Закон Республики Беларусь О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС

Принят Палатой представителей

Принят Палатой представителей 3 мая 2012 года
Одобрен Советом Республики 8 мая 2012 года

Катастрофа на Чернобыльской АЭС нанесла огромный ущерб Республике Беларусь, явилась национальным радиационным экологи¬ческим бедствием, приведшим к неблагоприятным изменениям экологи¬ческой ситуации и условий жизнедеятельности человека вследствие выпадения на территорию республики значительного количества радионук¬лидов, создала возможность возникновения последствий, представляющих опасность для населения и окружающей среды, в том числе отдаленных.
Настоящий Закон устанавливает правовой режим территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее — территория радиоактивного загрязнения), регулирует вопросы отнесения части территории Республики Беларусь к территории радиоактивного загрязнения, отнесения территории радио¬активного загрязнения к зонам радиоактивного загрязнения, выполнения мероприятий по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в целях снижения радиационного воздействия на население и окружающую среду.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения
Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:
контроль радиоактивного загрязнения — радиационное обследова¬ние объектов контроля радиоактивного загрязнения в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, определение содержания радионуклидов в таких объектах, поверхностного радиоактивного загрязнения, мощности дозы гамма-излучения;
мониторинг доз облучения населения — система длительных регулярных наблюдений доз внешнего и внутреннего облучения населения в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
объекты контроля радиоактивного загрязнения — территории, лесные и водные массивы, здания и сооружения, оборудование, транспорт, а также лесная, сельскохозяйственная, промышленная и другая продукция (далее, если не указано иное, — продукция), строительные материалы, вода, почва, воздух, пищевые продукты, лекарственно-техническое сырье, коммунальные отходы и иные объекты контроля, для которых установлены нормы и правила по обеспечению радиационной безопасности;
плотность загрязнения почв радионуклидами — величина, характеризующая активность радиоактивных веществ, приходящихся на единицу площади поверхности почвы;
радиационная обстановка — состояние окружающей среды на территории радиоактивного загрязнения в определенное время, характеризующееся показателями мощности дозы гамма-излучения, плотности загрязнения почв радионуклидами и другими показателями, полученными при проведении радиационного мониторинга и контроля радиоактивного загрязнения;
радиационный мониторинг — система длительных регулярных наблюдений, оценки и прогноза радиационной обстановки;
радиоактивное загрязнение — присутствие радиоактивных веществ на поверхности и (или) внутри объектов контроля радиоактивного загрязнения, в организме человека или в другом месте в количестве, превышающем уровни, установленные нормами и правилами по обеспечению радиационной безопасности;
средняя годовая эффективная доза облучения населения — сумма эффективной дозы внешнего облучения, полученной за календарный год, и ожидаемой эффективной дозы внутреннего облучения, обусловленной поступлением в организм радионуклидов за этот же год, рассчитываемая как средняя доза для всего населения, проживающего на конкретной территории;
эффективная доза облучения — величина воздействия ионизи¬рующего излучения, используемая как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения организма человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности.

Статья 2. Законодательство о правовом режиме территорий радиоактивного загрязнения
Законодательство о правовом режиме территорий радиоактивного загрязнения основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и других актов законодательства, в том числе международных договоров Республики Беларусь.
Отношения, связанные с обеспечением радиационной безопасности на территории радиоактивного загрязнения, не урегулированные настоящим Законом, регулируются законодательством о радиационной безопасности и иным законодательством.
Отношения, связанные с отнесением земель, находящихся на территории радиоактивного загрязнения, к радиационно опасным землям и исключением их из радиационно опасных земель, регулируются законодательством о правовом режиме территорий радиоактивного загрязнения. Земельные отношения на территории радиоактивного загрязнения регулируются законодательством об охране и использовании земель.
Отношения, связанные с производством (заготовкой) продукции на территории радиоактивного загрязнения, регулируются настоящим Законом, а также законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о техническом нормировании и стандартизации, о радиационной безопасности, законодательством в области обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека, в области ветеринарной деятельности.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора Республики Беларусь.

Статья 3. Нормирование в области радиационной безопасности в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС
Нормирование в области радиационной безопасности в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС заключается в установлении норм и правил по обеспечению радиационной безопасности.
Нормы и правила по обеспечению радиационной безопасности в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС устанавливают:
республиканские допустимые уровни содержания радионуклидов (далее — республиканские допустимые уровни) и иные уровни радиоактивного загрязнения, определяющие обращение с объектами контроля радиоактивного загрязнения;
другие нормативы радиоактивного загрязнения.
Нормы и правила по обеспечению радиационной безопасности в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС устанавливаются в соответствии с настоящим Законом и законодательством о радиационной безопасности.

Статья 4. Критерии определения территории радиоактивного загрязнения, зон
радиоактивного загрязнения
Для определения территории радиоактивного загрязнения используются следующие критерии:
величина средней годовой эффективной дозы облучения населения;
плотность загрязнения почв радионуклидами;
возможность производства продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней .
Для определения зон радиоактивного загрязнения используются следующие критерии:
величина средней годовой эффективной дозы облучения населения;
плотность загрязнения почв радионуклидами.

Статья 5. Территория радиоактивного загрязнения
К территории радиоактивного загрязнения относятся часть территории Республики Беларусь с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 либо стронция-90 или плутония-238, 239, 240 соответственно 37, 5,55, 0,37 кБк/м2 (1,0, 0,15, 0,01 Ки/км2) и более, а также иные территории, на которых средняя годовая эффективная доза облучения населения может превысить (над уровнем естественного и техногенного фона) 1 мЗв.
К территории радиоактивного загрязнения относятся и другие территории с меньшей плотностью загрязнения почв радионуклидами, чем указано в части первой настоящей статьи, на которых невозможно или ограничено производство продукции, содержание радионуклидов в кото¬рой не превышает республиканских допустимых уровней.

Статья 6. Зоны радиоактивного загрязнения
На территории радиоактивного загрязнения в зависимости от плотности загрязнения почв радионуклидами и (или) средней годовой эффективной дозы облучения населения выделяются следующие зоны радиоактивного загрязнения:
зона эвакуации (отчуждения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, с которой в 1986 году было эвакуировано население
(30-километровая зона и территория, с которой проведено дополнительное отселение населения в связи с плотностью загрязнения почв радионуклидами стронция-90 более 111 кБк/м2 (3 Ки/км2) и плутония-238, 239, 240 более 3,7 кБк/м2 (0,1 Ки/км2));
зона первоочередного отселения — территория с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 от 1480 кБк/м2 (40 Ки/км2) либо стронция-90 или плутония-238, 239, 240 соответственно 111, 3,7 кБк/м2 (3, 0,1 Ки/км2) и более;
зона последующего отселения — территория с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 от 555 до 1480 кБк/м2 (от 15 до 40 Ки/км2) либо стронция-90 от 74 до 111 кБк/м2 (от 2 до 3 Ки/км2) или плутония-238, 239, 240 от 1,85 до 3,7 кБк/м2 (от 0,05 до 0,1 Ки/км2), на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения может превысить (над уровнем естественного и техногенного фона) 5 мЗв, и  другие территории с меньшей плотностью загрязнения указанными радионуклидами, на которых средняя годовая эффективная доза облучения населения может превысить 5 мЗв;
зона с правом на отселение — территория с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 от 185 до 555 кБк/м2 (от 5 до 15 Ки/км2) либо стронция-90 от 18,5 до 74 кБк/м2 (от 0,5 до 2 Ки/км2) или
плутония-238, 239, 240 от 0,74 до 1,85 кБк/м2 (от 0,02 до 0,05 Ки/км2), на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения может превысить (над уровнем естественного и техногенного фона) 1 мЗв, и  другие территории с меньшей плотностью загрязнения указанными радионуклидами, на которых средняя годовая эффективная доза облучения населения может превысить 1 мЗв;
зона проживания с периодическим радиационным контролем — территория с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 от 37 до 185 кБк/м2 (от 1 до 5 Ки/км2) либо стронция-90 от 5,55 до 18,5 кБк/м2 (от 0,15 до 0,5 Ки/км2) или плутония-238, 239, 240 от 0,37 до 0,74 кБк/м2 (от 0,01 до 0,02 Ки/км2), на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения не должна превышать (над уровнем естественного и техногенного фона) 1 мЗв.
Территории с меньшей плотностью загрязнения почв радионуклидами, чем указано в части первой статьи 5 настоящего Закона, на которых невозможно или ограничено производство продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней, не относятся к зонам радиоактивного загрязнения (далее — территории, не относящиеся к зонам радиоактивного загрязнения).
Определение плотности загрязнения почв радионуклидами для отнесения населенных пунктов, а также территорий, занятых объектами, расположенными вне границ населенных пунктов, к зонам радиоактивного загрязнения осуществляется республиканским органом государственного управления в области гидрометеорологической деятельности.
Определение средних годовых эффективных доз облучения населения для отнесения населенных пунктов, находящихся на территории радиоактивного загрязнения, к зонам радиоактивного загрязнения осуществляется республиканским органом государственного управления в области здравоохранения.
Перечень населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, в зависимости от изменения радиационной обстановки утверждается и пересматривается Советом Министров Республики Беларусь не реже одного раза в пять лет по представлению республиканского органа государственного управления, осуществляющего регулирование и управление в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Карты территории радиоактивного загрязнения с выделением территорий зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения, зоны последующего отселения, зоны с правом на отселение, зоны проживания с периодическим радиационным контролем, а также территорий, не относящихся к зонам радиоактивного загрязнения, утверждаются республиканским органом государственного управления, осуществляющим регулирование и управление в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и издаются не реже одного раза в пять лет.

Статья 7. Радиационно опасные земли и их учет
Земли, находящиеся на территории радиоактивного загрязнения, на которых невозможно или ограничено производство сельскохозяйственной продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней, для целей настоящего Закона относятся к радиационно опасным землям.
Радиационно опасные земли подразделяются на земли отчуждения, на которых невозможно производство сельскохозяйственной продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней, и земли ограниченного хозяйственного использования, на которых ограничено производство сельскохозяйственной продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней.
На радиационно опасных землях обеспечиваются правовой режим тех зон радиоактивного загрязнения, которым они соответствуют по уровню загрязнения почв радионуклидами в соответствии с частью первой статьи 6 настоящего Закона, а также правовой режим территорий, не относящихся к зонам радиоактивного загрязнения.
Отнесение земель, находящихся на территории радиоактивного загрязнения, к радиационно опасным землям и исключение их из радиационно опасных земель осуществляются Советом Министров Республики Беларусь в порядке, им устанавливаемом, по представлению республиканского органа государственного управления, осуществляющего регулирование и управление в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, на основании предложений областных исполнительных комитетов.
Учет земель, находящихся на территории радиоактивного загрязнения, отнесенных к радиационно опасным землям, в государ¬ственном земельном кадастре осуществляется республиканским органом государственного управления в области земельных отношений, геодезии и картографии на основании сведений, предоставляемых землеустроительными службами местных исполнительных и распорядительных органов.

Статья 8. Финансирование мероприятий по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
Финансирование мероприятий по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляется за счет средств республиканского бюджета, предусматриваемых на реализацию государственных программ по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и других источников, предусмотренных законодательством.
Финансирование работ, связанных с захоронением радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее — радиоактивные отходы), а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС ниже уровня, установленного нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, для радиоактивных отходов (далее — иные отходы, продукты, материалы и другие вещества), выполняемых не в рамках государственных программ по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется за счет их производителей.

Статья 9. Право граждан на получение информации
в области правового режима территории радиоактивного загрязнения
Граждане имеют право на получение полной, своевременной и   достоверной информации о радиационной обстановке, принимаемых мерах по ее улучшению, а также о правовом режиме территории радиоактивного загрязнения и об ответственности за его нарушение.
Порядок предоставления и распространения информации, указанной в части первой настоящей статьи, устанавливается законодательством об охране окружающей среды, об обращениях граждан и юридических лиц и иным законодательством.

ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ТЕРРИТОРИИ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ
Статья 10. Государственное управление в области обеспечения правового режима территории радиоактивного загрязнения
Государственное управление в области обеспечения правового режима территории радиоактивного загрязнения осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, республиканским органом государственного управления, осуществляющим регулирование и управление в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, другими республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции, предусмотренной настоящим Законом и другими актами законодательства.

Статья 11. Компетенция Президента Республики Беларусь
в области обеспечения правового режима территории радиоактивного загрязнения
Президент Республики Беларусь в области обеспечения правового режима территории радиоактивного загрязнения:
определяет единую государственную политику;
принимает решения о преобразовании и прекращении функционирования государственного радиационно-экологического заповедника (далее, если не указано иное, — заповедник), а также утверждает положение о нем;
осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и другими законодательными актами.

Статья 12. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь в области обеспечения правового режима территории радиоактивного загрязнения
Совет Министров Республики Беларусь в области обеспечения правового режима территории радиоактивного загрязнения в пределах своей компетенции:
обеспечивает проведение единой государственной политики;
утверждает государственные программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
утверждает и пересматривает перечень населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения;
принимает решения об отнесении земель, находящихся на территории радиоактивного загрязнения, к радиационно опасным землям и исключении их из радиационно опасных земель, устанавливает порядок отнесения земель к радиационно опасным землям и исключения их из радиационно опасных земель;
устанавливает порядок обеспечения и отмены контрольно-пропускного режима на территориях зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения, зоны последующего отселения, с которых отселено население;
устанавливает порядок выдачи разрешений на захоронение радиоактивных отходов, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ;
устанавливает порядок проведения радиационного мониторинга и использования его данных;
организует и координирует выполнение обязательств Республики Беларусь по международным договорам Республики Беларусь в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и другими актами законодательства.

Статья 13. Компетенция республиканского органа государственного управления, осуществляющего регулирование и управление в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в области обеспечения правового режима территории радиоактивного загрязнения
Республиканский орган государственного управления, осуществ¬ляющий регулирование и управление в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в области обеспечения правового режима территории радиоактивного загрязнения:
координирует выполнение мероприятий по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, обеспечение контроля радиоактивного загрязнения и радиационного мониторинга;
разрабатывает проекты государственных программ по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
принимает нормативные правовые акты в пределах своей компетенции по обеспечению правового режима территории радиоактивного загрязнения;
обеспечивает реализацию государственных программ по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
вносит предложения по перечню населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения;
обеспечивает содержание и безопасное функционирование системы объектов обращения с радиоактивными отходами, а также иными отходами, продуктами, материалами и другими веществами, на которых осуществлялось или осуществляется захоронение таких отходов;
выдает по согласованию с областными исполнительными комитетами разрешения на захоронение радиоактивных отходов, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ;
информирует население о радиационной обстановке, принимаемых мерах по ее улучшению, а также о правовом режиме территории радиоактивного загрязнения и об ответственности за его нарушение;
утверждает карты территории радиоактивного загрязнения, а также обеспечивает их разработку и издание;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства.

Статья 14. Компетенция других республиканских органов государственного управления в области обеспечения правового режима территории радиоактивного загрязнения
Другие республиканские органы государственного управления в  области обеспечения правового режима территории радиоактивного загрязнения в пределах своей компетенции:
участвуют в выполнении мероприятий государственных программ по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
принимают по согласованию с республиканским органом государственного управления, осуществляющим регулирование и управление в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты, регулирующие вопросы контроля радиоактивного загрязнения, устанавливающие республиканские допустимые уровни, другие нормативы радиоактивного загрязнения;
осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства.

Статья 15. Компетенция местных исполнительных и распорядительных органов в области обеспечения правового режима территории радиоактивного загрязнения
Местные исполнительные и распорядительные органы в области обеспечения правового режима территории радиоактивного загрязнения в пределах своей компетенции:
участвуют в выполнении мероприятий государственных программ по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
обеспечивают правовой режим территории радиоактивного загрязнения, за исключением территории заповедника;
информируют население о радиационной обстановке, принимаемых мерах по ее улучшению, а также о правовом режиме территории радиоактивного загрязнения и об ответственности за его нарушение;
осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства.

ГЛАВА 3
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТЕРРИТОРИИ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ
Статья 16. Управление территорией радиоактивного загрязнения
Управление территорией радиоактивного загрязнения осуществляется Советом Министров Республики Беларусь, республиканским органом государственного управления, осуществляющим регулирование и управление в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и местными исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции.
Специальным органом управления, осуществляющим в пределах своей компетенции управление территориями зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население и на которых установлен контрольно-пропускной режим, является администрация зон отчуждения и отселения, подчиненная республиканскому органу государственного управления, осуществляющему регулирование и управление в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Основными задачами администрации зон отчуждения и отселения являются:
контроль за соблюдением правового режима территорий зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население и на которых установлен контрольно-пропускной режим;
организация контрольно-пропускного режима и выдача пропусков;
иные задачи, установленные законодательством.
Администрация зон отчуждения и отселения осуществляет свою деятельность на основании положения, утверждаемого республиканским органом государственного управления, осуществляющим регулирование и  управление в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Статья 17. Государственный радиационно-экологический заповедник
Управление заповедником, расположенным на территориях зон радиоактивного загрязнения в границах, установленных законодательством, осуществляется государственным природоохранным научно-исследовательским учреждением (далее — учреждение, осуществляющее управление заповедником), подчиненным республиканскому органу государственного управления, осуществляющему регулирование и управление в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решения о преобразовании и прекращении функционирования заповедника принимаются Президентом Республики Беларусь.
Правовой режим территории заповедника обеспечивается администрацией зон отчуждения и отселения и учреждением, осуществляющим управление заповедником, в пределах их компетенции.
На территории заповедника обеспечивается правовой режим тех зон радиоактивного загрязнения, на территории которых он расположен.
Основными задачами учреждения, осуществляющего управление заповедником, являются:
проведение мероприятий по предотвращению переноса радионуклидов на прилегающие территории;
наблюдение за изменением радиационной обстановки;
оценка влияния радиоактивного загрязнения на объекты животного и растительного мира, среду их обитания и произрастания;
сохранение природных комплексов и объектов, создание условий для обеспечения естественного течения природных процессов;
проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ;
иные задачи, установленные законодательством.
Имущество, находящееся на территории заповедника, находится в  собственности Республики Беларусь. Управление этим имуществом осуществляется республиканским органом государственного управления, осуществляющим регулирование и управление в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Природопользование на территории заповедника осуществляется по согласованию с республиканским органом государственного управления, осуществляющим регулирование и управление в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Заповедник осуществляет деятельность на основании положения, утверждаемого Президентом Республики Беларусь.

Статья 18. Контрольно-пропускной режим на территории радиоактивного загрязнения
На территориях зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население, обеспечивается контрольно-пропускной режим.
Порядок обеспечения и отмены контрольно-пропускного режима на территориях, указанных в части первой настоящей статьи, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Допуск граждан, всех видов транспортных средств и другой техники на территории зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население и на которых установлен контрольно-пропускной режим, осуществляется на основании пропусков, выдаваемых администрацией зон отчуждения и отселения в соответствии с законодательством об административных процедурах.
Карты территорий зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население и на которых установлен контрольно-пропускной режим, утверждаются республиканским органом государственного управления, осуществляющим регулирование и управление в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по согласованию с районными исполнительными комитетами.

Статья 19. Мероприятия по улучшению санитарного состояния территорий зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население, и радиационной обстановки на этих территориях
Мероприятия по улучшению санитарного состояния территорий зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население, и радиационной обстановки на этих территориях выполняются в рамках государственных программ по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Мероприятия, указанные в части первой настоящей статьи, выполняются специализированными организациями, подчиненными республиканскому органу государственного управления, осуществляющему регулирование и управление в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее — специализированные организации).

Статья 20. Меры по охране территорий зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население и на которых установлен контрольно-пропускной режим
Охрана территорий зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население и на которых установлен контрольно-пропускной режим, включает меры, обеспечивающие в порядке, установленном законодательством:
охрану общественного порядка;
охрану имущества;
надзор за обеспечением пожарной безопасности;
тушение пожаров.

Статья 21. Право собственности и управление имуществом, находящимся на территориях зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население
Имущество, находящееся на территориях зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население, за которое организациями и  гражданами, выехавшими из указанных зон, получена компенсация, находится в собственности Республики Беларусь. Управление этим имуществом осуществляется областными исполнительными комитетами, за исключением имущества, указанного в части шестой статьи 17 настоящего Закона.

Статья 22. Права, обязанности и гарантии землепользователей земельных участков, находящихся на территории радиоактивного загрязнения
На землепользователей земельных участков, находящихся на территории радиоактивного загрязнения, распространяются права и обязанности, установленные законодательством об охране и использовании земель, с учетом положений, установленных частью второй настоящей статьи и статьями 24 — 28 настоящего Закона.
Землепользователи земельных участков, находящихся на территории радиоактивного загрязнения, обязаны проводить специальные агрохимические, агротехнические, агромелиоративные, лесохозяйственные и  другие мероприятия по обеспечению производства продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней, в соответствии с техническими нормативными правовыми актами. Затраты на проведение указанных мероприятий возмещаются за счет средств республиканского бюджета, предусматриваемых на реализацию государственных программ по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Статья 23. Вывоз имущества, находящегося на территориях зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население и на которых установлен контрольно-пропускной режим
Вывоз имущества, находящегося на территориях зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население и на которых установлен контрольно-пропускной режим, за их пределы осуществляется на основании пропусков, выдаваемых администрацией зон отчуждения и  отселения в соответствии с законодательством об административных процедурах по согласованию с государственными органами, указанными в частях второй и третьей настоящей статьи.
Вывоз имущества (за исключением образцов, отбираемых для научных целей при выполнении научно-исследовательских работ, проводимых в соответствии с законодательством), находящегося на территории заповедника, осуществляется по согласованию с республиканским органом государственного управления, осуществляющим регулирование и  управление в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Вывоз имущества (за исключением образцов, отбираемых для научных целей при выполнении научно-исследовательских работ, проводимых в соответствии с законодательством), находящегося на территориях зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население и на которых установлен контрольно-пропускной режим (за исключением территории заповедника), осуществляется по согласованию с районными исполнительными комитетами.

Статья 24. Правовой режим зоны эвакуации (отчуждения)
В зоне эвакуации (отчуждения) запрещается осуществление хозяйственной и иной деятельности, за исключением мероприятий, связанных с обеспечением радиационной безопасности, предотвращением переноса радионуклидов, проведением природоохранных мероприятий, техническим обслуживанием инженерных сетей, коммуникаций и иных объектов, а также научно-исследовательских и экспериментальных работ.
Проведение мероприятий, указанных в части первой настоящей статьи, в зоне эвакуации (отчуждения) допускается только с разрешения республиканского органа государственного управления, осуществляющего регулирование и управление в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с соблюдением норм и правил по обеспечению радиационной безопасности при наличии разрешения на право работы с источниками ионизирующего излучения (санитарного паспорта), выдаваемого органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор.
В зоне эвакуации (отчуждения) также запрещаются:
проживание населения;
пребывание граждан без пропуска;
въезд без пропуска всех видов транспортных средств и другой техники;
привлечение к работе лиц без медицинской справки о состоянии здоровья с заключением о годности к работе в данной профессии в данной зоне, а также без их письменного согласия;
использование территории зоны эвакуации (отчуждения) в рекреационных целях.

Статья 25. Правовой режим зоны первоочередного отселения
В зоне первоочередного отселения допускается осуществление хозяйственной и иной деятельности (за исключением сельскохозяйственной) с соблюдением норм и правил по обеспечению радиационной безопасности и использованием технологий, обеспечивающих производство продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней.
В зоне первоочередного отселения проводятся мероприятия по радиационной защите, предусмотренные государственными программами по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В зоне первоочередного отселения запрещаются:
проживание населения;
пребывание граждан без пропуска;
въезд без пропуска всех видов транспортных средств и другой техники;
производство (заготовка) продукции, содержание радионуклидов в которой превышает республиканские допустимые уровни;
сбор дикорастущих растений (в том числе мха, лишайников и грибов) и (или) их частей (ягод, орехов, шишек, иных плодов, почек, листьев, цветов, коры, корней и др.) (далее — дикорастущие растения и  (или) их части), охота, рыболовство, все виды водопользования, за исключением использования водных объектов для противопожарных целей, а также иное природопользование, не отвечающее требованиям норм и правил по обеспечению радиационной безопасности;
выполнен

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter