Репортаж: Как в полесских болотах собирают клюкву

Заплыв за ягодой

Вода здесь полностью красная. Наверное, так выглядят реки, у берегов которых только что закончилось кровопролитное сражение. Но в полесских болотах если и идет борьба, то исключительно мирная. Октябрь – время сбора клюквы. И чтобы запасти ягоду, у сборщиков есть всего месяц. Впереди десятки водоемов, холодная вода и изнурительный труд. Но медлить нельзя, иначе урожай пропадет. 


Холодным осенним утром я стою на берегу одного из водоемов предприятия «Палескія журавіны», что в Пинском районе. Здесь больше 80 гектаров посадок клюквы. И 60 из них дадут в этом году несколько сотен тонн ягоды. От ровной глади воды тянет холодом. Но водители уже подгоняют к водоему технику, сюда же подтягивается звено выборки ягоды. Одни хмурые мужчины рассаживаются по машинам. Вторые натягивают высокие рыбацкие сапоги и разбирают вилы, сложенные на земле. Им нужно дождаться, пока тракторы пройдут по водоему хотя бы один раз.

В один из них сажусь и я. Вместе с трактористом Николаем Фалько мы заезжаем прямо в воду. Он рассказывает, что водоемы, в которых растет клюква, называются чеками. Они искусственные, и обычно их устраивают на верховых торфяниках. Площадку под водоем выравнивают, присыпают кислым песком и оборудуют систему орошения. Однако вплоть до сбора ягоды они остаются сухими. Водой чеки заполняют только перед уборкой. И как раз из той самой системы орошения.

Впереди трактора, на котором мы медленно движемся по искусственному озерцу, закреплены специальные устройства — битерные хедеры. Это делает машину похожей на миниатюрный комбайн. Хедеры постоянно вращаются и во время движения отделяют клюкву от кустов. Поскольку ягода имеет внутри четыре полые камеры, после отделения она всплывает на поверхность.


Действительно, плывущая, будто по морю, машина оставляет за собой красный след. Вижу, как поднимается на поверхность клюква и позади других тракторов. Постепенно вода становится все более красной и в какой-то момент начинает напоминать сплошной багряный ковер. Это значит, что пришло время заходить в воду работникам звена выборки клюквы. 

Сделав круг по чеку, я высаживаюсь из машины Николая Фалько на берег. Здесь меня уже ждет Сергей Гурин. Он протягивает мне высокие рыбацкие сапоги. Без них работать в чеке просто невозможно. Мы заходим в водоем, и вода окутывает прохладой ноги выше колена. Если не хочешь замерзнуть в таких условиях, двигаться нужно постоянно. Впрочем, иначе здесь и не получается. Сергей говорит, чтобы подогнать всплывшую клюкву к берегу, пройти чек от начала до конца придется не раз.

К противоположному концу водоема звено отправляется с длинным боном в руках. Это что-то вроде плавучего заграждения с поплавками. Весит оно немало, но по воде перемещать бон все же не так сложно, как на весу. Его растягивают на ширину чека, а оказавшуюся внутри заграждения ягоду медленно подводят к берегу. Чувствую, что на обратном пути вода попадает в сапоги и предательски хлюпает. Все бы ничего, но она ледяная, и ноги быстро стынут. 

Однако мы уже у берега, где бон нужно закольцевать. Клюква оказывается в своеобразной ловушке. Правда, это не конец процесса. Ведь вместе с ягодой на поверхность всплывают листья и веточки кустов. И их нужно отделить от клюквы, выбросив вилами на сушу. В этой работе перестаю обращать внимание на замерзшие ноги, потому что теперь мерзнут еще и руки. Холодные брызги постоянно попадают на кисти, и на холодном воздухе быстро перестаю их чувствовать. Мужчины вокруг, кажется, не обращают на холод внимания. Сергей и его коллеги только смеются: дело привычки. Поначалу все мерзли. Но со временем работа идет так гладко, что намокнуть становится сложно. 

Через некоторое время содержимое бона становится равномерно красным. Это значит, что внутри заграждения осталась только клюква. И теперь остается лишь подгонять ее вилами к ленте приемника. С конвейера ягода поступает в кузов погрузчика и сразу же отправляется на сортировку.

Пока автомобиль с прицепом совершает рейс, у звена выборки ягод есть возможность отдохнуть. Я же решаю закончить сбор клюквы и отправляюсь греться. Все же с непривычки в ледяной воде, когда на улице не выше +15, работать даже не в полную силу очень сложно.

До конца октября работникам «Палескіх журавін» предстоит пройти таким образом еще пару десятков чеков. Каждый раз они будут стоять по колено в холодной воде, отбрасывая скопившийся в ограждении мусор. Все так же будут плыть по водной глади трактора, оставляя позади красные следы. А закольцованные боны еще не раз напомнят огромные красные сердца. Сердца полесских болот, которые каждый год начинают биться, чтобы согреть нас холодной зимой. И как приятно знать, что есть люди, которым под силу запускать их снова и снова.

Артем КИРЬЯНОВ

artem.kirjanov@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter