Интервью с румынским режиссером Раду Жуде, обладателем Гран-при «Лiстапада-2018»

Заглавные буквы истории

В конкурсе игровых фильмов кинофестиваля «Лiстапад» будет участвовать фильм румынского режиссера Раду Жуде «Заглавными буквами»

Завтра в Минске открывается 27-й Международный кинофестиваль «Лiстапад». На фестивальных экранах — почти 120 картин из 50 стран. От новинок арт-хауса до классики интеллектуального кино. В этом году фильмом открытия форума станет военная драма «Уроки фарси» режиссера Вадима Перельмана. Билетов на вечерний показ в «Москве» уже нет, но киноманам советуем не расстраиваться: 12 ноября картина выйдет в широкий прокат. 


В конкурсной программе «Уроки фарси» не участвуют, однако зрителям и членам жюри (в этом сезоне иностранные гости и представители медиа будут следить за событиями феста онлайн) есть из чего выбирать — 11 лент заявлено только в основном конкурсе. Одна из них — «Заглавными буквами» румынского режиссера Раду Жуде. 

Накануне открытия фестиваля наш собкор в ЕС Инесса Плескачевская поговорила с Раду Жуде. Напомним, его фильм «Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары» получил Гран-при «Лiстапада-2018». 

Фильм рассказывает о том, как театральный режиссер решила на День города напомнить согражданам о роли Румынии во Второй мировой войне и жестокости в решении «еврейского вопроса». Для этого она устроила представление на центральной площади — с маршем солдат и несколькими убийствами. Однако, к ее и зрителей изумлению, современные румыны радостно встретили «героев» прошлого. Многим в Румынии этот фильм не понравился. Но Раду Жуде признался, что был к этому готов. Его не понимают даже в собственной семье, но он продолжает снимать об исторической забывчивости и переосмыслении прошлого. Снимает о Румынии, но получается обо всех нас. Только вопрос о «миссии» его скорее раздражает.

— Я родом из бедной деревенской семьи, — рассказывает Раду Жуде, полагая, что это многое объясняет. — Мое детство прошло в деревне с бабушкой и дедушкой, животными, садом — классика. И было совершенно неполитическим. Да, деревне выпало много страданий из-за коллективизации, но это было в 1950-х, а мое детство пришлось на 1980-е, тогда остались только воспоминания о страданиях. Я ничего не знал ни про коммунизм, ни про диктатуру, а потом родители забрали меня в Бухарест, я пошел в школу, и это было ужасно. Я не мог приспособиться к городу, я же привык ходить босиком. Все дети смеялись надо мной, потому что у меня был деревенский акцент. Со школой пришло и политическое давление, я чувствовал в этом что-то неправильное: почему я должен читать все эти стихи про Чаушеску? А дома родители предупреждали: «Не говори об этом вслух», потому что все боялись, что везде жучки. Единственные счастливые моменты были, когда я уезжал обратно в деревню на каникулы. И революция (1989 года. — Прим. авт.) для меня была как большое освобождение от этого бремени. Потому что внезапно я начал взрослеть, положение вещей менялось, и большая часть для нас, детей, менялась к лучшему. 

— А как вы решили стать режиссером? 

— Постепенно. Отец говорил, что, если хочешь нормально устроиться в жизни, ты должен стать инженером. Потому что инженеры были единственными, в ком нуждался режим. Или рабочие. Если не хотел быть рабочим, значит, должен был стать инженером. В высшую школу я пошел с этой идеей, изучал математику, физику и компьютер. Но постепенно понял, что не слишком для этого подхожу. Благодаря друзьям я обнаружил другие вещи: книги, театр и особенно кино, старые фильмы. Я начал ходить в кино, и постепенно пришла мысль, что, наверное, должен учиться не на инженера, а заниматься своей страстью. 

— Отец это одобрил? 

— Нет. Он сказал, что это что-то несерьезное, ты умрешь с голода, это глупо. 

— А что он говорит сейчас? 

— У нас с отцом есть проблемы из-за фильмов, которые я снимаю и которые он не одобряет. 

— Фильмы, в которых вы затрагиваете историю?

— Да. 

— Он не согласен с вашей точкой зрения?

— Не согласен. Но это понятно. Их поколение было воспитано в национализме, потому что коммунистический режим в Румынии на самом деле не был коммунистическим, особенно ­в 1970–­1980-е годы. Он только назывался коммунизмом, а на самом деле это были сильные националистические идеи. Это была ненависть к иностранцам, ложь об истории. 
«Браво», 2015 г.

— Трудно снимать здесь? 

— И да, и нет. Да, это трудно, но вот я разговаривал с Гашпаром Миклошем Тамашем, венгерским политическим философом. Возьмите Японию. Это демократическое общество со всеми свободами и Конституцией, но вы никогда не увидите в Японии фильма о вторжении в Китай или Корею. Я думаю, давление со стороны общества так велико, что никто не осмеливается сделать подобный фильм. 

— Но вы осмелились это сделать здесь. (Ведь фильм «Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары» рассказывает о холокосте, который румыны устроили в Одессе в 1941 году.) 

— Да, здесь это возможно потому, что общество и политика более хаотичны. 

— «Варваров» здесь показали? 

— Да, по телевизору. 
«Заглавными буквами», 2020 г.

— И какова была реакция? 

— Ну, можете себе представить. 
Люди с центристскими и левыми взглядами, критики, историки приняли его очень тепло. Другие… Им сильно не понравилось. Было много агрессии в прессе, Facebook, комментарии на веб-сайтах, но этого можно было ожидать. 
Не было ничего типа «я найду тебя и убью». Я думаю, это как собаки в парке: они лают, я работаю. 

— А что сказал ваш отец?

— Мои отец и мать не слишком культурные люди, они читают немного. Такими легко манипулировать. Фашистские времена в Румынии были и до сих пор остаются не то чтобы табу, но люди не слишком хотят об этом знать. Есть книги, есть историки, но до сих пор нарратив, что Румыния и ее люди были хорошими во все времена, так велик, что многие верят. И моя мама — одна из таких людей: «Я читала в интернете, что все, что ты говоришь, — ложь». 

— Считаете ли вы, что это ваша миссия — говорить людям правду об истории? 

— Нет, мне не нравится это слово. Я пытаюсь снимать фильмы, которые важны для меня как человека, о Румынии и румынском обществе. Я стараюсь организовать свое сознание в форме фильма, и это все. Если бы меня интересовали любовные истории, я бы снимал любовные истории. Я не считаю это миссией, но люди спрашивают меня об этом. Более того, они говорят о миссии от Моссада или от каких-то теневых организаций, которые хотят разрушить нашу страну. Имя мне, если можно так выразиться, помогает. Потому что моя фамилия Жуде, по-немецки — Юде, что значит еврей. На самом деле это имя из Трансильвании, откуда родом мой отец. Он даже не знает, что его сына называют евреем или говорят, что у него есть миссия. Нет, я не считаю это миссией. 

Во время нашей встречи Раду рассказывал о том, что работает над двумя фильмами сразу — документальным и художественным. Причем делать документальный фильм не планировал: «Я не хотел делать этот фильм, но историк, который работал десять лет в архиве, исследовал эту тему, сказал: «Давай я тебе покажу архив». Это о резне в Яссах в 1941 году. Я увидел эти материалы и сказал: «Да, мы должны это сделать». Мировая премьера документального фильма «Отправление поездов со станции» прошла в феврале 2020 года на «Берлинале». 

Другой фильм, художественный — «Заглавными буквами», который покажут в Минске, — тоже об истории, но не такой давней, его действие происходит в 1981 году. «Это о подростке, которого звали Мигур Калинэску, он писал (мелом на стене. — Прим. авт.) против режима. Его поймали, много допрашивали в секуритате, и я захотел сделать об этом фильм. Потому что это уникальный случай: этот подросток показал, что сопротивление возможно. Ведь большинство думало, что мы ничего не можем сделать. А этот ребенок был героем». 

Джанина Кэрбунариу написала об этом случае пьесу и стала соавтором сценария к фильму, в котором есть все, что любит Раду Жуде и не слишком любит его отец: театральность, история и неудобные вопросы — к ней и к себе. 

«Отправление поездов со станции», 2020 г.

— Это ведь снова про историю. А вы хотели завершить эту тему. 

— Я пытался, но они приходят одна за другой, — и, улыбнувшись, почти застенчиво: — Сейчас я провожу исследования для нового фильма, это современная история, о порнографии. 

Мы смеемся, но что-то мешает мне поверить, что, снимая современную историю, Раду сделает нечто чисто развлекательное. Потому что его кино заставляет думать. Всегда. Потому что у всех нас сложные отношения с историей. 

plesk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter