Что кроется за недостачей. Судебный эксперт-экономист — об интересных делах из практики

Захватывающий детектив с цифрами

Что кроется за недостачей, как благие намерения могут привести к отрицательным экономическим последствиям: судебный эксперт-экономист — об интересных делах из практики

Процесс производства, потребления, распределения и обмена товаров и услуг, то есть то, что мы называем экономикой, весьма сложен и многогранен. Ничего удивительного, что в этой сфере нередко случаются нарушения — либо по недосмотру, либо по преступному умыслу. Эффективное противодействие нарушениям в сфере экономики и обеспечение экономической безопасности всех субъектов хозяйствования невозможно без надлежащего контроля за их деятельностью. Контроль этот имеет много форм и методов, одним из которых является судебная экономическая экспертиза. Она помогает устанавливать объективную сторону экономических преступлений и нарушений, а также выяснять предпосылки, им способствовавшие. С помощью опытного эксперта-экономиста «Р» разбиралась, в каких случаях необходима экономическая экспертиза и что является объектом ее исследований.

Анализ финансово-хозяйственных операций субъекта хозяйствования позволяет выявить закравшиеся ошибки или даже преступный умысел.

Инвентаризация покажет

Судебная экономическая экспертиза — это анализ финансово-хозяйственных операций субъекта хозяйствования. Проводится она для выявления неверного оформления документации, несоблюдения правил ее ведения, несоответствий законодательству.

— Пожалуй, самый простой и в то же время типовой пример — исследование недостачи товарно-материальных ценностей, выявленной во время инвентаризации в магазине, — приводит пример Олег Поворотный, начальник управления технических экспертиз УГКСЭ по Минской области. — Если возникло подозрение в экономическом преступлении, судебные эксперты-экономисты помогут установить внешние факторы, способствующие образованию недостачи, а также ее суть: были похищены деньги или товары, а возможно, допущена ошибка в ведении документации. Для исследования судебным экспертам-экономистам предоставляют документы обо всей финансово-хозяйственной деятельности, связанной с поступлением и выбытием товарно-материальных ценностей: накладные, акты на списание, акты переоценки товаров. Они изучат учетный остаток товара, сумму средств, которая числится на бухгалтерском учете организации, и сопоставят с данными о фактическом остатке в магазине. Наибольший интерес представляет расходная часть, когда списывают на порчу то, что на самом деле продано, или пробивают по кассе меньше средств, чем было реализовано, а потом забирают разницу. Могут быть превышены нормы естественной убыли. Судебные эксперты-экономисты изучают также возможность изъятия денежных средств из кассы — объектом исследования при этом будет книга кассира-операциониста. Мы не говорим, кто виновен в недостаче, но документально выясняем, по какой причине она могла случиться.

Олег Поворотный.

В основном судебные эксперты-экономисты работают с бумажными документами — даже в эпоху цифровизации их изучать удобнее. Правда, отчет «Карточка счета», который отражает каждую финансовую операцию за определенный период, может быть весьма объемным. Тогда специалисты изучают интересующий их срез бухгалтерской базы 1С.

— Все первичные документы оцениваются судебным экспертом-экономистом сначала с точки зрения формы, в последующем внимание уделяется содержанию, — продолжает Олег Поворотный. — Многое зависит от экспертной задачи. При судебной экспертизе, назначенной по уголовному делу, в товарно-транспортных накладных специалистов обычно интересует не порядок их заполнения, а бестоварность или нереальность сделки. Например, накладная, заполненная по всем правилам, принятая к бухгалтерскому учету, внесенная в базу 1С, еще не означает, что сделка состоялась фактически. А вот неверно заполненная графа с указанием номера автомобиля, на котором перевозился товар, вкупе с объяснением владельца, что машина не была в этом задействована, может свидетельствовать о нереальности сделки.

Так что суть экономического исследования сводится к анализу последствий посредством изучения порядка ведения учета.

Компьютер, калькулятор и глубокое знание экономики — основной инструментарий экспертов.

Условия конкурса

Нередко судебным экспертам-экономистам приходится исследовать порядок осуществления госзакупок организацией, финансируемой за счет бюджета, или той, которая использует собственные деньги, однако с долей государственных средств. Тогда проводится экономическое моделирование, которое сопоставляет предложения претендентов на победу с требованиями, изложенными в конкурсной документации на закупку. Порой условия предполагают конкретного поставщика, а требования составлены именно так, чтобы он стал победителем конкурса. Однако какая сумма экономии здесь может быть и присутствует ли она вообще? Определить это — задача специалистов. Правда, не все так просто…

— Учреждение здравоохранения приобрело медицинское оборудование на крупную сумму, выделенную из бюджета, — вспоминает Олег Игоревич случай из практики. — Предпочтение отдали поставщику, чье оборудование стоило дешевле, чем его именитые аналоги. А через год приборы вышли из строя, перспективы ремонта остаются туманными. Как избежать такой ситуации? Лучший вариант — открытый конкурс, где правильно составленная документация не позволит заказчику сомневаться, что он все сделал верно. При этом необходимо указать абсолютно все требования, которые предъявляются к предмету закупки.

К слову, практика многих дел не обязательно посвящена поискам и наказанию виновного. Зачастую экономическую экспертизу назначают для того, чтобы разобраться в сути дела и выработать алгоритм, который не позволит впредь совершать ошибки в финансово-хозяйственных операциях.

Основанием для судебной экономической экспертизы могут являться неверная трактовка законодательства, двоякое толкование его положений или же ситуация, когда локальные документы, к которым относятся коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка, ограничивают порядок действия высших нормативных и законодательных актов. Так что при проведении исследования нельзя учитывать лишь внутренние правила, иначе есть риск неверно определить последствия. Вредит порой и излишний формализм.

— Мне довелось однажды выступать на суде по делу, которое казалось совершенно простым и понятным, — вспоминает опытный судебный эксперт-экономист. — На скамье подсудимых оказался инженер организации, подписавший акты выполненных работ, стоимость которых показалась ревизору значительно завышенной. Их было две: окраска водонапорной башни и вырубка деревьев. Изучив договор подряда на выполнение работ, акты выполненных работ со справкой об использованных материалах, платежные документы, которые подтверждали факт оплаты, и иные документы, удалось определить следующее. Для окраски 30-метровой башни, равно как и для спила деревьев, растущих на кладбище, необходимы специалисты и альпинистское оборудование. Проверяющий снял с объемов работ использование коэффициента, увеличивающего их стоимость с использованием специального оборудования, тем самым сопоставив их с окраской, например, метрового забора или рубкой дерева в лесу. А они действительно оцениваются в 5–7 раз дороже.

Сделка просит обдумывания

В судебной экономической экспертизе есть понятие отрицательных экономических последствий. Проиллюстрировать его поможет следующий пример:

— Есть линия по переработке древесины, которая состоит из ряда станков и управляющего ими программного модуля. Стоимость ее — 2 миллиона евро, 100 тысяч из которых — цена программного обеспечения. Закупив по тендеру станки, директор предприятия принимает решение сэкономить на программном обеспечении и заказывает его у другой фирмы за 50 тысяч евро, нарушив тем самым договор с фирмой-поставщиком, в котором четко прописаны запатентованные технологии и монтаж под ключ. В итоге программное обеспечение не работает, на выходе предприятие имеет ряд практически бесполезных станков за 1,9 миллиона евро. Из-за нарушения условий договора фирма-поставщик никаких гарантийных обязательств не несет и исправлять ситуацию не собирается. Вроде 50 тысяч евро сэкономлены, но в итоге потрачены неэффективно все 2 миллиона евро. Отрицательные экономические последствия налицо. Так что руководители должны хорошенько подумать, прежде чем принимать подобные решения.

nevmer@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter