Замкнутый круг

Почему чемпионат Европы по велотреку обошелся без белорусов?

Почему чемпионат Европы по велотреку обошелся без белорусов?


Турнир, ставший первым экзаменом для «Минск-Арены» и боевым смотром для белорусского велоспортивного резерва, завершился в воскресенье. На первенстве Европы за Беларусь стартовали ребята, которые через 2 — 3 года должны будут прийти на смену Наталье Цилинской и Василию Кириенко.


С первой частью задачи проблем не возникло (арена и судейская бригада проверку прошли на «отлично», и, по словам представителей Международного велосипедного союза, Беларусь будет претендовать на получение крупнейших турниров вплоть до чемпионатов мира). А вот к участникам и их наставникам вопросов за минувшую неделю накопилось предостаточно. Велосипедисты в форме сборных Франции, Италии, России и Германии на овале не оставили хозяевам чемпионата ни единого шанса попасть на пьедестал.


Свои чужие


Главные надежды белорусы возлагали на женскую командную гонку преследования. Как–никак в прошлом году наша тройка в составе Оксаны Попко, Татьяны Шараковой и Елены Омелюсик заняла четвертое место на чемпионате мира! На «домашнюю» Европу Шаракова, правда, не попала по возрасту, а 19–летняя Катя Борозна стать достойной заменой, увы, не смогла. «Мне было стыдно смотреть на это выступление, — качал головой в прошлом неоднократный чемпион Беларуси по треку, а ныне судья высшей национальной категории Николай Каминский. — Девчонки развалились едва ли не после старта, а вместо того, чтобы подождать отставшую подругу и вновь поехать единым целым, продолжили уходить в отрыв. Тренер же с невозмутимым видом продолжал отмерять секундомером время прохождения круга...» Ответом скептикам мог быть воскресный скрэтч — еще один потенциально «белорусский» вид программы. Однако после финиша Оксана Попко, вытирая с лица то ли слезы, то ли пот, мгновенно упаковала рюкзак и, вскочив на велосипед, умчалась к выходу с трека. Для обладательницы единственной белорусской медали прошлогоднего чемпионата Европы 12–е место на домашнем треке стало настоящим провалом. «Настроение никудышнее: мы ведь на медаль рассчитывали. Возможно, и не на одну, — отдуваться за подругу пришлось Елене Омелюсик. — Конечно, сказалась травма, которую Оксана получила, упав в одной из субботних гонок, но далеко не последнюю роль сыграло и большое количество ошибок. Как мы потеряли в командной гонке Катю Борозну, я, например, до сих пор понять не могу. Хотя что тут понимать: трековой подготовки у команды почти не было. Да и всех запланированных сборов мы не провели. Да, трек у нас только полгода — успеть за это время наладить полноценный тренировочный процесс невозможно. Но мы должны были, например, проехать цикл шоссейных многодневок, на которые почему–то не выделили средств...»


Из общей невеселой картины можно выделить разве что юниорскую командную гонку, Юрия Юрченко, почти на 6 секунд улучшившего личный рекорд (но тем не менее не попавшего даже в десятку индивидуальной гонки преследования), да Сергея Саковца, едва не размочившего белорусский счет в гонке по очкам. Что же касается остальных, то можно не сомневаться, что тем для тренерских споров и заседаний федерации ребята подбросили немало. Пока же ясно одно: к своему первому домашнему турниру такого ранга команда, в истории которой было немало громких побед (в том числе и на треке), просто обязана была подготовиться так, чтобы, как минимум, не опозориться на глазах своих зрителей. Сегодня же, возвращаясь к событиям минувшей недели, невольно ловишь себя на мысли, что, возможно, полупустые трибуны велодрома и полумертвый интернет–сайт мероприятия (пожалуй, единственный организационный прокол) — это даже к лучшему...


«Впечатления от выступления команды двоякие, — рассуждал главный тренер сборной Олег Иванов. — Но все это — отражение той действительности, в которой сегодня живет белорусский велотрек. Ребята подошли к чемпионату на максимуме своих функциональных возможностей, но опыта выступления на крупных трековых соревнованиях нам не хватает. Не говоря уже о том, что качество работы молодых спортсменов зачастую оставляет желать лучшего, а многие тренеры, до этого специализировавшиеся исключительно на шоссе, только сейчас начинают узнавать, чем, условно говоря, «мэдиссон» отличается от «кейрина». С другой стороны, тот факт, что мы начали проводить свои соревнования, — это уже прогресс. Команда у нас очень молодая, и, хочется верить, этот чемпионат Европы станет для нас хорошим уроком».


Куда путь держим?


Председатель судейской коллегии и экс-председатель федерации Михаил Дворяков в своей оценке «первого блина» в исполнении будущих поколений отечественного велотрека был куда более категоричен. «Это позор, — поражения гонщиков в красно–зеленых майках Михаил Илларионович воспринимал с такой досадой, что, казалось, это он сам только что в очередной раз разминулся с пьедесталом. — Команда к чемпионату просто не готовилась. Вообще. Не было даже людей, которые бы отвечали за тот или иной вид программы. Каждый ездил, как хотел: виды не накатывались, спортсмены почти не проводили тренировок на треке... Это ведь большая разница — ездить на шоссе и жать на максимальном пульсе на треке. Вы поймите, у нас есть толковые ребята, но их некому организовать. А когда нет ответственного, то и виноватых, как водится, не найти».


Хочется верить, что выводы из уже ставшего историей чемпионата будут сделаны. Ведь не для того мы почти 10 лет строили супертрек, чтобы он пустовал большую часть года, и отнюдь не только ради участия в велоспорт сегодня вкладываются огромные деньги. Как ни крути, но рекламно–маркетинговая деятельность, развернутая в последнее время руководством велосипедной федерации, должна поддерживаться спортивными результатами.


«Если мы хотим реально претендовать на награды трековых соревнований, нужно уже сейчас всерьез заняться организацией селекционной и подготовительной работы, — уверен Станислав Соловьев, на счету воспитанниц которого (правда, защищавших цвета российской команды) на нынешнем чемпионате Европы оказалась не одна золотая награда. — Меня все спрашивают, когда уже и белорусские девушки начнут ездить так, как россиянки? А я отвечаю, что начать нужно с создания на базе велотрека центра подготовки спортсменов. Не городского, как это собираются сделать сейчас, а республиканского. Ведь именно с периферии выходит большинство будущих чемпионов! В противном случае мы и дальше год от года будем терять десятки перспективных ребят. А в таких условиях вне зависимости от того, будет ли здесь работать Соловьев или кто–то еще, серьезный результат превратится в утопию».


К слову, о необходимости появления некоей структуры, которая бы занялась отбором спортивных талантов по всей стране, говорил и Олег Иванов. По словам главного тренера, «в настоящее время ни в одной из существующих спортшкол, за исключением Республиканского центра олимпийской подготовки, нет отделения велотрека». Добавить нечего...

 

На снимке: Анжела Смолей: надежда на лучшее.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter