, сколько медиков, по вашим расчетам, нужно будет застраховать?


— Все зависит от того, какой будет избран путь. Например, в России подготовлен целый закон об обязательном страховании профессиональной деятельности медиков. Нам же, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, нужен хотя бы подзаконный акт, который бы определял общие положения. Многие страховые компании, кстати, уже имеют лицензии на этот вид деятельности. Вполне вероятно, речь пойдет не обо всех медиках — как–никак в Беларуси более 41 тысячи врачей и свыше 109 тысяч средних медицинских работников. С одной стороны, очевидно: наибольшее количество ошибок можно ожидать там, где помощь связана с наибольшим риском, сложными вмешательствами. С другой — значительная доля исков сегодня касается вовсе не хирургии, а терапевтической службы. В любом случае врачебные ошибки были и есть, обращения в суд есть и будут. Надо искать цивилизованный выход из ситуации.


Справка «СБ»


Есть компании, которые профессиональные ошибки медиков страхуют в Беларуси уже четвертый год. Годовой полис на одного врача стоит от 15 до 60 у.е. при ответственности компании не менее чем 100 базовых величин. Реальная вероятность наступления страхового случая — в среднем 1,5 процента, а на деле, считают страховщики, значительно больше, если в суд будут обращаться все пострадавшие. Страховками определенные категории своих сотрудников защищают, к примеру, 10–я, 4–я минские клинические больницы, станции скорой помощи, а также частные центры.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter