«Развитый мир» ждет рецессия: есть ли ресурсы, чтобы преодолеть экономический спад

Запад ищет паровозы

По официальной версии, Штатам и ЕС удалось если не побороть, то обуздать рецессию. Правда, все больше экспертов сомневаются в достоверности правительственной информации. По крайней мере, цены в магазинах продолжают расти, как бы не замечая успехов властей в борьбе с их ростом. Между тем повышение ключевых ставок в «развитом мире» уже спровоцировало охлаждение деловой активности. Развитая часть капитализма неуклонно движется к рецессии. Так считают аналитики крупнейшего британского банка HSBC Asset Management. По их прогнозам, спад в экономике США произойдет в четвертом квартале, продлится около года и спровоцирует рецессию в Европе в следующем году. Впрочем, уже сегодня нельзя сказать, чтобы ЕС расцветал. Тем не менее «минус» придется признать, так сказать, на официальном уровне. Впрочем, кризис — риск уже свершившийся. И отрицать его — следовать инстинктам страуса, который пытается спрятать голову в песок, даже если пол в клетке зоопарка бетонный. И самый актуальный вопрос не в том, будет ли спада, а сможет ли западный мир из него выбраться. И где найдет ресурсы. Недаром же в последние несколько недель внешняя политика и официальных Вашингтона и Брюсселя, и по линии крупных корпораций была активизирована по внешним направлениям и в регионы, с которыми Запад еще не успел вступить в жесткую конфронтацию. 

рисунок олега карповича

Нынешний экономический кризис для Запада является весьма уникальным по своей структуре. Слишком много неблагоприятных для него звезд сошлось в одно проблемное соцветие. Конечно, мир капитализма лихорадит уже далеко не в первый раз. Но в былые времена были ресурсы для преодоления спада. Одни государства «выпрыгивали» из прошлых рецессий за счет внутренних резервов, другие — использовали и собственные возможности, и ресурсы колоний… Экономические проблемы в 1990-х трансформировали в весьма стремительный рост за счет внешних «спонсоров»: дешевого сырья, в том числе российского и ближневосточного, и «открытия» Китая с его дешевой и многочисленной на тот момент рабочей силой. Если говорить откровенно, то сегодня у Запада, наверное, как никогда отсутствуют ресурсы для выхода из рецессии. 

Технологическая революция, прямо скажем, провалилась. Да и была ли она вообще? Фактически, а не вербально. Принципиально новых, фундаментальных технологий изобрести не удалось. Последние десятилетия шлифуются и совершенствуются старые технологии. Возможно, мир выйдет из научно-технического тупика. Вроде бы даже наметился ряд прорывных направлений. Но пока они остаются на уровне фундаментально-лабораторных исследований. Для их выхода на прикладные просторы и коммерциализации необходимо время. Минимум годы, не исключено — одно-два десятилетия. Научный процесс непредсказуем. А экономические проблемы необходимо решать сегодня. 

Дешевого, а по сути уже даже доступного сырья у Запада не хватает. Особенно у Европы. До поры до времени этот дефицит покрывали за счет эксплуатации других регионов. Ни для кого не секрет, что кое-как рассчитаться с долгами, накопленными во время Второй мировой войны, Британия смогла чуть ли не исключительно за счет дешевой иранской нефти. Поэтому англосаксонский мир и прикладывал неимоверные усилия к демократизации и вестернизации этого государства: чтобы вклиниться во внутренние политические процессы и получить доступ к дешевым ресурсам. И подобная целенаправленная политика проводилась не только в отношении Ирана, но и в целом сырьевых государств, а также стран с дешевой рабочей силой. Именно так Китай стал мировой фабрикой по производству бытовой техники, электроники и многих других товаров — приемлемого качества и по дешевым ценам. Бангладеш уже приобрел статус глобальной швейной мастерской. 

Правда, ситуация сегодня отличается от истории 1990-х. Тогда развитый мир искал дешевую и нередко неквалифицированную рабочую силу вовне. А за собой развитые страны оставляли вакансии в сегменте «белых воротничков». Но сегодня в развитых странах резерв в кадрах отсутствует практически полностью. По этой причине никак не могут и с инфляцией до конца справиться. Обычно на ужесточение монетарной политики рынок труда откликался ростом безработицы. Но сейчас Запад вошел в полосу хронического дефицита трудовых ресурсов. И в зависимости от внешних факторов он менее значимый или катастрофичный. Причем людей не хватает буквально во всех областях. И прореха настолько велика, что ее не удается залатать даже проактивной миграционной политикой. И вот результат: ФРС и Европейский центральный банк ставки повышают, количество корпоративных дефолтов растет. Но безработица в развитых странах (США, Германия, Франция) находится на низком уровне. Более того, затраты на рабочую силу только растут. И это раскручивает инфляцию. Впрочем, как и отсутствие дешевого сырья. Хотя нельзя сказать, что котировки сегодня находятся на слишком высоких позициях. Скорее на уровне справедливой стоимости. Но расти развитый мир привык уже только на супернизких ценах. 

Собственно говоря, эти системные проблемы возникли еще лет десять назад. Просто сейчас они «выстрелили» залпом. Их Запад пытался превентивно решить традиционно: за счет третьего мира. И через попытку внедрить «зеленые» стандарты, чтобы получить дешевые ископаемые ресурсы. Призыв отказаться от углеводородного топлива к середине века ставил цель испугать добывающие страны и заставить более активно эксплуатировать газовые и нефтяные месторождения, чтобы использовать их до полной декарбонизации энергетики. Прямо скажем: не получилось. Кроме того, ни Китай, ни Россия, ни другие государства не отменяли климатическую повестку как таковую. Но безоговорочно на поводу у ЕС идти не согласились. С дешевой рабочей силой тоже возникли проблемы. Торговая война, начавшаяся еще при Трампе, в том числе возникла по причине желания Вашингтона отрезать Китай от рынков сбыта высокотехнологичной продукции. США и ЕС нужна индустриально развитая КНР, но по определенной номенклатуре товаров. 

В результате все потуги закончились усилением центробежных сил и регионализацией мировой экономики. Конечно, мир еще взаимозависим друг от друга. И в значительной степени. Но сегодня уже каждый регион однозначно выстраивает свою экономическую политику без оглядки на международные тренды. Собственно говоря, и трендов-то этих нет. Идет трансформация, и какой будет архитектура и конфигурация экономики «новой нормальности», доподлинно не известно. Процесс идет, живой и творческий. Впрочем, западный мир не теряет надежд. Сейчас Вашингтон и Брюссель очень активно обхаживают Индию. А транснациональные компании гуськом потянулись в эту страну примеряться с инвестициями. Точнее, пытаются освоить регион, в котором, пожалуй, еще есть недорогая рабочая сила. Конечно, Индия технологически достаточно развитая страна. Но находится на демографическом пике, ее население растет, уже перевалило за 1,4 миллиарда, обогнав Китай. Но по ВВП на душу населения индусы кратно проигрывают китайцам. Поэтому крупные игроки международного бизнеса активно взялись за окучивание этого региона. Другой вопрос: пойдут ли мудрые индусы на поводу у этой стратегии, учитывая не самый лучший опыт сотрудничества других регионов с Западом?!
Тем более что «развитый мир» входит в период экономической турбулентности и уже не является безусловно надежным партнером. Между тем очевидна и другая парадигма — выбраться из системных диспропорций у ЕС и США собственных ресурсов нет.
Прежде всего трудовых. И найдут ли они спонсоров своего спасения — большая интрига. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter