Снять запрет на поставки белорусской продукции распорядился первый вице-премьер России Игорь Шувалов

Запрет во вред

Наши продукты вновь пойдут в Россию. Так зачем был сыр-бор?
Снять запрет на поставки продукции наших предприятий, попавших под ограничения, распорядился первый вице-премьер России Игорь Шувалов. Выяснилось, что Россельхознадзор превысил свои полномочия: перед тем как не пускать наши товары в Россию, проблему нужно было рассмотреть сначала на уровне вице-премьеров, затем премьер-министров.


И только после этого можно было вводить санкции. Чтобы в будущем подобных конфликтов не возникало, будет подготовлен специальный документ, рассказал член Совета Евразийской экономической комиссии Сергей Румас.

Еще в начале этой недели Россельхознадзор расширил список санкционных мясокомбинатов — добавил туда Могилевский и Гродненский. История та же: на этот раз в продукции предприятий обнаружили ген возбудителя АЧС. Сняты ограничения были только на поставки ОАО “Калинковичский мясокомбинат”: они действовали с 26 ноября по 4 декабря.

Поставить точку в мясо-молочном конфликте должны были проверки на наших предприятиях, которые завершатся на следующей неделе. Проверяют заводы ветеринарные инспекции обеих стран при участии независимых экспертов — представителей Евразийской экономической комиссии. Несмотря на то что часть наших предприятий уже возобновили поставки в Россию, проверки продолжатся. Конфликт же вокруг белорусской мясомолочной продукции в соседней стране был выведен на совершенно иной уровень, о чем говорит именно массовость запретов. В дело пришлось вмешаться даже белорусскому Президенту, который жестко потребовал от Правительства разобраться в ситуации. Ведь Москва сама ранее просила подставить плечо после введения санкций в отношении западных производителей. И вдруг доходит до анекдотичных случаев: под запрет попадают наши заводы, которые вообще не торгуют на российском рынке.

Аналитик исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха видит несколько причин конфликта: “Вопервых, Россия хочет повысить эффективность и действенность ответных продовольственных санкций в отношении США, стран ЕС и некоторых других государств. Вовторых, неоднократно озвучивалась точка зрения, что в соседнем государстве есть определенные лоббистские группы, которым выгодно нынешнее повышение цен на продовольствие. Благодаря такому раскладу они увеличивают свою прибыль. Поэтому сейчас такие лоббисты прилагают все усилия, чтобы убрать с рынка более дешевую белорусскую продукцию”.

На наших предприятиях выручка и так упала после девальвации российского рубля, нагнать былые результаты за счет роста объемов поставок при таком раскладе вряд ли получится.

К счастью, ситуацию, видимо, удастся исправить до Нового года.

“По итогам совместных проверок наших перерабатывающих предприятий, думаю, ограничения будут сняты. Это станет логичным шагом со стороны руководства России: во-первых, забота о местном потребителе, а именно возможность покупать более дешевую продукцию, во-вторых — наши союзнические договоренности в рамках Таможенного союза, — рассуждает Александр Муха. — Сегодня возникает немало вопросов: насколько эффективны Таможенный союз и создаваемое Единое экономическое пространство? Насколько эти интеграционные структуры будут привлекательны для других участников?”

На днях главный государственный санитарный врач нашей страны получил полномочия запрещать ввозить, вывозить или обращать на территории нашей страны продукцию, не соответствующую санитарно-эпидемиологическим требованиям. Но пока прибегать к радикальным мерам никто, конечно, не планирует. Тем временем российские СМИ запестрели сообщениями, будто мы возобновили контроль на границе с Россией. Это оказалось очередной информационной уткой. Но такие “перелетные” новости к наполнению магазинов товарами не имеют никакого отношения. Ситуация вокруг нынешнего торгового конфликта — повод задуматься о многом. Сперва наши продукты в соседней стране объявляются запрещенными. В СМИ нагнетается волна истерии. А потом вдруг произносятся заветные слова, и буря сменяется штилем. Однако все это сложно назвать примером для подражания. Но теперь, похоже, очередной торговый спор уже переходит в плоскость, где учитываются интересы всех сторон. Почему же изначально конфликт развивался по другим законам? Это повод для самых серьезных выводов как на уровне непосредственно производителей двух наших стран, так и интеграционного объединения в целом.

gavrusheva@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter