Запутались в сетях…

КГК проверил, как используются бюджетные средства на содержание и ремонт объектов коммунального хозяйства г. Минска

Водопроводных,  канализационных,  тепловых… 

Не в первый раз за последнее время в доме, где живу, пропадает холодная вода – результат очередного порыва трубы. Новый котлован с помощью трактора с ковшом разрыли неподалеку коммунальники, чтобы утихомирить фонтанирующую из земли воду.  Оказывается, только в 2007 году в минских водопроводных сетях потерялось на полпути, не дошло до потребителя 34,6 миллиона кубов воды – целое озеро живительной влаги. Эти потери, исчисляемые внушительной суммой в 15,4 миллиарда рублей, пришлось оплачивать городскому бюджету и жителям белорусской столицы. 

Нашлось немало факторов, обусловивших необходимость проверки Комитетом государственного контроля эффективности использования бюджетных средств, направляемых на содержание, ремонт и благоустройство объектов коммунального хозяйства г. Минска. Председатель КГК Зенон Ломать на одной из предыдущих коллегий предупреждал руководителей Минского горисполкома о том, что комитет основательно займется этой проблемой, и слово свое сдержал.  

По материалам проверок коммунальных предприятий привлечены к административной ответственности с наложением штрафов 12 должностных лиц, к дисциплинарной – 38. Кроме того, юридические лица привлечены к административной ответственности на сумму 887,5 миллиона рублей, в бюджет возмещено государственных средств, использованных не по целевому назначению и с нарушением законодательства, на сумму 682 миллиона рублей, а также уплачено дополнительно 352,8 миллиона рублей в виде налогов и пени. Рассмотрев материалы проверки, коллегия КГК постановила: Минскому горисполкому принять меры по устранению выявленных нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц. 

Чем же были вызваны столь жесткие меры? Целым рядом серьезных недостатков, выявленных в этой сфере. В 2007 году столице на данные цели из бюджета было выделено 1066 миллиардов  рублей. Для сравнения: это на 45 процентов больше, чем в 2006 году, и превышает половину средств, выделенных бюджетом на жилищно-коммунальные нужды всей страны. Итоги же проверок 13 субъектов хозяйствования, в том числе 10 предприятий коммунальной формы собственности (всего их 185), показали, что практически всеми проверенными предприятиями средства бюджета использовались с нарушениями. 

Установлены факты неэффективного расходования государственных средств на общую сумму 4,1 миллиарда рублей, использования данных средств с нарушением законодательства на сумму 2,7 миллиарда, а также не по целевому назначению на сумму 46 миллионов. Недоначисления и неуплаты в бюджет налогов достигли  327,8 миллиона рублей. Кроме того, выявлены факты завышения стоимости работ и оказания услуг на объектах коммунальной собственности на общую сумму 1,4 миллиарда рублей. 

На коммунальных предприятиях Минска неудовлетворительно организован внутрихозяйственный учет и контроль за расходованием бюджетных средств. Повсеместно допускаются случаи завышения фактических площадей объектов благоустройства, приписок выполненных объемов строительно-монтажных работ при ремонте улиц и дорог, жилья, других объектов коммунальной собственности, что приводит к необоснованному получению коммунальными предприятиями бюджетных средств. 

При выделении государственных средств коммунальным предприятиям Мингорисполком не всегда учитывает их реальную потребность. В 2007 году КУП «Минсккоммунтеплосеть» выделено бюджетных средств в объ-емах, значительно превысивших потребность. На финише 2007 года эта сумма осталась неосвоенной, но предприятие отчиталось перед финансовым управлением Мингорисполкома о полном ее использовании. 

Не соблюдается законодательство, регулирующее порядок приема объектов недвижимости в коммунальную собственность и управления такой собственностью. Согласно решению горисполкома в 2007 году предприятия «Минскводоканал», «Мингорсвет», «Минсккоммунтеплосеть» приняли на свои балансы от других коммерческих организаций на праве хозяйственного ведения основные средства (водопроводные, канализационные и тепловые сети, а также сети наружного освещения) на сумму 68,2 миллиарда рублей. В то же время к моменту совершения сделок названные объекты не были зарегистрированы как созданные объекты недвижимости. 

Не обеспечивается соблюдение государственных интересов при проведении коммунальными предприятиями торгов по закупке товаров, работ и услуг. Допускаются факты необоснованного приобретения дорогостоящего имущества и его неэффективного использования. Излишнему расходованию государственных средств способствует то, что отсутствуют нормативные акты, регламентирующие проведение текущих ремонтов объектов жилищного фонда и наружного благоустройства (утепление фрагментов фасадов и ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий), а также порядок определения стоимости обслуживания автоматических систем противопожарной и противодымной защиты жилых домов. 

Действующее нормативно-техническое обеспечение строительства, содержания и ремонта улично-дорожной сети не соответствует реальным условиям эксплуатации и не позволяет обеспечивать надлежащее качество дорожного покрытия, что также ведет к дополнительному расходованию бюджетных средств. 

Те, кто запутался в  улично-дорожных, водопроводных, канализационных, тепловых, наружного освещения и других сетях, понесли и понесут наказание. Но нас, клиентов  коммунального хозяйства, больше интересуют не взыскания и накачки, а вопросы иного рода. Когда прекратятся порывы в тех же водопроводных  сетях? Кто даст гарантию, что впредь мы будем платить только за те услуги, которые действительно получаем? Когда эта, пожалуй, самая востребованная сфера перестанет вызывать у  обывателя сто вопросов и миллион терзаний?.. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter