Закон ест закон

Процесс строительства - сплошная загадка. Будущий новосел, оплачивая все - от рытья котлована до черновой отделки квартиры, оформляя в банке кредит, не может до конца быть уверенным, что станет новоселом. Есть ли у цен потолок?
Почему так стремительно растет цена квадратного метра жилья?

Процесс строительства - сплошная загадка. Будущий новосел, оплачивая все - от рытья котлована до черновой отделки квартиры, оформляя в банке кредит, не может до конца быть уверенным, что станет новоселом. Есть ли у цен потолок?

Квартира-призрак

Сегодня житель Молодечно Николай Апетенок, готовившийся стать новоселом 55-квартирного дома по улице Притыцкого в этом райцентре, вряд ли бы связал себя договором на долевое строительство квартиры с предприятием "УКС-Сервис". Потому что уже знает из собственного опыта: цена, которую при заключении договоров называют потенциальным дольщикам организаторы строительства, - не более чем фикция. К моменту сдачи дома стоимость квартиры, словно по взмаху волшебной палочки, увеличивается на 25 - 30 процентов. Что для человека со средним достатком равноценно катастрофе. Ведь для тех, кто не найдет деньги на доплату, дело, как правило, заканчивается расторжением договора. "Обиднее всего, что за все время предприятие не уведомило людей об удорожании, лишив нас права самим решать - продолжать строительство либо, оценив собственные финансовые возможности, на начальном этапе отказаться от него, - сетует Николай Николаевич. - Мало того, что мы потерпели убытки на росте курса доллара, к которому привязана цена квадратного метра, платим 12 процентов годовых банку за пользование валютным кредитом, взятым на 10 лет, так теперь еще оказывается, что и в квартиры, оплаченные из наших кошельков, мы никогда не вселимся".

Выгодно! Кому?

Подобной ситуацией сегодня, похоже, никого не удивишь. Цены на новостройки растут как грибы после дождя, и в Минске, например, цена в 600 - 700 у.е. за "квадрат" считается уже нормой. Лет пять назад такое жилье вряд ли бы кто покупал. Сегодня, когда снижается инфляция, растут доходы, банки охотно выдают кредиты на строительство, ради жилплощади люди готовы раскошелиться на круглые суммы. И все-таки интересно - из чего они складываются? Результаты проверок, проведенных в этом году Комитетом госконтроля, заставляют задуматься о многом...

Помнится, в середине 90-х строители готовы были ухватиться за любой заказ. Отсутствие спроса на их услуги и, как следствие, высокая конкуренция на рынке не позволяли взвинчивать цены ни государственным компаниям, ни частным. Сегодня, когда квартиры раскупаются еще на стадии закладки фундамента будущего дома, а строители стали едва ли не самыми востребованными специалистами на рынке труда, организации-заказчики все чаще "забывают" о тендерах и контрактных ценах. Только им одним, похоже, ведомо, по какому принципу выбирается подрядная организация, но то, что без учета интересов простого человека, - точно. Иначе как понять, что весь прошлый год и первое полугодие этого не проводились подрядные торги УКСами Пинска и Бобруйска. По такому же пути пошли выступающие одновременно в роли заказчика и подрядчика Могилевский домостроительный комбинат, минские ОАО

"МАПИД" и ЗАО "Комкон".

Залезая в наш с вами кошелек, организаторы строительства не скромничают. Договорами с дольщиками предусмотрено вознаграждение заказчиков за организацию и обеспечение строительства жилья, размер которого отдельные из них устанавливают по своему усмотрению. И тут, надо сказать, все зависит от аппетитов компаний. Если, к примеру, ЗАО "Комкон" в прошлом году оценило свои услуги в размере 2,35 процента от стоимости строительства, то Республиканский центр молодежного строительства положил все 15. Хотя по мне, например, так и полпроцента за услуги этой компании было бы жалко. Потому как три дома, которые она строит лет эдак уже пять, по сей день не готовы.

В строительстве жилья есть и другие хитрые моменты, из-за которых растет его стоимость. Не секрет, что мало кто хочет жить на первых и последних этажах домов-новостроек, всем нравится "золотая серединка". Считается, что потребительские качества квартир, расположенных, к примеру, на 2 - 8-х этажах, выше. Возможно, за это и надо платить. В Минстройархитектуры существует даже специальная методика по исчислению стоимости строительства жилья при помощи специальных коэффициентов, учитывающих поэтажное расположение квартир, материал, из которого изготовлены стены и даже место нахождения дома. Однако на местах значения этих коэффициентов зачастую завышаются. Мингорисполкомом, например, еще в 1995 году принято решение, обязывающее УКС при расчете с дольщиками применять более высокие коэффициенты. В итоге однокомнатная квартира в микрорайоне Чкаловский обходится человеку почти на 6 миллионов рублей дороже, чем такая же в Лошице. В Комитете госконтроля подобную практику оценивают как превышение полномочий городскими властями. Даже если руководствовались они, можно предположить, благой целью. Понятно, что надо развивать инфраструктуру микрорайонов и благоустраивать территории. Но почему только за счет новоселов?

Между тем необоснованные расценки и коэффициенты применяются сплошь и рядом. В Витебске, например, местный ДСК заработал на "коэффициентах этажности" немалые суммы. Стоимость квартир в двух панельных домах, расположенных по улице Правды, была завышена на 140 миллионов рублей. Это сопоставимо с ценой элитной квартиры в Минске.

Смотреть в оба!

Узнавать о том, что тебя обманывают, всегда неприятно. Тем более если речь идет о такой важной социальной проблеме для государства, как жилищное строительство. Не секрет, что прежде чем купить жилплощадь в новостройке, многие годами собирают деньги, ограничивая себя в элементарных житейских радостях. И по меньшей мере аморально сдирать с них три шкуры, как делают отдельные организации - заказчики строительства.

Вот еще совсем уж вопиющий факт, выявленный Госконтролем. В январе этого года трест "Белтрансстрой" сдал в эксплуатацию 3-ю очередь 108-квартирного жилого дома. Стоимость "квадрата" для минчан, заключивших договоры напрямую с этой подрядной организацией, которая не являлась заказчиком строительства, варьировалась от 282 до 830 у.е. Обоснований таким "ножницам" цен у строителей так и не нашлось.

Или как расценить, например, тот факт, что в договорах, заключенных с дольщиками Витебским ДСК, ОАО "Жилстрой", Гомельским ДСК, вообще не предусмотрен возврат проиндексированных денег при прекращении ими строительства квартир? Понятно, что, ввязываясь в строительство, человек не думает о худшем, но в случае форс-мажорных обстоятельств ему придется обить немало порогов, чтобы вернуть свои, немалые, заметим, суммы...

Примеров нарушений закона в жилищном строительстве хватит еще не на одну статью. Но суть одна. Человек, заработавший деньги на решение квартирного вопроса, не застрахован от бардака, творящегося порой в строительной сфере. Президент, выступая перед новым составом Парламента, потребовал навести в отрасли порядок. Спрос за это, как видно, будет самым жестким. Зарабатывать деньги строители должны за счет повышения эффективности производства, но никак не за счет кошельков сограждан.

Факты нарушения законодательства, вскрытые в ходе проверок КГК, не останутся без реагирования. Госконтроль намерен внести предложения в Правительство по совершенствованию действующих норм и законов. Новые дома нужны, но доступные по цене и без кривых углов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter