Что сделает борьбу с кибермошенниками более эффективной

Запрос времени

Страшно остаться без собственных накоплений, но еще хуже — оказаться должником по кредиту, который был оформлен на тебя аферистами обманным путем. На днях Президент подписал Указ № 269 «О мерах по противодействию несанкционированным платежным операциям», который призван остановить волну онлайн-воровства. 

huffingtonpost.com

Нужно включать критическое мышление

«Алло, вас беспокоит служба безопасности банка. На ваше имя оформлен кредит…» — примерно с таких слов начинают беседу мошенники. Сначала шокируют потенциальную жертву плохими новостями, потом якобы предлагают шанс на спасение, а в итоге все сводится к тому, что человек залезает в реальные долги.

Показателен недавний случай с 53-летней жительницей Барановичского района. Аферисты дозвонились до женщины в мессенджере и заявили, что на ее имя кто-то оформил три кредита. Чтобы «отменить транзакции», на том конце провода ей внушили необходимость оформления реального кредита в банке. Даму искусно убедили и в том, что на смартфон нужно установить «одно очень важное» приложение (через него мошенники уже без ее помощи оформили еще один кредит). В итоге потерпевшая перевела на счета аферистов более 20 тысяч рублей. 

Когда женщина пришла в себя, тут же поспешила в правоохранительные органы. Барановичский межрайонный отдел Следственного комитета возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 209 УК (мошенничество, совершенное в крупном размере). 

Когда читаешь подобные истории в сводках правоохранительных органов, удивляешься: ну неужели у жертв напрочь отключается критическое мышление? Психолог Анастасия Кривцова поясняет:

— Мошенники мастерски используют приемы социальной инженерии. Манипуляция начинается буквально с первых секунд, когда они обращаются к человеку по имени. В ход идут логические доводы и аргументы для формирования нужной эмоции у потенциальной жертвы. В состоянии стресса когнитивные способности мозга снижаются и есть все шансы повестись на обман. Поэтому единственно правильное решение — со старта обрубать подозрительный разговор. 

Где преступления поставлены на поток

— Принцип оформления кредитов на наших граждан без их ведома достаточно банален, — говорит официальный представитель Следственного комитета Республики Беларусь Александр Суходольский. — Самое распространенное оружие мошенника — приложение AnyDesk. После его установки злоумышленник получает полный доступ к телефону и интернет-банкингу, где и совершает операции по оформлению онлайн-кредитов и переводу денежных средств на подконтрольные ему счета.

Около 90 % (чуть более 9 тысяч) кибепреступлений в стране с начала года приходится на мошенничество и хищение денег — как собственных накоплений граждан, так и кредитных ресурсов. 

— В ходе расследования уголовных дел достоверно установлено, что звонки совершаются из специально созданных кол-центров, которые находятся в Украине и массированно работают по территории Беларуси и России, — обращает внимание Александр Суходольский. — Это трансграничный вид преступлений. Аферисты работают удаленно с территории другого государства. При этом действующие власти Украины полностью поддерживают эту преступную деятельность, а нарушителям закона помогают уходить от ответственности. 

Деньги, стоп!

Повлиять на активность аферистов, находящихся за границей, невозможно. Поэтому упор делают на антифродовую деятельность (от англ. anti-fraud «борьба с мошенничеством») внутри страны.

На этой неделе Президент подписал Указ № 269 «О мерах по противодействию несанкционированным платежным операциям». Документ — серьезный шаг на пути к информационному взаимодействию между правоохранительными органами и банками по обмену информацией о несанкционированных платежных операциях и попытках их совершения. Кроме того, действие документа распространено и на небанковские организации в части списания в бесспорном порядке денег из открытых ими электронных кошельков пользователей.

— К 1 марта 2024 года получим целостный механизм, который поможет не только выявлять несанкционированные платежные операции, но и моментально реагировать, оставаясь при этом полностью в правовом поле, — говорит начальник управления защиты информации Национального банка Инна Легчилова.

Теперь получение, хранение, использование, передача и иная обработка информации об инцидентах будут организованы посредством автоматизированной системы обработки инцидентов Национального банка (АСОИ) с соблюдением требований законодательства о защите информации и персональных данных. 

— Вместе с тем правоохранительные органы будут наделены полномочиями о приостановлении операций, которые банк признает несанкционированными, — подчеркнула Инна Легчилова.

В ТЕМУ

Ольга Калина, адвокат специализированной юридической консультации Минска «Корпоративное право и налоги»:

— В случае, если гражданин узнал о том, что на его имя мошенники оформили кредит, ему незамедлительно необходимо обратиться в правоохранительные органы с заявлением о привлечении установленного или неустановленного лица к уголовной ответственности.

Гражданин, данными которого воспользовались без его ведома для оформления кредита, не освобождается от соответствующих выплат по кредитному договору. С учетом обстоятельств уголовного дела каждый конкретный случай разрешается органом уголовного преследования в рамках расследования уголовного дела или банком в гражданско-правовом порядке индивидуально.

В случае установления лица, которое получило кредит с использованием личных данных, которые ему не принадлежат, существует позитивная практика по разрешению возникшей ситуации в рамках гражданско-правового порядка установления факта ничтожности сделки (кредитного договора), заключаемого между банком и «кредитополучателем».

МНЕНИЕ

Марина Ленчевская, член Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей:

— В нашей стране буквально за два года проведена серьезная работа по совершенствованию законодательства, направленного на защиту информации и персональных данных. Так, Законом «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» введена уголовная ответственность за умышленное незаконное предоставление информации о частной жизни и персональных данных другого лица, за несоблюдение мер обеспечения защиты персональных данных. Еще один важный документ — Закон «О защите персональных данных», где комплексно прописана работа с персональными данными, права и свободы граждан при обработке их персональных данных. 

Информирование, которым занимается МВД и другие заинтересованные госорганы и ведомства, имеет республиканские масштабы и серьезные охваты. Однако почти каждый день мы читаем новости о том, что тот или иной гражданин стал жертвой мошенников, лишился квартиры и сбережений, оказался в кредитных обязательствах против своей воли. 

Нам нужно в целом повышать киберграмотность общества. Возможно, стоит внедрить в школьную программу факультатив по этой тематике. Плотнее работать с людьми старшего возраста. Начать каждому стоит с себя. Читайте новости, обращайте внимание на информацию об очередных схемах мошенников, критично подходите к незнакомым номерам, сами делитесь с окружающими информацией о мошенниках. Сарафанное радио — эффективный канал коммуникаций. 

Если каждый из нас не начнет проявлять бдительность, то какие бы законодательные инициативы ни вводило государство, мошенники всегда будут находить слабое звено и бить именно по нему.

kurak@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter