ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. О поддержке малого и среднего предпринимательства.

Часть 2. Принят Палатой представителей 26 мая 2010 годаОдобрен Советом Республики 15 июня 2010 года Настоящий Закон направлен на определение правовых и организационных основ поддержки малого и среднего предпринимательства, создание благоприятных условий для его развития.

Часть 2.

Принят Палатой представителей 26 мая 2010 года
Одобрен Советом Республики 15 июня 2010 года

Настоящий Закон направлен на определение правовых и организационных основ поддержки малого и среднего предпринимательства, создание благоприятных условий для его развития.

Статья 13. Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем создания доступных условий для получения субъектами малого и среднего предпринимательства информации, необходимой для эффективного осуществления и развития предпринимательской деятельности.
Государственные органы и иные организации обеспечивают доступность информации, необходимой субъектам малого и среднего предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, за исключением информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательными актами.
Основными видами информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:
освещение в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет различных вопросов предпринимательской деятельности, в том числе актов законодательства, регулирующих отношения в области предпринимательской деятельности, предложений в области имущественного обеспечения и делового сотрудничества, размещение приглашений к участию в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг), информации о субъектах инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
оказание информационных и консультационных услуг субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
создание и развитие системы консультирования с применением современных коммуникационных и информационных технологий (дистанционное консультирование);
организация и проведение мероприятий, направленных на повышение информированности субъектов малого и среднего предпринимательства об условиях осуществления и направлениях развития предпринимательской деятельности;
создание специализированных радио- и телепередач, периодических печатных изданий, освещающих актуальные вопросы развития малого и среднего предпринимательства.

Статья 14. Участие субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг)

Субъектам малого и среднего предпринимательства гарантируется предоставление возможности участия в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг).
Государственные органы и иные государственные организации реализуют меры, направленные на:
информирование субъектов малого и среднего предпринимательства о проведении процедур государственных закупок товаров (работ, услуг);
консультирование субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам участия в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг).
В целях обеспечения участия субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг) законодательством могут предусматриваться:
резервирование для субъектов малого и среднего предпринимательства не менее 10 процентов от общего объема государственных закупок товаров (работ, услуг) и проведение отдельных конкурсов по этой части государственных закупок товаров (работ, услуг) среди таких субъектов;
привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в качестве соисполнителей путем установления специальных требований к победителям конкурсов о резервировании для субъектов малого и среднего предпринимательства определенной доли государственных закупок товаров (работ, услуг).

Статья 15. Содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства

Государственные органы и иные государственные организации обеспечивают создание условий для осуществления субъектами малого и среднего предпринимательства внешнеторговой деятельности.
Приоритетными направлениями внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства признаются развитие экспорта отечественных товаров (работ, услуг) на рынки иностранных государств и развитие импорта сырья (комплектующих) для собственного производства на территории Республики Беларусь при отсутствии отечественных аналогов.
Содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем:
проведения работы по заключению международных договоров, предусматривающих реализацию мер по развитию внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
организации деловых встреч и переговоров представителей белорусских и иностранных субъектов предпринимательства в целях установления отношений с иностранными партнерами, продвижения отечественных товаров (работ, услуг) на рынки иностранных государств;
создания информационных ресурсов, содержащих сведения о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также иную информацию, необходимую для осуществления ими внешнеторговой деятельности.

Статья 16. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров

Государственные органы и иные государственные организации содействуют созданию и развитию системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров осуществляется в виде:
подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров через сеть учреждений образования и реализации международных программ и проектов по обмену опытом в этой сфере;
подготовки физических лиц к предпринимательской деятельности с помощью дистанционных образовательных технологий;
проведения обучающих тематических семинаров, курсов, конференций по вопросам предпринимательства;
реализации специальных образовательных программ переподготовки физических лиц из числа безработных и незанятого населения, в том числе в городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах.

Статья 17. Советы по развитию предпринимательства

Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь осуществляет выработку рекомендаций по развитию и комплексной государственной поддержке субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях формирования конкурентных отношений и координации деятельности общественных объединений предпринимателей.
Порядок деятельности Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь устанавливается Президентом Республики Беларусь.
При местных исполнительных и распорядительных органах также могут создаваться советы по развитию предпринимательства, функции и полномочия которых определяются соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.

Статья 18. Объединения субъектов малого и (или) среднего предпринимательства (ассоциации и союзы)

Субъекты малого и среднего предпринимательства в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для развития и поддержки предпринимательства могут создавать объединения (ассоциации и союзы) в порядке, предусмотренном законодательством.
Деятельность объединений субъектов малого и (или) среднего предпринимательства (ассоциаций и союзов) может предусматривать:
организационное, методическое, консультационное, информационное содействие своим членам в совершенствовании производственной деятельности, систем управления производством и контроля качества, во внедрении и освоении новой техники и технологий, в осуществлении маркетинга и рекламы продукции;
содействие в совершенствовании подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;
содействие в организации и развитии делового сотрудничества с белорусскими и иностранными организациями, а также оказание помощи в решении других задач, необходимых для развития малого и среднего предпринимательства.
Объединения субъектов малого и (или) среднего предпринимательства (ассоциации и союзы) могут участвовать в:
проведении государственными органами и иными организациями опросов субъектов малого и среднего предпринимательства по выявлению проблемных вопросов осуществления предпринимательской деятельности, выяснению позиции субъектов малого и среднего предпринимательства относительно целесообразности принятия вырабатываемых мер государственной политики в сфере предпринимательства;
разработке и реализации программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

ГЛАВА 3

СУБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Статья 19. Центры поддержки предпринимательства

Центром поддержки предпринимательства является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению экономической и организационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Основными задачами центра поддержки предпринимательства являются оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, подготовке, переподготовке и привлечении квалифицированных кадров, проведение маркетинговых исследований, а также оказание иного содействия в осуществлении субъектами малого и среднего предпринимательства их деятельности.
Базовым центром поддержки предпринимательства области (г. Минска) является центр поддержки предпринимательства, обеспечивающий координацию деятельности расположенных на территории области (г. Минска) центров поддержки предпринимательства и реализующий совместно с областным (Минским городским) исполнительным комитетом мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.
Центры поддержки предпринимательства, в том числе базовые центры поддержки предпринимательства областей (г. Минска), ежегодно в порядке и сроки, установленные законодательством, представляют областному (Минскому городскому) исполнительному комитету информацию о своей деятельности в качестве центра поддержки предпринимательства.
Условия и порядок регистрации юридических лиц в качестве центров поддержки предпринимательства, особенности их деятельности определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 20. Инкубаторы малого предпринимательства

Инкубатором малого предпринимательства является юридическое лицо, имеющее на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании специально оборудованные под офисы и производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) помещения и находящееся в них имущество и предоставляющее их в соответствии с законодательством в пользование начинающим свою деятельность субъектам малого предпринимательства в целях оказания им помощи в развитии и приобретении финансовой самостоятельности.
Помещения и имущество, указанные в части первой настоящей статьи, предоставляются инкубатором малого предпринимательства субъекту малого предпринимательства на условиях, определяемых заключенным между ними в соответствии с законодательством договором, на срок не более пяти лет.
Основными задачами инкубатора малого предпринимательства являются создание организационно-экономических условий для развития субъектов малого предпринимательства путем предоставления им помещений и имущества, указанных в части первой настоящей статьи, информационных и консультационных услуг, оказание содействия в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, а также осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством и направленной на выполнение основных задач инкубатора малого предпринимательства.
Инкубаторы малого предпринимательства в зависимости от целевого назначения могут быть многопрофильными или специализированными (однопрофильными).
Многопрофильный инкубатор малого предпринимательства предоставляет помещения и имущество, указанные в части первой настоящей статьи, субъектам малого предпринимательства, осуществляющим различные виды деятельности, специализированный (однопрофильный) инкубатор малого предпринимательства — субъектам малого предпринимательства, осуществляющим определенный вид деятельности.
Инкубаторы малого предпринимательства ежегодно в порядке и сроки, установленные законодательством, представляют областному (Минскому городскому) исполнительному комитету информацию о своей деятельности в качестве инкубатора малого предпринимательства.
Условия и порядок регистрации юридических лиц в качестве инкубаторов малого предпринимательства, особенности их деятельности определяются Советом Министров Республики Беларусь.

ГЛАВА 4

ИНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ПОДДЕРЖКУ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И (ИЛИ) СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Статья 21. Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей

Финансовое обеспечение государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь осуществляет Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей.
Основными направлениями деятельности Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей являются:
содействие проведению государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации соответствующих целевых программ, проектов и мероприятий;
участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также реализации государственных, отраслевых и региональных программ, проектов и мероприятий, способствующих созданию рабочих мест путем развития малого предпринимательства и конкуренции, демонополизации экономики, насыщения рынков товарами;
участие в формировании рыночной инфраструктуры, обеспечивающей субъектам малого предпринимательства равные условия и возможности для осуществления предпринимательской деятельности;
поддержка инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие освоению новых технологий, использованию патентов, лицензий, ноу-хау;
содействие привлечению национальных и иностранных инвестиций для осуществления приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства;
участие в реализации международных программ и проектов по вопросам развития малого предпринимательства.
Порядок создания, деятельности и ликвидации Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей устанавливается Президентом Республики Беларусь.

Статья 22. Учреждения финансовой поддержки предпринимателей

Учреждением финансовой поддержки предпринимателей является некоммерческая организация, создаваемая по решению областного (Минского городского) исполнительного комитета или иного юридического лица в целях обеспечения содействия проведению государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации соответствующих целевых программ, проектов и мероприятий.
Средства учреждения финансовой поддержки предпринимателей формируются за счет средств соответствующих местных бюджетов, выделяемых в установленном порядке, собственных средств юридических лиц, кредитов, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, доходов, полученных от размещения временно свободных средств на банковских счетах и (или) в банковские вклады (депозиты), а также за счет поступлений от уставной деятельности и других источников, не запрещенных законодательством.
Учреждения финансовой поддержки предпринимателей могут осуществлять финансовую поддержку субъектов малого предпринимательства в видах, предусмотренных частью второй и абзацами третьим-пятым части третьей статьи 10 настоящего Закона, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Особенности порядка создания и деятельности учреждений финансовой поддержки предпринимателей определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 23. Общества взаимного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства

Обществом взаимного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая субъектами малого и (или) среднего предпринимательства в форме потребительского кооператива для аккумулирования временно свободных денежных средств членов этого общества в целях оказания им временной финансовой помощи.
Общество взаимного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства не вправе оказывать временную финансовую помощь юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, не являющимся членами этого общества.
Особенности порядка создания и деятельности обществ взаимного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства определяются Советом Министров Республики Беларусь.

ГЛАВА 5

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 24. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов и отдельных положений законов

Признать утратившими силу:
1. Закон Республики Беларусь от 28 мая 1991 года “О предпринимательстве в Республике Беларусь” (Ведамасці Вярхоўнага Савета Беларускай ССР, 1991 г., № 19, ст. 269).
2. Закон Республики Беларусь от 15 января 1992 года “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О предпринимательстве в Республике Беларусь” (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 6, ст. 105).
3. Раздел III Закона Республики Беларусь от 18 января 1994 года “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты, связанные с вопросами экономических отношений” (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1994 г., № 6, ст. 72).
4. Закон Республики Беларусь от 16 октября 1996 года “О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь” (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1996 г., № 34, ст. 607).
5. Закон Республики Беларусь от 15 июля 1997 года “О внесении дополнений в Закон Республики Беларусь “О предпринимательстве в Республике Беларусь” (Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь, 1997 г., № 27, ст. 482).
6. Статью 2 Закона Республики Беларусь от 31 декабря 1997 года “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь” (Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь, 1998 г., № 2, ст. 7).
7. Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 года “О внесении дополнения в Закон Республики Беларусь “О предпринимательстве в Республике Беларусь” (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 7, 2/133).
8. Статью 1 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 года “О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования и перерасчета пенсий” (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 70, 2/952).
9. Пункт 2 статьи 2 Закона Республики Беларусь от 30 июля 2004 года “О признании утратившими силу законодательных актов и внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь” (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 122, 2/1056).
10. Статью 2 Закона Республики Беларусь от 26 декабря 2007 года “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и отдельных положений законов Республики Беларусь по вопросам страхования” (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 305, 2/1397).
11. Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 28 мая 1991 года “О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь “О предпринимательстве в Республике Беларусь” (Ведамасці Вярхоўнага Савета Беларускай ССР, 1991 г., № 19, ст. 270).
Статья 25. Меры по реализации положений настоящего Закона
Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:
подготовить и внести в установленном порядке предложения по приведению законодательных актов в соответствие с настоящим Законом;
привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;
принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.
До приведения актов законодательства в соответствие с настоящим Законом они применяются в той части, в которой не противоречат настоящему Закону, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.

Статья 26. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением настоящей статьи и статьи 25, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко
1 июля 2010 года, г.Минск.
№ 148-З

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter