«Загадки» разгаданы!

В течение года «СБ» опубликовала три материала о проблемах лесного хозяйства страны: «Мы не уйдем из леса...», «Лес — наша загадка», «Чем дальше в лес...». Они были даже не критическими — разгромными, основанными на материалах регулярных проверок Комитета госконтроля. На очередном заседании коллегии КГК, посвященном лесной отрасли, тоже не обошлось без жестких оценок.
В течение года «СБ» опубликовала три материала о проблемах лесного хозяйства страны: «Мы не уйдем из леса...», «Лес — наша загадка», «Чем дальше в лес...». Они были даже не критическими — разгромными, основанными на материалах регулярных проверок Комитета госконтроля. На очередном заседании коллегии КГК, посвященном лесной отрасли, тоже не обошлось без жестких оценок.

Но атмосфера совещания отличалась принципиально. Если прежде преобладали констатация, критика, анализ, то теперь чаще предлагались варианты решения застарелых проблем. В дискуссиях и спорах, которые постоянно возникали в зале (и, очевидно, продолжатся), речь идет в сущности, о системном реформировании отрасли.

Повторять резкие высказывания («Минлесхоз не принял должных мер...», «не сумел скоординировать...», «не нашел управленческих решений...») не будем. Руководители отрасли не оправдывались. Важнее то, что затянувшееся реформирование (министерство, госкомитет, опять министерство...) в целом завершено, система управления выстроена и теперь отлаживается.

С чего приходится начинать? Прежде всего с признания печального факта, что наши представления о несметности лесных богатств отчасти иллюзорны. Да, лесов в Беларуси много, их территория сравнима с площадью сельхозугодий, но... Крайне нерациональную возрастную структуру белорусских лесов иллюстрирует диаграмма. Преобладает или недозрелый лес, или вовсе молодняк, тогда как спелый и перестойный составляет лишь 8 процентов. Между тем по научно обоснованным нормам каждая возрастная группа должна содержать равную долю, то есть 20 процентов лесных ресурсов.

Отчасти отсюда и невысокая продуктивность наших лесов, которая в 1,2 — 1,5 раза ниже, чем в менее лесистых европейских странах. Иными словами, лесное хозяйство развивалось главным образом экстенсивно. И это при том, что сумма государственной поддержки отрасли в прошлом году составила 370 млрд. рублей. Фактически мы «кладем» 22 доллара на каждый гектар лесопокрытой площади — в 34 раза больше, чем, например, шведы! А итоговая отдача от нашего «лесного богатства» мизерна: полпроцента во внутреннем валовом продукте...

Детальному анализу подверглись не только все стадии лесохозяйства (от посадки и ухода до рубки и сортировки), но и состояние переработки лесоматериалов. Состояние это примитивно! Наши пилорамы оснащены техникой еще 50 — 60–х годов, в принципе не способной выдать современный, конкурентный продукт с минимальными отходами. С другой стороны, предприятия не могут с выгодой реализовать и отходы (опилки, стружку, щепу), поскольку на них установлены «предельные минимальные», а фактически неконкурентные, запретительные! — цены.

Работа концерна «Беллесбумпром» и строительство новых заводов, искоренение махинаций с объемами и пересортицей, продажа леса через биржу, экспорт, ценообразование, выпуск новой техники... — всего обсуждавшегося не перечислить. Порядок наводится везде и жесткой рукой! Как сказал министр П.Семашко, за последнее время более 1.000 работников отрасли серьезно наказаны, а более 300 сняты с работы! Но вот что принципиально.

Кому–то может показаться, что «жесткая рука» нужна, чтобы все и вся в отрасли зарегулировать, чтобы все сферы хозяйства отдать государству. Вовсе нет! Председатель Комитета госконтроля А.Тозик приводил в пример и частные белорусские предприятия. Работающие, не в пример иным государственным, практически идеально: эффективно, прибыльно, «прозрачно». С другой стороны, вопросы вызывают иностранные «инвесторы», которые умудряются работать... себе в убыток. Ясно, впрочем, что убыточность эта лукавая: прибыль будет получена за границей Беларуси.

Задача стоит так: создать не административные, но именно конкурентные, рыночные, равные для всех и понятные всем условия работы. В этом суть реформирования! Тогда не заставит себя ждать и настоящий, серьезный инвестор.

Он между тем уже заждался. Как отмечалось на коллегии, китайский бизнес, например, готов инвестировать в Беларусь сотни миллионов долларов. Об этом прямо говорилось в ходе визита Президента в Китай. Дело только за серьезными инвестиционными предложениями с нашей стороны. Почему их нет от того же Минлесхоза?..

Суть выработанных коллегией предложений и поручений (Минлесхозу, Минпрому, Минтруда...) сводится к следующему. Не позднее 2007 года лесное хозяйство должно перейти на самофинансирование. Это означает, что государство и впредь будет жестко контролировать отрасль и помогать ей. Но развиваться — энергично, интенсивно, как другие сферы белорусской экономики, — лесное хозяйство может и должно самостоятельно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter