Беседа с экспертом Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Екатериной Борнуковой

Загнать цены в клетку

Хотя инфляция стала хронической болезнью нашей экономики, это не означает, что она не поддается лечению
Задача на ближайшие несколько лет — свести рост цен к минимуму. Хотя инфляция стала хронической болезнью нашей экономики, это не означает, что она не поддается лечению. О том, что делать и чего это будет стоить, беседа с экспертом Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Екатериной Борнуковой. 



— В развитых странах инфляция составляет всего несколько процентов. В некоторых государствах и вовсе вынуждены бороться не с ростом цен, а с их хроническим снижением. Почему у нас другая ситуация?

— Как показывает опыт всех наших соседей, инфляцию свести к однозначным цифрам реально, нужно только очень захотеть. А у нас Национальный банк ставил финансовую поддержку государственных предприятий выше цели борьбы с инфляцией. Поэтому печаталось слишком много денег, а когда чего-то слишком много, его стоимость падает. В данном случае возникает инфляция. 

— С одной стороны, очевидно, что высокая инфляция — негативное явление: высокие риски и высокие процентные ставки. С другой — деньги нужны для подпитки экономики: если выкачать их, это как пытаться ехать на машине с пустым баком. Где золотая середина?

— На самом деле стимулирующая роль монетарной политики сильно переоценена. Более того, даже те ученые, которые уверены, что в определенных случаях, чем больше денег, тем лучше для экономики, скажут вам, что при двузначной инфляции финансов уже и так слишком много. Часто монетарную политику сравнивают с поводком: если она слишком жесткая, поводок короткий, то собака не может бежать вперед, даже если захочет. Но если поводок ослаблен, это вовсе не гарантирует того, что собака побежит вперед. Задача Нацбанка — не натягивать поводок, тормозя экономику, и это непростая задача. Многие предприятия привыкли к дешевым доступным кредитам и без них не могут существовать, но нам надо свыкнуться с мыслью о том, что такие предприятия нежизнеспособны. Иначе мы постоянно будем расплачиваться за их жизнеобеспечение ростом цен и валютными кризисами. 

— Ценовые сговоры — большая проблема, с которой борются во всем мире. Нас она тоже не обошла. Летом была история с птицефабриками, резко повысившими отпускные цены на полуфабрикаты. Как бороться с этим явлением?

— Для контроля над монополиями и предупреждения картельных сговоров, таких вот, которые произошли летом между птицефабриками, во многих странах существуют антимонопольные органы. Они, например, могут устанавливать потолок цен для производителей, а иногда даже вынуждают крупное предприятие разделиться на несколько. У нас антимонопольное регулирование работает неэффективно из-за частого конфликта интересов: нередко монополистами выступают госпредприятия, которым контролирующие органы предоставляют сравнительно лучшие условия. Для исправления ситуации стоит вывести антимонопольный контроль в отдельный орган, независимый от Министерства экономики. Ну а эффективнее всего бороться с монополиями путем развития конкуренции. 

— Инфляция отбивается на величине банковских ставок — чтобы не случилось оттока капитала, их стараются держать ощутимо выше, чем индикатор роста цен. Как итог — запредельные проценты для бизнеса. Но ведь наша задача — развивать экономику. Какой должна быть эффективная финансовая политика в условиях высокой инфляции?

— Разница между ставкой процента и ожидаемой инфляцией, несомненно, должна быть положительной. Сейчас эта разница не просто положительная, но и довольно большая: кредиты выдают под 40 и более процентов, а инфляция в этом году, по планам Нацбанка, не превысит 20 процентов. Очевидно, что ставки слишком высоки и сделано это для того, чтобы деньги не переливались на валютный рынок и не использовались для обрушения курса рубля. Но это тормозит экономическую деятельность. Хотя сегодня очень важна и стабильность на валютном рынке. Если ее не будет, предприятиям тоже будет плохо. В планах Нацбанка постепенно снижать ставку, но, видимо, это произойдет не раньше, чем удастся нарастить золотовалютные резервы.

— С одной стороны, мы любим посетовать на высокие цены и сравнить их с западными — у нас, мол, дороже. Но такой только факт: притчей во языцех стали наши ипэшники, которые меньше чем за 200 процентов прибыли работать не готовы. Так, может, в инфляции отчасти виновата наша ментальность?

— Ментальность ментальностью, но если бы у нас и правда был достойный уровень конкуренции, ментальность сменилась бы и все с радостью работали бы и за 10 процентов прибыли. Да, пока низкий уровень конкуренции, и, как следствие, высокие цены, но такая ситуация диктует уровень цен, а не их высокую скорость роста — инфляцию. И мы даже сейчас видим, что многие предприниматели в условиях снижения спроса и роста конкуренции идут на удешевление товаров или как минимум отказались от жесткой привязки к доллару. Поэтому ментальность “или высокий доход, или ничего” будет постепенно уходить в прошлое. А вот задача по снижению инфляции находится все же в первую очередь в руках Нацбанка.

Блицопрос

Что необходимо для сдерживания цен?


Корреспондент “НГ” Станислав Галковский спросил об этом гомельчан.

Сергей Крыж, врач-анестезиолог:

— На мой взгляд, раз курс доллара в кризисные моменты контролирует государство, то и цены, особенно на социально значимые товары, должны быть под контролем Правительства. Однако чиновники в министерствах обязаны мониторить экономическую ситуацию и за пределами Беларуси. Например, в Чернигове товары в 3—4 раза дешевле, чем в Гомеле. Значит, в таких конкурентных условиях цены у нас должны не повышаться, а снижаться. И это задача Правительства.

Дмитрий Гринштейн, директор фирмы:

— Конечно, в ценообразовании должен быть рыночный подход. Но для этого необходимо создавать условия. Чтобы предприниматель снижал цены, должны быть экономические предпосылки. Например, сокращения отчислений в фонд соцзащиты. Сегодня на миллион рублей зарплаты еще полмиллиона идет государству. Отсюда высокие цены и зарплата в конвертах. Второй момент: любые положительные изменения в налоговом законодательстве должны быть неизменны минимум 5 лет, чтобы не было юридической чехарды. И, конечно, нужно уменьшать арендную плату. Это можно сделать за счет упрощения перехода частной недвижимости в коммерческую. Нужно снижать цены, а не вести одни только разговоры про рыночную конкуренцию.

Ксения Ивкина, домохозяйка:

— Если растут цены, должны расти и зарплаты. Но человек должен зарабатывать, а не получать деньги. Нужно уходить от социального иждивенчества. К сожалению, штаты многих организаций и предприятий искусственно раздуты. Это снижает эффективность работы. Не дает возможность зарабатывать достойную зарплату. Я сама столкнулась с такой ситуацией. Нашей экономике нужна экономическая терапия — избавление от неэффективного балласта. Только тогда можно говорить о достойных зарплатах.

gavrusheva@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter