В Беларуси вступил в силу Закон о государственно-частном партнерстве

Законный повод для диалога

Вот и дождались… В Беларуси вступил в силу Закон о государственно-частном партнерстве. В юридическом понимании — это объединение средств, усилий госорганизаций и частных компаний на взаимовыгодной основе. Звучит солидно и перспективно. Тем более что шли к основам взаимопонимания на протяжении нескольких лет, а если точнее, более шести. Взялись за развитие проекта и того позже. Но сегодня, по отзывам международных экспертов, Беларусь на новом направлении в лидерах на постсоветском пространстве. Согласно анализу, документ соответствует мировой практике на 81,5 процента. Это лучший показатель среди стран Содружества. 

Яркий пример такого сотрудничества — известная австрийская компания «Капш», которая внедрила в нашей стране систему по сбору платы за проезд по автомагистралям. Бизнес-план сработал на все сто процентов: бюджет получает неплохие вливания, бизнес — ежедневную прибыль, водители — суперсовременные удобства при оплате. Законы о государственно-частном партнерстве приняты во многих странах мира — Германии, Польше, Южной Корее, Японии, Молдове, Украине. В России соответствующий модельный закон действует для регионов. 

На необходимость совершенствования формы диалога государства и бизнеса неоднократно обращал внимание Президент. Закон о ГЧП дает отличную возможность для национального и иностранного инвестора получить доступ к секторам экономики, которые исторически находятся под контролем государства, таким, как транспортная инфраструктура, энергетика, АПК, переработка, здравоохранение. Особые надежды на инвестиции в ЖКХ. Займись частник этой сферой, многое бы стало проще и понятнее, ведь бизнесмен заинтересован в получении прибыли, которую может дать только эффективная и прозрачная система.

Пока же при Минэкономики начал работу центр ГЧП, создан Межведомственный инфраструктурный координационный совет. Забот у них немало. Отобрано около десяти первоочередных проектов. По предварительным оценкам, общая их стоимость — более миллиарда долларов. Самый крупный — реконструкция автомагистрали М10 от границы с Россией потянет почти на 350 миллионов. Она начнется уже в марте 2017 года. Теперь главное — выбрать достойного делового партнера. 

Отметим, что готовы поддерживать строительство на всех стадиях Европейский банк реконструкции и развития и Международная финансовая корпорация. А это дорогого стоит. В планах также возведение мусороперерабатывающего завода в Бобруйске, строительство Бешенковичской ГЭС. Если появятся другие интересные предложения, неважно, от госсектора или бизнеса, Минэкономики готово их поддержать.

Кстати, согласно Национальному инфраструктурному плану на 2016—2030 годы суммарная потребность в инвестициях для новых дорог, объектов АПК, энергетики, здравоохранения на ближайшие 15 лет — около 63 миллиардов долларов. Только на ближайшую пятилетку понадобится изыскать почти 18 миллиардов. Суммы колоссальные, поэтому без участия бизнеса никак не обойтись, а человеку при сохранении социальных гарантий неважно, госструктура или частник предоставит рабочее место и обеспечит достойную зарплату. К тому же нести социальную нагрузку в прежнем объеме бюджету все сложнее. 

Новый документ может стать настоящим прорывом в отечественной экономике, тем не менее вопросы остаются. Скажем, сможет ли государство получить гарантии от бизнеса, что тот исполнит все свои обязательства как положено? У наших соседей негативных фактов предостаточно. Так, в России прогремело дело «Орловского тоннеля» под Невой в Петербурге, который хотела реализовать «Невская концессионная компания». Проект после подписания всех бумаг неожиданно многократно вырос в цене, договор пришлось расторгнуть, а компания заслужила репутацию несостоявшегося инвестора. 

Да, закон только определяет правила игры. Но, думаю, прежде всего частный сектор должен иметь на руках документ, в котором прописаны все условия сотрудничества, а госструктуры — гарантийные обязательства. Только тогда документу суждено стать паромом между двумя берегами. Не грех обратиться и к опыту Евросоюза, где ГЧП приобрело высокую значимость как средство финансирования инфраструктуры. А речь идет о сотнях миллиардах евро. Эффективную модель вполне безболезненно можно перенести на страны ЕАЭС, чтобы не натыкаться на шипы на уже проторенной дороге.

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter