Закрытый показ

Старые минские кинотеатры начинают новую жизнь. Уже в конце месяца посетители подзабытого «Салюта», затерявшегося где–то на окраине микрорайона Серебрянка, смогут смотреть фильмы в формате 3D. На очереди — «Центральный», который к январю также переоборудуют под новые технологии. Этим залам повезло — их воскресили. Но на стенах многих зданий уже не висят афиши, у касс не выстраиваются очереди, в залах не хрустят поп–корном и не звучат аплодисменты. А, казалось бы, еще лет десять назад кинозалов в городе было в полтора раза больше. Что стало с ними сейчас?

Старые минские кинотеатры начинают новую жизнь. Уже в конце месяца посетители подзабытого «Салюта», затерявшегося где–то на окраине микрорайона Серебрянка, смогут смотреть фильмы в формате 3D. На очереди — «Центральный», который к январю также переоборудуют под новые технологии. Этим залам повезло — их воскресили. Но на стенах многих зданий уже не висят афиши, у касс не выстраиваются очереди, в залах не хрустят поп–корном и не звучат аплодисменты. А, казалось бы, еще лет десять назад кинозалов в городе было в полтора раза больше. Что стало с ними сейчас?


Несовременник


Жилая застройка в районе улиц Берута и Харьковской. До метро рукой подать, но привычной городской суеты здесь не ощущается вовсе. Цепочку «хрущевок» дополняют только что возведенные кирпичные дома и два местных символа, выполненных в едином стиле, — спорткомплекс «Спартак» и кинотеатр «Современник».


Последний раз я был там в середине 90–х — нас, детвору, учившуюся в младших классах и остававшуюся на каникулы в школьном лагере, возили смотреть мультфильмы. С тех пор прошло почти пятнадцать лет. Пожалуй, большие буквы на фасаде, которыми в два ряда написано слово «кинотеатр», — единственное оставшееся воспоминание о том, что здесь когда–то крутили «Один дома» и «Бетховен». История смерти, увы, банальная: кинотеатр оказался нерентабельным, зрители предпочли смотреть премьеры в соседней «Авроре». Здание стало своего рода памятником советской индустрии развлечений, на котором впору написать даты рождения и смерти: 1971 — 2002. Надписи, впрочем, сейчас там совсем другие. Тут порезвились хулиганы–граффитисты. К входу подойти теперь не так уж и просто. Все дорожки перекопаны.


— Здесь облагораживают территорию, — вводит в курс дела начальник отдела культуры администрации Фрунзенского района Минска Ирина Конопелько. — А вот сам «Современник» выставлен на аукцион. Его сроки не оговорены. Единственное условие: на месте кинотеатра должно располагаться здание культурного типа. В свое время даже шла речь о том, что в помещении разместят районный Дворец культуры. Долгое время кинозал и вовсе бездействовал.


Впрочем, название «Современник» до сих пор остается ориентиром для местных жителей. На «площади» у кинотеатра, к примеру, устраивают районные гулянья.


Девять жизней «Электрона»


На самом юге Минска давно прописался брат–близнец «Современника» — «Электрон». О том, что здесь когда–то показывали фильмы, нынешняя молодежь уже, наверное, и не знает. Разве что голос в динамиках автобусов и троллейбусов: «Наступны прыпынак «Кiнатэатр «Электрон» — заставит призадуматься и невольно обратить внимание на массивное здание из красного кирпича у самого края дороги. Вывески там нет уже давно. Знакомая студентка–третьекурсница, проживающая неподалеку, припомнила: будучи школьницей, ходила сюда на дискотеки. А что сейчас? Обошел в выходной день здание по кругу. Окна зарешечены, на двери амбарный замок. Внутрь не проникнуть. На стене листовка — «привет» хулиганам от милиции. На стеклах — афиши детских спектаклей. Неужели и здесь ограничатся стандартным в последнее время сценарием под кодовым названием «аукцион»?


Оказалось, у бывшего кинотеатра «Электрон» уже есть хозяин. Сюда временно переехал Театр юного зрителя.


— До недавнего времени кинотеатр «Электрон» принадлежал унитарному предприятию «Киновидеопрокат», — уточняет директор ТЮЗа Юрий Кулик. — Не так давно решением Мингорисполкома по просьбе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды был передан в республиканскую собственность. В перспективе здесь будет Государственный музей природы и экологии. Но на время реконструкции театра здание предоставлено в пользование ТЮЗа. В «Электроне» находятся все наши службы: и пошивочный цех, и бутафорский, и администрация — всего почти 150 человек. Здесь есть зал, сцена, репетиционная площадка. Из своего театра мы перенесли кресла. Возможно, будем играть тут спектакли. Вернуться на Энгельса планируем, как только закончится ремонт, — года через два с половиной — три.


— Музей рассчитывает справить новоселье уже через два года, — дополняет пресс–секретарь Минприроды Елена Пенязь. — Чтобы перевезти экспонаты, необходимо время. Поэтому пока ТЮЗ арендует помещения у нас, а мы, в свою очередь, — у Министерства культуры. Этакий взаимозачет.


Иди и смотри


«Смена», «Ударник», «Авангард», «Вильнюс», «Дружба», «Комсомолец»... Около 25 кинотеатров в начале 1990–х. Сейчас работают 15. Низкий спрос на билеты в незапамятные времена (премьеры показывали лишь в «Москве» и «Октябре», до остальных доходило «старье»), несоответствие требованиям пожарной безопасности (некоторые здания были деревянными) привели к тому, что некоторые, словно ластиком, стерли с карты Минска (на их месте сейчас кафе и магазины). Другие воскресили, как, скажем, «Киев», который стал одним из главных досуговых центров города, отреставрировали «Комсомолец». На очереди — реанимация «Салюта», «Центрального», «Авангарда»...


— Ни один из оставшихся на нашем балансе кинотеатров мы не бросим, — уверяет директор «Киновидеопроката» Василий Коктыш. — Разве что «Дружба» в Чижовке отойдет под производственные площади Столичного телевидения. На Коммунистической им тесно, строить новое здание в центре дорого. При минимальном вложении денег там для них будет прекрасная база. Да и нам держать этот кинотеатр нет смысла. Зал на 800 мест в «пожилом» районе? Хватило бы и 150. Кстати, именно из–за нерентабельности были закрыты «Вильнюс», «Электрон». В свое время у нас хотели задаром забрать «Аврору», «Берестье». Но мы на это не пошли. И в итоге оказались правы. Кинотеатры удобно расположены, разбиты на несколько залов, что важно.


Как еще привлечь зрителя на премьеры? Только созданием комфортных условий и репертуаром.


— Хотя «Октябрь» и «Москва» понемногу популярность теряют, — замечает Виктор Коктыш. — Они уже не на вершине рейтинга. Почему? Этим зданиям нужен ремонт. Однозальные кинотеатры перестали быть интересными. В Европе их становится все меньше. Репертуар мы обеспечили, но сделать оптимальное расписание для фильмов сложно. Вот, например, какой выбор в «Октябре»? Там можно крутить лишь одну ленту. Ставить две разные за день — уже нерентабельно: люди в основном собираются на вечерние сеансы. А, между прочим, зал в этом кинотеатре вмещает 1.340 человек. По той же причине собираемся реконструировать «Москву», ищем инвестора. «Октябрь» идеально подходит для оборудования современной системой IMAX. «Ракету» — сделать специализированным ретрокинотеатром, где будет использоваться кинопленка. Думали в свое время избавиться от «Авангарда», но поняли, что не стоит. Рады, что его отстояли. Когда на проспект Дзержинского придет метро, это будет шикарное место.


***


Кинотеатры всегда были не просто местом просмотра новых фильмов, а романтическим уголком, куда можно пригласить девушку, назначить свидание. И как же хочется, чтобы таких уютных местечек было как можно больше. Нет, не одинаковых, а уникальных и интересных каждый по–своему. Кажется, у киновидеопрокатчиков такое же мнение.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter