История фотографии художника Бориса Аракчеева

Запах хлеба


Художника Бориса Аракчеева знал хорошо. Он преподавал в нынешней академии искусств, я же был его студентом на отделении станковой живописи. Виделись почти каждый день. Он входил в мастерскую очень осторожно, словно боялся нарушить ее специфическую тишину, негромко здоровался, покашливал в кулак и смотрел, как мы работаем. Говорил мало. Показывал черенком кисти на холст с изображением обнаженной натурщицы, а потом на модель, застывшую на подиуме: «Сравни, видишь… Вот и хорошо!» 

Однажды, когда у меня что-то не получалось и я злился, он стоял в углу мастерской со странной улыбкой в густой бороде и молча наблюдал за моими мучениями. Это тянулось довольно долго, может, целый час. Занятие подходило к концу, натурщица устала, а я изнервничался. Аракчеев подошел, аккуратно отодвинул меня от мольберта, выдавил на палитру красок, большой кистью смешал… Несколько секунд смотрел в эту краску, а потом взял ее пальцами, как массажист крем, мягко и широко провел по холсту, и все изменилось. Ожило! Это было так просто и быстро сделано, что я растерялся от восторга и восхищения.

«Как-то так, проще надо смотреть и видеть главное, а мелочи, потом они сами возникнут…» — со смущением произнес преподаватель и принялся оттирать руки от краски. Он ушел из мастерской так же тихо, как и появился, но победителем. Возможно, это была одна из самых долгих цитат Бориса Аракчеева о живописи. Запомнилась.
Борису Аркачееву удалось передать и изобразить волнующий запах хлебных колосков. Представляете? Изобразить запах фактурой красочного слоя, цветом, пластикой.
Он удивительный художник. В последние годы стали доступны зрителям не только его программные картины из коллекций наших музеев, но и маленькие этюды, наброски, эскизы. Все то, что присутствует в мастерской, но на люди выходит редко. И эти небольшие по размерам холсты и картонки показывают художника с неожиданной стороны. Каким-то очень поэтичным и тонким, а иногда пронзительным…

Живопись, впрочем, как и другие виды искусства, стремится выйти за свои пределы, ступить на чужую территорию. Борис Аракчеев был одним из тех, кто не боялся преступать границы, пытаясь достичь невозможного. 

В Национальном художественном музее висит его большой холст «Хлеб». Сюжет самый обычный. На желтом поле отдыхают три женщины. Одна держит в руках круглый хлеб и режет его. Таких сюжетов десятки, а может, и сотни. Но Борису Аракчееву удалось невозможное. Глядя на знойную картину, почти физически ощущаешь запах. Нет, не хлеба, а обжаренных на костре колосков. Помните? Их растираешь в ладонях, а они вкусно пахнут. Незабываемо… 

Будете в нашем главном музее, обязательно обратите внимание на эту работу заслуженного деятеля искусств Беларуси Бориса Аракчеева.

stepan@sb.by 

Фото предоставил Евгений КОКТЫШ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter