Сколько стоит карантин

Запреты идут на спад

Страны одна за другой постепенно ослабляют введенные из-за коронавируса запреты: в Европе из обстановки сплошных ограничений выходят даже самые пострадавшие от эпидемии государства. Поводом стали отнюдь не медицинские, а экономические причины: дальше тянуть уже некуда.

Ко многим пришло понимание, что карантин напрямую влияет на ВВП, в приросте которого в большинстве стран играет первую роль потребление. А о каком потреблении может идти речь, когда люди сидят по домам с мизерными зарплатами и ничего, кроме самого необходимого, не покупают? Бизнес не вкладывает средства в развитие, люди не приобретают жилье, компании не развиваются: за время карантина деньги, отложенные на дорогие покупки и расширение, будут направлены на элементарное выживание. Поэтому уже заработали розничные магазины в Греции, Португалия решила не продлевать чрезвычайное положение. С 4 мая в Италии частично сняли ограничения, действовавшие в стране почти два месяца. Несмотря на то что в США нет единого вектора борьбы с коронавирусом, страна начинает выходить из строгого карантинного режима, и Трамп постоянно повторяет: Америка должна вернуться к нормальной жизни.

Статистика Всемирной организации здравоохранения звучит все еще достаточно сурово, но распространение паники отдельными правительствами и СМИ пошло на спад: экономические показатели стали лучшей терапией от страха и самовнушения. Если пустить все на самотек — прогнозы ждут безрадостные. Пандемия уже успела уничтожить десятилетние плоды борьбы с бедностью во многих странах, а тут еще прямая угроза рецессии, которой, похоже, не избежать. Не исключены глобальные проблемы с поставками продовольствия: многие люди, потеряв работу, могут быть лишены возможности покупать самые необходимые продукты. 

В глобальном плане эксперты прогнозируют планетарному ВВП потери порядка 9 триллионов долларов. А потери национальных ВВП Европы, США и России могут составить от 5 до 7%. Международная организация труда тоже предоставляет неутешительный прогноз: около 1 миллиарда 600 миллионов человек могут лишиться средств к существованию из-за коронавируса, а это — половина трудоспособного населения Земли! 

Карантин — мера вынужденная и, если все просчитано и взвешено очень тщательно, достаточно эффективная на определенном временном отрезке развития событий. А на чем основывались подобные расчеты в некоторых странах, когда изоляционные меры устанавливались весьма выборочно? Например, в Киеве против запретов протестовали предприниматели. Они жаловались, что полиция внимательно следит, чтобы не работали кафе и бары, а двери гипермаркетов открыты чуть ли не круглосуточно! Где логика? Протесты против политики необоснованных ограничений из-за коронавируса — тема отдельная. Особо массово они прокатились по США, когда люди поняли: карантинные мероприятия способны серьезно подорвать экономику и ухудшить материальный статус рядовых американцев. Подобные митинги и демонстрации состоялись в Германии, Бразилии, Израиле и других странах.

Поскорее вернуться к нормальной жизни сегодня хотят все. На фоне негативного информационного потока нет-нет да и сверкнет жизнерадостный огонек: на Канарских островах вот уже месяц нет случаев новых заражений — более двух миллионов местных жителей возвращаются к обычной жизни. В Южной Корее, Сингапуре, Гонконге COVID-19, по всей видимости, тоже побежден: все начеку, но списки заболевших, слава богу, не пополняются. В планах испанского правительства — начать работу храмов и ресторанов, возобновить график культурных мероприятий.

В Беларуси подобных запретов не было, поэтому и отменять, по сути, нечего. Мэр Минска Анатолий Сивак попытался спрогнозировать, во сколько обошлось бы нашей столице закрытие предприятий на карантин. По первому кварталу мы имеем 102% валового регионального продукта относительно аналогичного периода 2019-го, как и планировалось. А если бы с 1 марта мы попытались закрыть все, что можно, потому что не все в городе можно остановить, имели бы 92%. А по итогам полугодия имели бы и вовсе 76% регионального продукта. Более того, появилось бы еще 465 тысяч человек, которые не были бы заняты в экономике в этот период. И как сложилась бы в дальнейшем судьба этих людей — неизвестно, ведь процесс перезапуска предприятий непростой. 

Беларусь выбрала другой путь: в сложившихся сложных условиях значительная часть предприятий не прекратила, а успешно переформатировала работу. Да, например, в магазинах стало меньше покупателей, но розница все равно набирает темпы благодаря организациям, которые осуществляют доставку продуктов. Минск, как и Стокгольм, во время нынешней эпидемии стал исключением из правил и, оставаясь открытым, не поддался общемировой панике.

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter