Сельская газета

Заочник-аграрий знает больше студента-очника

АГРАРНЫЕ вузы по традиции последними среди коллег завершают вступительную кампанию: с 15 ноября по 5 декабря принимают документы на заочное. Контрольные цифры прежние. Как и в прошлом году, эти высшие учебные заведения ожидают 730 первокурсников на бюджет, 2290 — на платное. Однако правила изменены: теперь требуются при поступлении лишь два профильных предмета. Третий, как раньше, русский либо белорусский язык, не сдается. Плюс еще альтернатива: хочешь — пиши экзамены в вузе, хочешь — предоставляй сертификаты ЦТ.

Несложно догадаться, нововведение несколько облегчает путь абитуриента в университет. В случае с заочным имеют право идти в аграрные вузы лишь сотрудники сельскохозяйственных, перерабатывающих и обслуживающих организаций АПК. Подтверждается этот факт заверенной выпиской из трудовой книжки. С моей точки зрения, условие более чем справедливое, ведь в университет направляются абитуриенты с мотивацией, уже опытные, знающие, что такое сельское хозяйство. Им знания необходимы для дела, а не из-за «корочки». Да и по окончании альма-матер вопросов о трудоустройстве не возникнет.

На практике выглядит все так. Поступающий должен предоставить в приемную комиссию не три сертификата ЦТ, как прежде, а только два. Либо сдавать экзамены по профильным испытаниям уже непосредственно в вузе. Допустим, если абитуриент нацеливается на инженерную специальность, ему нужно предоставить в приемную комиссию либо результаты тестирования по математике и физике, либо писать по этим предметам экзамены в университете.

С этого года такое право появилось и у абитуриентов, претендующих на дневное. Воспользовались им около трети поступивших. К примеру, в Белорусской государственной сельхоз- академии 38 процентов абитуриентов писали экзамены в вузе, а не предоставляли сертификаты. Процент заочников, которые хотят сделать подобный выбор, предполагают эксперты, может все же быть большим. Логично, что работающему человеку, который занят на производстве летом, в пору ЦТ, просто невозможно иной раз сорваться с места и ехать на экзамены. Уже осенью, когда градус полевых работ в хозяйствах снижается, можно и подготовиться, и заняться поступлением.

Как же относиться к тому, что абитуриенты-аграрии освобождены от сдачи языков? Мнения на эту тему расходятся, мол, не только «шурупить» в своем хлеборобском деле должен будущий специалист, но и писать грамотно. Верно. И все же для технаря — инженера, агронома либо зоотехника — крайне важно разбираться не столько в правилах синтаксиса и пунктуации, сколько в законах естественных наук (математики, физики, химии, биологии). Значит ли это, что в вузы приходят студенты, не умеющие связать двух слов? Возвратимся снова к опыту нынешнего года БГСХА. Пока первая сессия не сдана и нерадивые студенты не отсеялись, объективно оценить эффективность нововведения сложно. Однако в академии заверяют: если нужно подтянуть какие-то предметы (допустим, есть пробелы в знаниях предметов того же гуманитарного профиля), можно ходить на факультативы и просить помощи у преподавателей. Уж они точно не откажут — объяснят и загрузят упражнениями, на которых стоит свою грамотность отшлифовать. Было бы желание.

К заочному образованию у нас отношение порой несправедливое. В других сферах экономики востребованы все же специалисты, которые учились на дневном. Но аграрная сфера не тот случай. В ней котируются те, кто понимает дело, знает его изнутри. Высшее образование в АПК, полученное на заочном, как говорят, наездами-наскоками, это все же знания, подкрепляемые реальным опытом, а не сухими выдержками из учебников. Кстати, успеваемость у заочников бывает выше, чем у студентов-«дневников». И это, по моему личному мнению, совсем не парадокс.

uskova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
ТЕГИ:
Загрузка...