Темпы заготовок зерна ниже, но продовольственная безопасность опасения не вызывает

Закупочные цены на зерно выросли

В ЭТОМ году комбинаты хлебопродуктов заготовят 860 тысяч тонн продовольственного зерна для госнужд. Из этого объема уже поставлено 172 тысячи — 20 процентов, сообщил начальник главного управления по хлебопродуктам Минсельхозпрода Вадим ПОБЕДИНСКИЙ.


АГРАРИЯМ необходимо сдать 540 тысяч тонн пшеницы, 232 тысячи тонн ржи, 40 тысяч тонн овса, 28 тысяч тонн ячменя, 15 тысяч тонн гречки и пять тысяч тонн проса. Зерно будут принимать по новым закупочным ценам: они выросли на 11—20  процентов по сравнению с прошлым годом. При этом государством предприняты все меры, чтобы хлебоприемные комбинаты вовремя рассчитывались с хозяйствами за сырье: предусмотрено финансирование и льготные кредиты. Частично будут привлечены средства самих организаций.

Больше всего — 30 процентов зерна — сдали Гомельская и Брестская области. Но и техника в этих регионах вышла в поля гораздо раньше. Минщина поставила 16 процентов, а Витебщина, где к уборочной только приступили, — три. В прошлом году к этому моменту заготовили половину необходимого объема зерна. Сейчас темпы ниже. Но ситуация опасения не вызывает — дело лишь во времени, заверили в Минсельхозпроде.

Зерно на комбинатах хлебопродуктов принимают круглосуточно. Заготовка идет в плановом режиме — очередей на приемных пунктах нет. Несмотря на то что влажность зерна иногда достигает 20—22 процентов, его качество ничуть не хуже, если сравнивать с прошлым годом, и соответствует всем необходимым параметрам ГОСТа. 

Сохранность зерна тоже не вызывает опасения со стороны Минсельхозпрода. Вадим Побединский подчеркнул, предприятия используют современные технологии, отработанные на практике. Они позволяют контролировать температуру и влажность в зернохранилищах в режиме реального времени. Данные выводятся на монитор — и видно сразу, на какой высоте какая температура. Если возникает необходимость, зерно дорабатывается, что сводит потери к минимуму. 

В последние годы Беларусь уже не нуждается в импорте зерна: продовольственной безопасности достигли собственными усилиями. При этом ежегодно расширяются география поставок и ассортимент хлебопродуктов: за границу уезжают не только продукты зернопереработки, но и замороженный хлеб — готовый и в виде полуфабрикатов. Большая часть замороженной продукции, 80 процентов, остается на российском рынке. Востребована она и в Израиле, Германии, США, Туркменистане. Кстати, в Египет уехала первая пробная партия ржаной муки. Если ржаной хлеб придется египтянам по вкусу, объемы поставок увеличат.

syritskaya@sb.by

ВІЦЕБШЧЫНА

Побач з тымі, каму цяжэй

Стратэгічныя і чалавечыя прыярытэты кіраўніка глыбоцкай вертыкалі

ВІЦЕБШЧЫНА — поўнач краіны, і таму нядзіўна, што жніво тут пачалося пазней за ўсіх, аднак у апошнія дні яно набірае разбег. Хлеб абмалочаны на 50 720 гектарах, што складае 15 працэнтаў ад плошчы пасеваў. А ў Бешанковіцкім, Чашніцкім і Глыбоцкім раёнах, якія лідзіруюць, гэтыя лічбы адпаведна — 27,5 працэнта, 26,9 і 22,7.

Старшыня Глыбоцкага райвыканкама Алег МОРХАТ, дырэктар ААТ “Глыбоцкі камбікормавы завод”  Мечыслаў МОРХАТ, начальнік упраўлення сельскай гаспадаркі Глыбоцкага райвыканкама Іосіф ПАЧКОЎСКІ, намеснік старшыні Віцебскага аблвыканкама Віктар АСКЕРКА, намеснік міністра сельскай гаспадаркі і харчавання — дырэктар Дэпартамента ветэрынарнага і харчовага нагляду Аляксандр СУБОЦІН і намеснік начальніка Галоўнага ўпраўлення — загадчык аддзела сельскагаспадарчай вытворчасці і перапрацоўчай прамысловасці апарата Саўміна Тамара РУБАН на жытнёвым полі, дзе  ўраджайнасць перавышае 60 цэнтнераў.
Фота Анатоля ЗІНКЕВІЧА

У кагорце перадавікоў Глыбоцкі раён невыпадкова. Тут і за пазаўчарашні дзень хлебаробы паказалі самую высокую выпрацоўку: убралі 1092 гектары зерневых, або 5,7 працэнта да агульнай плошчы. (Па вобласці — 4,4 працэнта.)

Як паведаміў начальнік упраўлення сельскай гаспадаркі і харчавання райвыканкама Іосіф Пачкоўскі, выходзяць у бліжэйшыя дні на штотыднёвую прыбаўку ў 1150 гектараў, што і дасць магчымасць закончыць жніво ў асноўным да 20 жніўня.

Менавіта такую даволі складаную задачу паставіў старшыня Глыбоцкага  райвыканкама Алег МОРХАТ. Яна, як бачым, цалкам рэальная.

Сакрэт такой аператыўнасці раскрыў дырэктар гаспадаркі Аляксандр Навіцкі:

— Па-першае, камбайны. Мы не чакалі, пакуль грымне гром, а паціху зімой рыхтавалі па аднаму агрэгату. Для таго, каб займець грошы на запчасткі, гадавалі спецыяльна групу бычкоў і здавалі іх вагой звыш 400 кілаграмаў на Глыбоцкі мясакамбінат. Разлік атрымлівалі своечасова. Складаней было, нават маючы сродкі, знайсці запчасткі да камбайна “Ліда-1600”. Але справіліся. Дзякуючы якаснаму рамонту няма пакуль прастояў у полі. Набылі сёлета і адзін новы камбайн — КЗС-12А1. Даверылі яго аднаму з лепшых механізатараў Сяргею Дарашкевічу, які выйшаў пераможцам у гаспадарцы і ў раёне на зялёнай касавіцы.

— Як паспяваеце перапрацоўваць столькі зерня на адной, хаця і сучаснай сушылцы?

— Частку адпраўляем для даводкі да кандыцыі на камбікормавы завод у Глыбокае. Тэлефануем туды, і машына прыбывае праз 2 гадзіны.

— А што ў вас такія прычэпы для перавозкі рулонаў саломы: паглядзіш, нібыта стог едзе?

— Гэта мы самі зрабілі спецыяльныя платформы, на кожную адразу загружаецца 20 рулонаў, або ў разы больш, чым на звычайных. І гаручае эканоміцца, і, галоўнае, поле хутчэй убіраецца. Спраўляюцца з гэтай работай усяго два механізатары: Сяргей Катушонак і Віктар Муравей. Усе кадры ў нас свае — правераныя, адказныя за справу.

Аб тым, што на Глыбоччыне арыентацыя менавіта толькі на свае ўласныя кадры ў любых сельскагаспадарчых кампаніях — пасяўной, касавіцы, жніве, давялося пераканацца і ў суседняй з Ломашамі гаспадарцы — ААТ “Чарневічы”. Тут на ўборачнай з 8 камбайнавых экіпажаў — палова сямейныя. Гэта Іосіф Шынкевіч з сынам Сяргеем, які быў раней заняты ў жывёлагадоўлі, Сяргей Сіняўскі з сынам Уладзіславам, вучнем старэйшых класаў мясцовай школы, Анатоль Вацлавовіч з сынам Міхаілам, студэнтам, і Анатоль Крупко з сынам Вадзімам, які з нагоды жніва прыехаў з Наваполацка.

Ды, шчыра кажучы, у гаспадарцы, дзе крутыя горы, гліністыя землі, дзе хіба што турызмам займацца ці авечак разводзіць, што, дарэчы, і было неяк у савецкі час, “прывазныя” спецыялісты ці справіліся б наогул?!. А свае паказваюць клас: са 1500 гектараў зерневых ужо ўбрана чацвёртая частка. І гэтак жа, як і ў Ломашах, адразу парадкуецца салома, рыхтуецца глеба да сяўбы.

Праўда, дырэктар акцыянернага таварыства Уладзір Бабіч папярэджвае хлопцаў, каб у нізіны, дзе глеба яшчэ не прасохла, не лезлі пакуль што: пасадзіш тэхніку і потым будзем валтузіцца з ёй не адну гадзіну.

І яшчэ немалаважны факт: камбайн-“ветэран” КЗС-7, якому за дзясятак гадоў, аднавілі і выкарыстоўваюць цяпер для ўборкі на сотках насельніцтва. Пагадзіўся на гэту патрэбную працу былы механізатар пенсіянер Валерый Баранчук.

У многім справы склаліся больш спрыяльна ў Чарневічах падчас наведвання старшыні райвыканкама Алега Морхата, за што людзі сёння яму ўдзячныя.

Аднак асабліва шмат карэктываў унёс ён, як і патрабуе таго Прэзідэнт, у работу праблемнай гаспадарцы ААТ “Канстанцінаў Двор”, якая напачатку жніва надта адставала. Больш таго, па хадайніцтве старшыні райвыканкама сюды з аграхолдынга накіраваны адразу тры новыя камбайны “Нью-Холанд”.

Пад сваю асабістую апеку ўзяў кіраўнік раённай вертыкалі і ўборачную на палях ААТ “Глыбоцкая птушкафабрыка”.

Каб бездакорна дзейнічаў уборачны канвеер, ліквідаваны вузкія месцы. Улічваючы, што значная частка хлеба ўбіраецца павышанай вільготнасцю і сушылкі не заўсёды спраўляюцца з дапрацоўкай яго, частка ўраджаю накіроўваецца на камбікормавы завод. Тут 3 магутныя сушылкі перапрацоўваюць у суткі да 1000 тон зерня. Для вывазу яго з гаспадарак зафрахтаваны транспарт у аўтакалоне, аўтасэрвісе, прыватных уладальнікаў. Усяго 20 аўтамабіляў, кожны з якіх за адзін рэйс перавозіць ад 20 да 30 тон зерня.

Калі ж гаварыць так, як яно ёсць, то кіраўнік глыбоцкай вертыкалі займаецца стратэгічнымі пытаннямі далёка да той ці іншай кампаніі. Узяць тыя ж камбайны. Перад жнівом з 97 наяўных у раёне няспраўнымі былі выяўлены строгай камісіяй толькі 3. Гатоўнасць — 97 працэнтаў!

А як ён расціць уласныя кадры рабочых спецыяльнасцей, спецыялістаў сярэдняга і вышэйшага звяна?! Пасля кожнай кампаніі збярэ разам чалавек за паўтары сотні — і грамату ці дыплом уручыць, і прэмію, і падарунак. І нагадае, як жыць далей, як рабіць дастатак у сям’і, дзетак пабольш гадаваць, мацаваць працай сваю малую Радзіму, Айчыну нашу!

saulich@bk.ru

Ад “СГ”

Учора, дарэчы, Алег Віктаравіч Морхат адзначыў 50-гадовы юбілей. І працаваў у гэты дзень, як усе яго землякі-хлебаробы: пачаў на світанку і закончыў, калі апошні камбайн з’язджаў з поля.

Віншуем! І жадаем багатых ураджаяў на ўсіх кірунках.

Почему спасать комбайн от огня - платная услуга?

«СГ» призывает МЧС во время уборки дежурить на полях безвозмездно.

СОТРУДНИКИ МЧС дежурят сейчас на полях, чтобы оперативно устранить внештатные ситуации. В крепких хозяйствах — минском ОАО «Гастелловское», совхозе «Минский», мозырском РСУП «Эксбаза «Криничная», например, от услуг спасателей отказались. Дорого берут! На случай, не дай бог, возгорания аграрии мобилизовали собственную технику.

Фото Павла ЧУЙКО

В ХОТИМСКОМ ОАО «Октябрь-Березки», одном из лучших хозяйств района, также отказались от услуг спасателей. Директор Григорий Ломакин говорит, что машина для ликвидаций у них своя. В остальных сельхозпредприятиях района — аналогично. 

А вот в соседнем Климовичском районе из семи сельхозпредприятий в трех дежурят автомобили со спасателями. По словам начальника управления сельского хозяйства и продовольствия райисполкома Александра Ефимчикова, не везде возможно задействовать свои силы.  Приходится выкладывать немалые деньги — 20 рублей за час на дежурный автомобиль.

В Логойском районе дежурят преимущественно машины МЧС. Лишь несколько сельхозпредприятий от них отказались. Но не для каждого хозяйства дорого нанимать. К примеру, СК «Острошицы» ОАО «Минский КХП» бедным не назовешь. Деньги от молока зарабатывают приличные. Средний удой в сутки 20 килограммов, прибыль за полгода 51 миллион рублей. При этом руководитель Дмитрий Сидор говорит: ему намного выгоднее нанять машину спасателей из МЧС. В хозяйстве одна цистерна в прицепе с трактором дежурит в поле. Но не всегда есть возможность сосредоточить в одном урочище все комбайны. Тогда приходится обращаться к МЧС. Иначе нужно покупать еще одну бочку.

Это невыгодно. Судите сами: расценки МЧС за час — 1,5 рубля. Дежурит одна машина по 10 часов. В день выходит 15 рублей, а за уборочную — около 225. Даже за 10 сезонов это дешевле новой бочки.

Плюс человеческий фактор, который на бумаге не прописан. Да, с сотрудниками МЧС заключают договор на дежурство по 10 часов в сутки, где указана конечная сумма за всю уборочную. Но выходит, что комбайны в поле задерживаются допоздна. И тогда спасатели также не торопятся оставлять свой полевой пост. Могут, если нужно, помочь с мелким ремонтом. 

Только в Витебской области ежедневно дежурят в поле 40 — 50 машин МЧС, в Минской — 119. Руководители хозяйств не обязаны заказывать спасательную машину в поле. Но за ее аренду придется заплатить хозяйству. Единой цены никто вам не назовет. Все зависит от километража, с какого поста прибыло авто, его марка. 

ТЕХНИКА безопасности на уборочной — превыше всего. В поле может произойти что угодно. Может воспламениться комбайн. А за ним — и все хлебное поле. Мы знаем такие ЧП. 

Но как быть тем хозяйствам, у которых нет денег нанять пожарное авто? На уровне государства во время страды им предоставляют всяческие отсрочки платежей. А то и помогают бесплатно. МЧС предлагает много платных услуг. Это их право. Однако дежурный пост на уборочной, считаю, мог быть исключением. Убираем же ведь общий хлеб! Вряд ли в хозяйствах откажутся от доброго жеста со стороны спасателей: бесплатно охранять поля, пока на них работают комбайны. А на сэкономленные на этом деньги те самые 4 — 5 проблемных хозяйств в каждом районе, о которых недавно говорил Президент, могли бы купить недостающее дизтопливо, например. Или поднять людям зарплату… Не так ли, уважаемое МЧС?..

СПРАВКА «СГ»

Подразделения МЧС оказывают платные услуги с 2000 года — на основании приказа МЧС при согласовании Министерства финансов № 90 от 22 декабря 1999 года «О порядке оказания платных услуг подведомственными МЧС органами, подразделениями и организациями». Приказ определяет порядок оказания платных услуг юридическим лицам и гражданам и обязателен для исполнения всеми подведомственными МЧС органами, подразделениями и организациями.

В ТЕМУ

Год назад в пуховичском ОАО «Рождественский-Агро» загорелся «Дон». Никто не пострадал. Кабина, моторный отсек и зерно в бункере — уничтожены. В позапрошлом году в августе на поле малоритского СПК «Хотислав» сгорел КЗС и полтора гектара тритикале. 

В августе 2014 года из-за пожара вышли из строя несколько единиц техники. И все за одни сутки. На сельхозугодьях в лидском ОАО «Лиден» — льноуборочный комбайн. «Дон-150Б» — в дороге возле солигорского Октября, у пуховичского Караево — КЗС в поле. 

КОММЕНТАРИЙ

Помощник начальника Могилевского областного управления МЧС — пресс-секретарь Вадим ВРУБЛЕВСКИЙ:

— В среднем в поле в области ежедневно дежурят 25 автомобилей. Такие услуги — в перечне платных. Их оказываем по тем направлениям, которые не входят в должностные и служебные обязанности работников МЧС. При этом они не должны наносить ущерб плановым профилактическим мероприятиям. Техника МЧС в поле — резервная. Несение боевой службы в подразделениях в это время никто не отменяет. 

kovalev@sb.by

МИНЩИНА

Потери случаются в головах

В УЗДЕНСКОМ районе  убрано 37 процентов урожая. А на мехдворе агрохозяйства «Белая Русь» неспокойно: инженер пытается решить сразу несколько проблем. Вроде уже и автобус с обедом приехал, а три из пяти комбайнов до сих пор стоят в гараже. У двух лопнули колеса прямо на полях — пришлось гнать их для починки на мехдвор. А третий просто не завелся. Теряются драгоценные минуты, которые могут обернуться потерями. Но проблема решается: колеса уже отремонтированы в шиномонтаже, вот-вот привезут новый ходовой вал для третьей машины. Представители Комитета госконтроля, с которыми мы прибыли сюда, отмечают оперативность ремонта.

ВАЛЕРИЙ Скрипник, начальник управления контроля за работой агропромышленного комплекса Комитета госконтроля, говорит, что очень многое зависит от профессионализма комбайнера. Чуть не так настроишь машину — и могут быть значительные потери. Так случилось, например, в агрохозяйстве ОАО «Узденский». Приехав на поле, контролеры первым делом проверили, много ли зерна остается после того, как отработает комбайн. Земля оказалась усыпана десятками зерен. «Да тут потери процентов 10!» — возмущается Скрипник. Посмотрели другие валки — там чисто. Значит, дело в настройке одного конкретного комбайна. «Останови машину, Виталий!» — хватается за голову руководитель хозяйства. Предстоит перенастройка уборочного механизма. 

В этом же хозяйстве, но на другом поле находим еще одну проблему: собрать все зерна не позволяет неправильно выбранная траектория движения. «У вас же жатка не берет колосья! Надо изменить направление, чтобы комбайн копировал особенности рельефа, иначе будут большие потери», — подсказывает Валерий Скрипник. Машинист сначала пытается спорить с инспектором, ссылаясь на рыхлость земли. В итоге соглашается попробовать. Результат поражает: высота среза колоса уменьшается с 30 — 40 до положенных 10 — 12 сантиметров. На зернотоке ощущаем отчетливый кислый запах. В чем дело? «Если в ячмене слишком большая влажность, начинается брожение, — ставит диагноз Скрипник. — Влагомер есть?» Есть. На экране — 31 процент. При том, что ячмень, только-только привезенный с поля, имеет влажность 25. Это значит, что опасность нарастает: еще немного, и зерно уже будет не спасти. А тут как-никак 300 тонн. Вместе с руководством хозяйства контролеры приходят к решению: как можно чаще переворачивать груду ячменя, чтобы подсох на солнце и снова пришел в нужную кондицию. На счету — каждая минута.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Валерий СКРИПНИК, начальник управления контроля за работой агропромышленного комплекса КГК: 

— Контролируя вопросы уборки, периодически сталкиваемся с тем, что не везде она ведется качественно. Останавливаем работы и говорим, где и что нужно устранить. Считаю, местным органам власти и опытным работникам сельскохозяйственной отрасли нужно быть ближе к тем местам, где идут работы, и делиться своим опытом.

isaenok@sb.by

И объехать нельзя, и рассчитаться нечем

Где найти деньги хозяйствам для BelToll?

Хлеборобов, выполняющих госзаказ, «грабят» на платных дорогах.

«СБ. БЕЛАРУСЬ СЕГОДНЯ» уже подняла эту проблему: надо ли взимать с хлеборобов деньги за пользование платными дорогами во время жатвы. С дополнительными ежедневными расходами сталкивается, например, СУП «Озерицкий-Агро» Смолевичского района — 40 километров платных дорог проходят именно по его территории. «Сельская газета» расширила географию проблемы и выяснила, как обстоят дела в других регионах.

Брестская область. По словам первого заместителя председателя Кобринского райисполкома, начальника управления сельского хозяйства и продовольствия Сергея Бартоша, эта проблема могла бы больше ударить по ООО «КантриМилк». Но водители нашли объездные пути, по которым и возят сейчас зерно. Так же поступили и в хозяйствах «Киселевцы» и «Остромичи». 

В Березовском районе руководители ОАО «Винец» и Филиала «Луч» ОАО «Березовский сыродельный комбинат», чьи земли расположены рядом с автотрассой М-1, сообщили: дорожная сеть позволяет пересекать трассу по эстакадам и развязкам, не выезжая на платную дорогу.

Могилевская область. В Осиповичском районе трассой М-5 пользуются три хозяйства. Во время жатвы водители ОАО «Лапичи» стараются проехать окружными дорогами, тратя, правда, лишнее топливо и время. Но зерно по госзаказу везут в Минск по платной дороге, а это около 80 километров. Суммы эти ощутимо бьют по карману хозяйства. На территории ОАО «Авангард-Нива» стоят две «рамки» BelToll, хлеборобы их никак не могут объехать. Как сказал директор сельхозпредприятия Сергей Фидоренко, в день одна машина перевозит около 100 тонн зерна по М-5. Если оплатить электронный сбор нечем, налагаются штрафы. Такая же беда — платная дорога — и у ОАО «Ясень-АГРО». А возят по ней не только хлеб, но и корма, удобрения…

Витебская область. Сорок километров трассы Р-21 проходит по землям ОАО «Лиозненский райагросервис». Его директор Сергей Шляднев обращался в Витебский облисполком и Минтранс с просьбой отменить дорожный сбор с сельхозтехники. Положительного ответа не получил. Ежедневно приходится отправлять машины с грузом, чтобы выполнить госзаказ. Таких денег, чтобы оплатить BelToll, у хозяйства нет. При малейшей неуплате налагаются огромные штрафы. Зарплата водителя не более 300 рублей, а штраф примерно 500—600. Никто не оспаривает, за проезд по высококачественной трассе нужно платить. Особенно многотонным грузовым автомобилям, транспортному транзиту. Но разбогатеем ли мы на взносах и без того небогатых хозяйств, убирающих святой продукт — хлеб? Эти «лишние» деньги они могли бы потратить на закупку семян, удобрений, запчастей, техники. Если с одной машины, сделавшей чуть более 10 рейсов с поля на ток и обратно, в день выходит от 600 до 1000 рублей дорожного сбора, несложно подсчитать общую сумму за всю уборочную кампанию. А машина в хозяйстве не одна. Нужно урегулировать эту проблему! На уровне облисполкомов, Минтранса, Правительства. Хлеб и без этого дается недешево.

chasovitina@sb.by

БРЕСТЧИНА

Крепкое рукопожатие лидеров

КАЖЕТСЯ, вместе с вернувшейся жарой градус уборочной кампании на Брестчине достиг максимума. В сутки в области обмолачивают 5—6 процентов площадей. В южных районах жатва вышла на финишную прямую. Десятки экипажей комбайнов давно уже перешагнули тысячный рубеж. Александр ДОНЦОВ и Виталий МУЦ из ОАО «Остромечево» Брестского района на КЗС-1218 первыми в регионе преодолели двухтысячный рубеж. Сегодня в ОАО «СГЦ «Западный», где они помогают убирать урожай соседям, передовиков будет чествовать руководство области и района.

Михаил ЮХИМУК поздравляет механизатора ОАО «Красный партизан» Малоритского района Евгения ОЛЕСИЮКА.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Брестского обкома профсоюза работников АПК Михаил Юхимук, вместе с которым мы побывали во многих хозяйствах, убежден, что поощрения — хороший стимул для участников жатвы трудиться с еще большей отдачей. Заслуженные награды, подарки, денежные премии находят своих героев каждый день.

В Малоритском районе повод принимать поздравления был у семейного экипажа Виктора и Дмитрия Рабчинских, вышедшего в районные лидеры. Поздравляя механизаторов, председатель Малоритского райисполкома Николай Шум сделал акцент на том, что благодаря их мастерству в «Доропеевичах» урожай убрали качественно и без потерь. 

Водитель малоритского ОАО «Красный партизан» Степан Горкавчук на МАЗе перевез более 1200 тонн зерна. Николай Шум и Михаил Юхимук тепло поздравили его во время краткого перерыва между рейсами и вручили ценные подарки. Руководитель хозяйства Сергей Степанюк привел интересную деталь. Лучший водитель один за горячие дни страды перевозит большую часть урожая. В прошлом сезоне Степан Горкавчук доставил на доработку более 2 тысяч тонн зерна — две трети от общего намолота. И в нынешнем сезоне уверенно приближается к трудовому рекорду. 

Завершая уборку, в «Красном партизане» заботятся о новом урожае. На подготовке почвы нет равных механизатору Евгению Олесиюку. Рабочая смена у него начинается в пять часов утра, когда уже светает. Заканчивается фактически затемно. 

— С вас могли бы брать пример многие работники, — резюмировал Михаил Юхимук. — Благодарим за старательный труд. 

В области стремятся заметить и поощрить каждого механизатора, водителя, оператора зерносушильного комплекса, которые своим образцовым отношением к работе помогают вовремя и без потерь собрать урожай. Валовой намолот в регионе превысил 900 тысяч тонн, неубранными остаются около четверти площадей. Примечательно, что свои герои хлебной нивы есть в каждом хозяйстве. На них равняются, их чествуют. 

kurec.a@mail.ru

Фото автора 

КРУПНЫЙ ПЛАН 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Гомельского облисполкома Владимир ДВОРНИК, Премьер-министр Андрей КОБЯКОВ и заместитель Премьер-министра Михаил РУСЫЙ во время посещения ОАО «Туровское» Житковичского района.
Фото БЕЛТА

ТРЕТИЙ год убирает хлеба опытный механизатор ОАО «Ломовичи» Октябрьского района Юрий ТУРКОВ. Он в числе лидеров в хозяйстве.
Фото Натальи ЕВЕНКО

В ОРШАНСКОМ ОАО «Маяк Высокое» на уборке озимых зерновых и озимого рапса работают десять зерноуборочных комбайнов. Сформировано три молодежных экипажа. В их числе Вячеслав БАРАНОВ и Роман СЕРГЕЕВ.
Фото Людмилы ТИМАШКОВОЙ

ГРОДНЕНЩИНА

Агрономы противостоят полеглице

Позавчера хлеборобы Гродненского района первыми в стране собрали 100 тысяч тонн зерна.

НАИБОЛЬШИЙ вклад в общий каравай внес СПК «Обухово» — 17,7 тысячи тонн. Там прямо на поле и прошло небольшое торжество по этому случаю.  Участников страды поблагодарили за ударный труд  председатель Комитета госконтроля Гродненской области Анатолий ДОРОЖКО, первый заместитель председателя райисполкома — начальник райсельхозпрода Геннадий АКСАМИТ. Музыкальный подарок хлеборобам преподнесли самодеятельные артисты Обуховского центра культуры.

Земледельцы района настроены на 200-тысячный намолот.  Эта цифра вполне реальна. На вчерашнее утро в районе было убрано 49 процентов зернового клина и намолочено почти 104  тысячи тонн зерна.

ПОЛНЫЙ колос и при хорошей погоде к долу клонится. А шквалистый ветер и сильные ливни вообще прибивают его к земле. И как не борются агрономы Гродненщины с полеганием, применяя  специальные ретарданты и высевая короткостеблевые сорта, стопроцентного успеха пока не имеют. В области полегла примерно пятая часть зерновых. Где они пострадали больше, где меньше,  в Комитете по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома точно сказать затрудняются. Такой информации никто не собирал, но предварительный объезд посевов показал, что больше всего так называемой полеглицы в Гродненском и Берестовицком районах. 

Казалось бы, потерь урожая не избежать. Но только не в Принеманском крае. Здесь на уборке полеглых участков применяются испытанные технологии: комбайны идут на пониженных скоростях, с низко опущенными жатками, оборудованными стеблеподъемниками. А если к этому добавить мастерство и добросовестность большинства комбайнеров, то можно без труда предположить конечный результат – на ниве не остается ни зернышка. 

В Гродненском районе, к примеру,  на отдельных полях прибило к земле  полностью все посевы. Особенно пострадали от непогоды сельхозугодья СПК  «Свислочь», где за один день выпало 63 миллиметра осадков. Стихия прошлась полосой вдоль одноименной реки и положила половину озимой пшеницы и весь яровой ячмень. 

Поэтому без стеблеподъемников техника в поле не выходит. Ими оборудованы все зерноуборочные комбайны. В первую очередь стараются убирать полеглицу. Правда, изрядно мешали работе дожди и туманы. Но в хозяйстве нашли выход. Поскольку стоящие хлеба просыхают намного быстрее, то работу с утра комбайны начинают с них. А ближе к обеду переезжают на полеглые. Пшеница, кстати, прекрасно убирается, без потерь. Каждый гектар дает по 100 центнеров зерна. Сложнее с ячменем, у которого от обилия влаги пошел подгон. Это затрудняет сортировку – в то время как у основной массы влажность 15—16 процентов, у подгона — вдвое выше. Но ведь большой хлеб никогда легким не был. 

 В СПК имени Деньщикова полегло примерно десять процентов хлебов. В основном пострадала яровая пшеница. А вот тритикале выстояло. Почти всю полеглицу убрали. В хозяйстве стараются не допускать полегания растений. Этому способствует умная работа с минеральными удобрениями, общая доза которых вносится в три-четыре приема. Следить за наличием в растениях азота помогает специальный прибор. Ретарданты в текущем году не  применяли вовсе.  Агрономы стараются формировать такую массу и высоту растений, которая способна выдержать любую стихию. Главное здесь — не переборщить с удобрениями. 

 И в хозяйстве не было случая, чтобы полеглые хлеба оставались в поле. Их всегда убирали. 

В соседнем — КСУП «Воронецкий» Берестовицкого района — под удар стихии также попала озимая пшеница. Из 520 гектаров полегло больше сотни. Но, по словам главного агронома Павла Станевского, урожай не потеряли.  На круг получается по 80 центнеров зерна. Вот в прошлом году, когда растения побил град, без потерь, естественно, не обошлось. 

В КСУП «Дотишки» Вороновского района урожайность заметно выше прошлогодней примерно центнеров на пятнадцать. По расчетам специалистов, она будет не менее 55 центнеров. Но и полеглых хлебов в этом году больше. Как и в других сельхозорганизациях, в основном пострадали высокоурожайные культуры — озимые тритикале и пшеница. Правда, главный агроном хозяйства Анатолий Михневич большой проблемы в этом не видит:

— Комбайнеры у нас все опытные, убирать участки им не впервые. Используют стеблеподъемники, убирают отдельными заходами. На поле урожай не оставим, соберем без остатка. Для нас  зерно очень важно. В хозяйстве большой свиноводческий комплекс. В прошлом году собственных кормов не хватило, пришлось воспользоваться резервом хлебоприемного пункта. Время отдавать долги. 

gennadijj-gil@rambler.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
ГОРЯЧАЯ ТЕМА: