Как зажигаются оперные звезды

Закулисье академической музыки

В то время как наша филармоническая жизнь мало–помалу оживает после новогодней спячки, в далеком Лос–Анджелесе заканчивается регистрация претендентов на участие в международном конкурсе Operalia–2017.


Казалось бы, какое нам до этого дело?

Оказывается, большое и важное. Именно Operalia — тот яркий поплавок на поверхности бурных вод, по которому знающий глаз может отследить тайный ход событий в мире академической музыки.

Operalia — конкурс непростой. Ведь как зачастую бывает? Съезжаются педагоги, привозят учеников и договариваются между собой, кому из них дать премию. Проку от такого конкурса немного, и только жизнь покажет, кто из свежеиспеченных лауреатов станет выдающимся музыкантом, а кто так и останется «подающим надежды» или тихо сопьется у себя в городке.

На Operalia никакими педагогами не пахнет. Председатель жюри — Пласидо Доминго, а остальные члены — сплошь люди деловые. Генеральный директор Оперы Монте–Карло. Зав. труппой Metropolitan Opera. Некто из руководства Королевской оперы Covent Garden — настолько влиятельный, что его должность вслух не называют, а камера во время телевизионных трансляций деликатно проскальзывает мимо его лица.

У этих людей есть имена и фамилии, но публика их почти не знает. Они — глаза и уши могущественной корпорации, которая давно уже тихой сапой взяла под свой контроль самые прославленные оперные театры и музыкальные фестивали.

Корпорация производит часы и называется Rolex. Это она снаряжает огромные круизные лайнеры с лучшими оркестрами на борту. Это она заправляет и в Зальцбурге, и в Парижской опере, и в La Scala, и в Metropolitan Opera. Можете называть ее «мировой музыкальной закулисой». Она неподкупна и справедлива. Она отбирает самых талантливых, за свой счет обучает и выводит на суд публики, которая с каждым годом становится все требовательнее и все жаднее до оперных представлений.

Цены на билеты растут с ошеломляющей быстротой. За билет на рядовой спектакль в Metropolitan Opera придется выложить от 170 до 500 долларов, на премьеру — в несколько раз дороже, а скромный ужин с участниками спектакля потянет на 50 тысяч. Такие же цены и в Covent Garden, немногим ниже в La Scala. При этом купить билет — не такая простая задача.

Новая публика за свои деньги требует нового качества. Чтобы оперный спектакль был похож на живую жизнь, и чтобы певцы в нем не только пели, но и играли, и выглядели не хуже, чем в Голливуде.

Найти таких певцов можно только через конкурс. Подавляющее большинство современных оперных звезд — лауреаты Operalia.

Причем весь процесс выглядит соблазнительно просто. Уплати 10 долларов сбора, загрузи на сайт видеозапись и жди. Организаторы берут на себя все расходы, да еще и обязуются устроить твою дальнейшую карьеру.

Вот только попасть в число участников сложнее, чем поступить в самый престижный вуз. Из 1.000 претендентов отбирают 40. За 24 года, что проводится Operalia, такой чести удостоились только трое белорусов — Надежда Кучер, Владимир Дмитрук и Юрий Городецкий. Но ни один из них не попал в финал.

Может быть, на этот раз нашим певцам повезет больше?

Тем более что в этом году Operalia вновь гостит в СНГ. Какой–то постоянной базы у конкурса нет, каждый год он, как Воланд со свитой, перебирается в новое место. Замечено, что это как раз те площадки, которые в данный момент интересуют корпорацию Rolex. В 2011 году был московский Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича–Данченко, в нынешнем — театр оперы и балета «Астана Опера». Он основан в 2013 году по инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и сразу же вселился в новехонькое здание, построенное в стиле имперского неоклассицизма. 9 января стартовала продажа билетов, и можно не сомневаться, что скоро все они будут раскуплены. Конкурсные прослушивания начнутся 19 июля, а 24–го мы узнаем имена победителей.

juliaandr@gmail.com

Советская Белоруссия № 11 (25146). Среда, 18 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter