Заработки за границей: шанс разбогатеть или пропасть?

«Высокооплачиваемая» работа в отелях Объединенных Арабских Эмиратов, на стройках соседних государств, сезонная работа в Польше, Молдове, Украине, Норвегии… Подобных объявлений, зазывающих на заработки, – хоть отбавляй.

«Высокооплачиваемая» работа в отелях Объединенных Арабских Эмиратов, на стройках соседних государств, сезонная работа в Польше, Молдове, Украине, Норвегии… Подобных объявлений, зазывающих на заработки, – хоть отбавляй. Стоит ли верить всему, что обещают потенциальные Заработки за границей: шанс разбогатеть или пропасть? фотоработодатели, и как застраховаться от различных непредвиденных ситуаций?


Не лучше ли синица в руках?


Отправляясь на заработки в Москву, 50-летний витебчанин Олег Иосифович и подумать не мог, чем все это для него закончится. Строитель по специальности, какое-то время он неплохо зарабатывал в Белокаменной. Правда, вкалывал от темна до темна. За то время, которое он провел в Москве, не однажды наблюдал, как заказчики кидали белорусов-строителей. Да и сам побывал в такой ситуации: за кирпичную кладку стен частного коттеджа ему заплатили не 8000 долларов, как обещали, а всего 10 процентов от этой суммы. Поиски правды закончились печально – появились люди в погонах и нашли причину снять штраф с нелегала-шабашника. Решил попытать счастья у другого работодателя и клюнул на предложение вербовщиков одной серьезной российской фирмы, предложивших хорошо оплачиваемую работу в Сочи. Договор стали составлять по приезду к месту работы, однако при этом возник ряд вопросов. Имея горький опыт подобного трудоустройства, Олег Иосифович и еще несколько таких же, как и он, белорусов-шабашников, отказались что-либо подписывать. Дальше события развивались по московскому сценарию. Пришлось смириться и работать, поскольку средств вернуться домой не было. Родственники выслали денег на обратную дорогу, однако, узнав об этом, начальство в одночасье выгнало людей и с работы, и из общежития. Бомжевали – приходилось ютиться на пляжах, в подвалах, без куска хлеба. Домой Олег Иосифович все же добрался, но о подобных заработках уже не помышляет.

42-летняя минчанка Ирина, медик по образованию, решилась подзаработать массажисткой в Турции. Поехать на заработки уговорила и подругу. Корреспонденту «Знаменки» Ирина рассказала, что за полгода работы (а трудились женщины в оздоровительном центре при частном отеле) у них практически не было выходных. Рабочий день продолжался до тех пор, пока были клиенты. Жили в маленькой комнате с решеткой на окне. В нескольких метрах от отеля шумело море, но они в нем так ни разу и не искупались. За территорию отеля белорусок не выпускали. Заработанного хватило лишь на обратную дорогу.

Примеров, когда гастарбайтеры возвращаются домой ни с чем, предостаточно. Обещанной изначально зарплаты не получает половина уехавших на заработки. Но это еще полбеды. Бывает, проследить, как складывается ситуация у человека за границей, не могут даже компании, отправившие его на работу.

Люди меняют работодателя, и найти их порой просто нереально. Так, с конца прошлого года находятся в розыске несколько брестчан, уехавших на заработки в Россию и пропавших. Один из парней вышел на связь с матерью 31 декабря, сообщил, что ждет расчета за работу, и с тех пор – тишина. Мать нашла коллег сына – одного в Дагестане, другого – в Молдове. Они получили деньги и вернулись домой, а о ее сыне ничего не известно.

 

Если найдут – помогут


С просьбой разыскать уехавшего на заработки и пропавшего без вести родственника родные часто обращаются в белорусские диппредставительства. Те и рады бы помочь, но из-за того, что большинство белорусов работают без официального трудоустройства, сделать это практически невозможно.

– Бывает, что находят людей спустя годы – больными, невменяемыми, спившимися, без средств к существованию, – рассказал начальник главного консульского управления МИД РБ Александр Островский. – А иногда выясняется, что разыскиваемого уже нет в живых. В начале нынешнего года в МИД Беларуси поступила информация о том, что в одном из медучреждений Московской области умер мужчина. Он успел сообщить, что является жителем Гомеля, назвал свои имя и фамилию. В Москву на заработки белорус уехал в минувшем году, но где жил и работал, родственники не знали. Порой сталкиваешься с ошеломляющей беспечностью наших соотечественников, когда они едут в никуда: без договоров, безропотно отдают чужим людям свои паспорта, живут в каких-то немыслимых условиях, фактически не получают денег, надеясь получить их по окончании работы.

Сколько белорусов исчезают и погибают за пределами своей страны, МИД сказать затрудняется. Неизвестно реальное число уехавших даже в соседнюю Россию, поскольку на миграционный учет там становятся далеко не все. Лишь 28 000 белорусских граждан состоят в России на консульском учете. Реальное же их число – значительно больше.

– Я бы порекомендовал тем, кто находится за границей более шести месяцев, встать на консульский учет в загранучреждении белорусского МИД. Это необходимо для того, чтобы о вас знали в стране пребывания, чтобы в случае чего мы могли бы быстро подключиться для оказания помощи,- говорит представитель МИД.

 

Фемида на стороне местных


Александр Островский напомнил, что в нынешнем году в России принят новый федеральный закон, который позволяет при найме на работу белорусских граждан отчислять денежные средства в фонд их пенсионного страхования.

– Те белорусы, которые трудоустраиваются в соответствии с законодательством, уже не бесправные гастарбайтеры в стране-соседке, а граждане, пользующиеся такими же правами, что и россияне, – отметил он. При этом добавил, что нередко между работником и работодателем возникают трудовые споры, но такие ситуации рассматриваются в рамках законодательства той страны, в которой человек работал. И, как показывает практика, при всем беспристрастии фемиды защищаются прежде всего интересы местных работодателей, и в меньшей степени – наших людей. И если дело происходит в далеком зарубежье, очень важно знание иностранного языка.

– Конечно, речь не идет о том, чтобы вы в совершенстве владели языком, но фразу «вызовите, пожалуйста, белорусского консула» на языке страны пребывания я бы рекомендовал вызубрить всем, – говорит Александр Островский. – С этой фразы надо начинать разговор с местными властями в случае любой острой ситуации. И никогда ничего не подписывать без понимания сути документа.

 

Людмила ШЕСТОКОВИЧ, «ЗН»

Имена и фамилии упомянутых в статье жителей Беларуси изменены по этическим соображениям.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter