Кризис с беженцами западные СМИ освещают исходя из тактик информационной войны

Запрос на достоверность

Почему ими замалчивается правда?

Глава белорусского государства дал интервью журналисту британского телеканала ВВС Стивену Розенбергу. Съемочная группа репортера и журналисты канала побывали в том числе и на границе, но только с белорусской стороны. Освещать события на границе польский режим продолжает ревностно запрещать. Зачем от жителей стран ЕС скрывается истинное положение вещей?

Фото Егора Ермалицкого

Пробить стену лжи

Телеканал ВВС был в числе многих СМИ, обратившихся с просьбой об интервью белорусского Президента еще во время Большого разговора в августе, и Александр Лукашенко пообещал ответить на актуальные вопросы крупнейших мировых СМИ. Первым стал журналист СNN Мэтью Чанс — та беседа запомнилась высоким градусом эмоций и непозволительно агрессивной риторикой репортера. Более того, первоначальная договоренность о формате без монтажа не была соблюдена — в CNN произвольно и предвзято нарезали ответы белорусского лидера. Тем не менее даже после такого негативного опыта наш Президент уделил целый час Стивену Розенбергу из ВВС. Ведь сегодня крайне важно пробивать стену лжи, которую возводят западные медиа вокруг темы с беженцами.

Александр Лукашенко высказал пожелание, чтобы британский канал не шел по пути американских коллег, однако журналист вместо интересных вопросов озвучивал традиционные западные штампы о Беларуси. Мы слышали что-то подобное не один раз, например, во время Большого разговора, когда зарубежные СМИ постоянно спрашивали ­Президента о ситуации на улицах в августе прошлого года. В интервью CNN звучали те же пассажи. Месяц спустя — аналогичные вопросы, только новые журналисты. А пластинка та же и очень заезженная. Александр Лукашенко в очередной раз напомнил, что в рекомендациях извне и в псевдозаботе наш народ не нуждается, мы привыкли жить своим умом и принимать решения без оглядки на влиятельных покровителей, чего не скажешь о тех, кто постоянно предъявляет нам необоснованные претензии.

О чем молчит ВВС 

Сложилось впечатление, что Розенберг приехал не получить ответы на вопросы, а высказать одобренную наверху точку зрения и ее в очередной раз донести до западных обывателей. Да, был он в «Брузгах», но только или распыленные польской стороной химикаты, или мощный напор водометов при околоминусовой температуре помешали ему рассмотреть несоразмерность реакции силовиков на действия беженцев, оказавшихся в безвыходном положении. Журналист BBC в тот день «не видел» оранжевых струй нескольких водометов, поливающих мощным напором беженцев и коллег-журналистов. Он также «не видел», как после атаки химическими веществами для травли насекомых люди падали на землю, испытывая невыносимую боль. Это видел весь мир, а Розенберг рассмотрел только камни в руках доведенных до безысходности беженцев и, придя на интервью с Александром Лукашенко, решил шокировать его этим фактом вопиющей «агрессии» сотен беженцев в сторону тысяч польских силовиков. Но Президент привел в ответ хоть и менее известную BBC, но гораздо более шокирующую информацию о происходящем на границе с Польшей. Выдержке и терпению Главы государства можно было только позавидовать: он не раз твердо озвучивал свою позицию по актуальнейшим темам и аргументированно отвечал на уже набившие оскомину вопросы. 

Бинокль — в одну сторону 

Что ж, такая сегодня работа у западных журналистов — ненавидеть Беларусь. Такие нынче у них установки. И на откровенные факты, которые озвучивает Глава государства, они не дают никакой реакции, что уж говорить о власть имущих в Евросоюзе и за океаном. И никакая логика здесь не в почете. Западный журналистский бомонд и их покровители всегда считали и будут считать, что все, что они делают, — это истина в последней инстанции. Александр Лукашенко в интервью BBC, которое разлетелось цитатами по всему миру, показал: это далеко не так. Жаль только, многие верят всему тому, что готовится в цехах с вывесками типа CNN, BBC и т.п. Для четкого понимания не мешало бы знать не только то, что там варят, но и при помощи каких ингредиентов. Громкие и эффектные названия, не более того. И существуют они только потому, что многими десятилетиями верой и правдой служат мировому «бомонду». 

Кстати, почему мировые СМИ озабочены только высоким градусом напряжения на нашей границе с Польшей? А как же, например, недавние побоища с полицией и разгромы автобусных остановок на демонстрациях «желтых жилетов» в Париже или жуткие столкновения в Роттердаме? Что-то не слышно ни осуждений, ни наставлений из Брюсселя — понятно, это ведь Франция и Нидерланды, это другое. Знаете, дошло уже до абсурда: министру иностранных дел России Сергею Лаврову задают вопрос: «Что вы собираетесь делать для того, чтобы понравиться западным демократиям?» Глава внешнеполитического ведомства в культурной форме отметил некорректность и бессмысленность этого вопроса. Уверен, об этом западные СМИ с жареным интересом хотели бы спросить и нашего ­Президента, но не спрашивают, так как знают, что услышат ответ не дипломата, а прагматичного и здравого политика с яркой харизмой. В конце концов, как у Грибоедова: а судьи кто?

«Чего изволите» по-польски

Главная проблема польского руководства и провоцирующих их хозяев из Вашингтона и Лондона заключается в политической выдержке и невозмутимости Александра Лукашенко, считает заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии НАН кандидат философских наук Николай Щекин. Действительно, ведь Минск себя ведет предельно спокойно и корректно, выступает гарантом мира и стабильности в регионе и не допускает гуманитарной катастрофы у своих границ. В связи с этим откровенной и честной является позиция Главы государства, которую он озвучил в интервью BBC: «Вы молиться на нас должны до сих пор, молиться, потому что мы воевали против фашизма. Еще только ­80—100 лет не прошло с начала войны, а вы уже опять ворвались в этот дом (Беларусь) и пытаетесь новую войнушку развязать. Вы же понимаете, что, если мы развяжем здесь вой­ну в Беларуси, будет втянуто ­НАТО и будет втянута Россия. Это ядерная война». Хотелось бы, чтобы слова ­Президента были услышаны на Западе и особенно гражданским обществом Польши, считает эксперт. Поэтому естественно появляется вопрос: против кого Польша стягивает на границе вооружение? И почему белорусы, а также женщины и дети из числа беженцев стали вдруг «массовой опасностью»?

pexels.com

Домыслы вместо фактов

Несколько примеров о том, как на Западе освещают ситуацию с беженцами. Немецкий журнал Focus: «Как сообщает польская сторона, белорусские солдаты раздавали беженцам слезоточивый газ и инструменты». А вот Süddeutsche Zeitung ничтоже сумняшеся выдает ­на-гора загадочный инсайд, что Минск, мол, консультировался «с Путиным, прежде чем обострить ситуацию на прошлой неделе и направить большие группы беженцев в сторону Польши». Домыслами западную аудиторию сейчас потчуют СМИ весьма обильно. Чего стоит только заголовок в Bild о том, что белорусские военные «вторгаются на польскую территорию». И далее: «В Беларуси мигранты находятся в практически безнадежном положении».

Объективно и оперативно 

Мобильный пресс-центр заработал в пункте временного размещения беженцев в транспортно-логистическом центре на границе.

— В пресс-центре будут аккумулировать наиболее актуальную информацию о планируемых на территории ТЛЦ мероприятиях, возможных визитах и делиться ею, а также готовить брифинги и пресс-конференции, — рассказал первый заместитель министра информации Андрей Кунцевич. — Оборудовано восемь мест с подключением к интернету и 20 посадочных. При необходимости их увеличат. Ситуация на границе по-прежнему остается в поле зрения белорусских и зарубежных медиа. Выдано 87 аккредитаций 36 зарубежным медиа. Еще 40 человек имеют постоянную аккредитацию. Эти цифры убедительно говорят об открытости Беларуси для работы СМИ.

shamko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter