В чем секрет гениальности?

Загадка великого разума

Разгадать секрет гениальности уже не одно столетие пытаются и ученые, и философы. И хотя имена гениев навсегда вписаны в историю, так и не удается однозначно ответить на вопрос: это, собственно, кто такие? Объяснима ли природа гениальности, к примеру, на уровне физиологии? И можно ли стать гением, развивая в себе навыки великого композитора или выдающегося математика через труд и усердие, или им надо родиться?

Фото  guest.blog

Пытаясь докопаться до сути, ученые в первую очередь изучали мозг ушедших из жизни великих талантов. Но и тут вскоре выяснилось, что он ни размерами, ни строением особо не отличается от извилин обыкновенных людей. А в некоторых случаях даже меньше «нормальной» (около 1.400 граммов) массы мозга.
Заместитель директора по научной работе Института физиологии Национальной академии наук Владимир Кульчицкий:

— Действительно, вес и размеры мозга однозначно не влияют на то, будет ли человек гениальным или нет. Более того, к примеру, у Анатоля Франса мозг не весил и кило, а это даже меньше, чем у некоторых человекообразных обезьян. У Тургенева, наоборот, масса мозга была более 2 кг. Но каждый из этих писателей отличался особой гениальностью.

Хорошо, только таких параметров для объяснения природы гениальности недостаточно. Но ведь и других четких критериев не нашлось!

— Человеческий мозг состоит из огромного количества нейронов, связанных между собой в единую сеть. И все эти связи и особенности соединения определяют эффективность его работы, — объясняет тонкости Владимир Кульчицкий. — У гениев конфигурация нейронной сети более вычурная и работает по–другому. Есть и так называемый доминантный очаг, который в определенный момент времени работает более продуктивно: если вы складываете в уме числа, активнее будет одна часть мозга, если рисуете — усерднее станет другая. У гениев этот очаг в моменты сосредоточенности выражен отчетливее, и он может даже гасить активность всех остальных.

И тут ученых интересует вопрос: функционально активная зона мозга так выделяется, потому что, скажем, человек всю жизнь занимался музыкой или математикой? Либо потому, что это врожденная особенность, которая и позволила лучше других чем–то заниматься? Сегодня исследователи единодушны в одном: гением надо родиться. Взрастить из обычного человека второго Пушкина, Моцарта или Менделеева, увы, не получится. Конечно, терпение и труд многое перетрут — можно достичь высот в физике, искусстве и музыке, но без врожденных задатков не встать вровень с гениями, не потрясти мир величайшими открытиями и произведениями. Впрочем, и имея талант, можно так и не стать великим. Поэтому, выводя «формулу гениальности», ученые наряду с физиологическими особенностями строения мозга указывают еще на среду, воспитание и образование. К примеру, у Паганини и Моцарта музыкальный талант обнаружился еще в раннем детстве, и с ними начали усиленно заниматься. Вообще, «предрасположенность к гениальности», как правило, проявляется на старте. Во внутриутробном периоде и сразу же после рождения происходит наиболее интенсивное образование нейронных сетей мозга, и чтобы вырастить из младенца если не гения, то хотя бы просто умного человека, с ребенком надо интенсивно заниматься: разговаривать, читать, слушать музыку, играть. Иногда врожденные способности у маленьких гениев остаются в зачаточном состоянии, если их не развивать. Здесь впору вспомнить классический пример — детей–маугли: оказавшись сызмальства среди животных, они спустя годы с трудом овладевают элементарными человеческими способностями, научить их общаться с помощью речи фактически невозможно.


Другой вопрос, волнующий многих: может ли гениальность передаваться по наследству? Такой закономерности ученые тоже пока не вывели. Вот ум, одаренность и предрасположенность к какому–либо виду деятельности — да. Но ведь и не зря говорят, что на детях гениев природа отдыхает.

Гениальных людей, как правило, считают в лучшем случае слегка чудаковатыми и со своими странностями. Некоторым приписывают серьезные психические расстройства. Неужели сумасшествие является своего рода платой за гениальность, спрашиваю у доктора наук, врача–психиатра Сергея Игумнова:

— Большинство людей, признанных гениальными, не имели каких–либо определенных признаков психических расстройств. Другое дело, что гениальные люди обостренно восприимчивы, способны на длительное время отрешаться от всего, что мешает их творчеству, выделяются активным стремлением к самоутверждению и зачастую игнорируют условности, которым подчинена жизнь обычного человека. Многим одаренным личностям действительно в силу этого свойственны бытовая неустроенность, чувство одиночества, боязнь утратить свою творческую свободу. Но формирование этих черт никоим образом не может быть объяснено только психической патологией.

По результатам исследования университета Макмастера, только в 9 случаях из 29 обнаружилась явная связь между психическими расстройствами и творческими способностями, а в 15 никакой корреляции между ними не было вовсе. Но за многими великими гениями слава чудаков закрепилась прочно. Так, Шиллера вдохновлял запах гнилых яблок: обычно ими был набит ящик его письменного стола. Академик Сахаров любил жарить соленую селедку, потому что предпочитал все теплое. О Гете многие биографы пишут, что тот ненавидел запах чеснока, лай собак и людей в очках. Оноре де Бальзак в день выпивал до 50 чашек кофе. Но с маленькими странностями великих людей принято мириться и относиться со снисхождением: гениям же простительно.

Кстати


Практически детективная история связана с мозгом Эйнштейна: его извлек и похитил патологоанатом, проводивший вскрытие. К счастью, образцы сохранились до тех времен, когда уже была возможность их исследовать. Ученые выяснили, что с таким мозгом Эйнштейн просто не мог не быть гением, но четкой закономерности и критериев гениальности выявить опять–таки не смогли. В СССР к изучению вопроса приступили еще в конце 1920–х, желая раскрыть «рецепт гениальности» и создавать людей со сверхспособностями. Для этих целей после смерти Ленина в Москве даже был создан специальный Институт мозга, где в «Пантеоне мозга выдающихся людей» собирались образцы. По сей день там хранятся «умы великих»: мозги Сталина, Кирова, Маяковского, Белого, Багрицкого, Горького, Станиславского, Павлова, Мичурина, Менделеева, Ландау, Сахарова... Мозги многих нобелевских лауреатов хранят и исследуют в зарубежных медицинских центрах, в частности, в университете Онтарио.

100 гениев современности


Так называется список, составленный консалтинговой компанией Creators Synectics в 2007 году. Рейтинг вызвал широкий общественный резонанс. К примеру, на одной ступени здесь стоят писательница Джоан Роулинг и изобретатель автомата Михаил Калашников, духовный лидер Далай–лама, кинорежиссер Стивен Спилберг, робототехник из Японии, физиолог из Великобритании и поэт из Ирландии. Кроме Калашникова, в списке еще два гения из России: шахматист Гарри Каспаров и математик Григорий Перельман.

savitskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter