Задачи выполняются, но резервы еще есть

Так оценена работа Хозсуда Минской области в минувшем году

Так оценена работа Хозяйственного суда Минской области в минувшем году

Достаточно сложным выдался прошедший год для хозяйственных судов нашей страны. Тем не менее они с поставленными задачами справились. При рассмотрении итогов минувшего года на Пленуме ВХС его председатель Виктор Каменков дал положительную оценку системе хозяйственных судов. Она в полной мере относится и к Хозяйственному суду Минской области. Судьи, специалисты, все работники суда заслуженно получили благодарности, а наиболее отличившиеся – и поощрения от руководства за проделанную работу.

Языком статистики

Всего в минувшем году в Хозяйственный суд Минской области на рассмотрение поступило 18 313 обращений. Для сравнения: в 2008 году их было 11 000, в 2009-м – около 17 000. По существу рассмотрено 16 200 заявлений (в 2008-м – 9 800, 2009-м – 15 600), в том числе в порядке искового производства 12 120 дел, из них лишь 55 с нарушением установленного срока.

Каких-либо заметных изменений в структуре рассматриваемых в порядке искового производства споров не произошло, отметил в докладе на итоговом совещании председатель Хозяйственного суда Минской области Анатолий Гарновский. По-прежнему преобладающей является такая категория дел, как споры по расчетам, вытекающие из различных правоотношений сторон. Отмечен незначительный рост исков, вытекающих из договоров подряда, аренды, о взыскании налогов и сборов посредством обращения взыскания на имущество. Снизилось количество дел по искам о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, о признании недействительными ненормативных правовых актов.

Судья А. Шаринская провела выездное судебное заседание в Березинском районе по делу о признании недействительным решения райисполкома, которым была запрещена коммерческой организации развозная торговля по деревням района. Судебное заседание состоялось с участием не только представителей заявителя и райисполкома, Миноблисполкома, но и жителей деревень. В конечном итоге решение органа исполнительной власти было признано недействительным, а в адрес суда поступило благодарственное письмо от жителей Березинского района. Кстати, Хозяйственным судом Минской области за год вынесено 41 частное определение, из них 10 – судьей А. Шаринской.

В минувшем году без отмен (изменений) сработали судьи Р. Еленский и Л. Полудо, причем первый без проколов рассмотрел более тысячи дел! Незначительное количество отмен (одно-два) у судей А. Бутько, А. Шаринской, Н. Молостовой, З. Янович.

Два полюса качества

Качество экономического правосудия является одним из основных критериев оценки работы хозяйственного суда. Но качество правосудия, подчеркнул заместитель председателя ВХС Виктор Рябцев, не состоит только в вынесенном судебном постановлении. Оно включает в себя в том числе доступность к правосудию, оперативность, правильность рассмотрения дела, надлежащее исполнение судебного постановления.

Качество выносимых судебных постановлений в Хозяйственном суде Минской области на высоте. Количество отмен (изменений) судебных постановлений в кассационном порядке и в порядке надзора в прошлом году уменьшилось к уровню 2009 года. Это, отметил Виктор Рябцев, свидетельствует о системной работе руководства суда в данном направлении.

А вот с доступностью правосудия картина иная. Если в целом по системе в минувшем году этот показатель сохранился на уровне предыдущего года, то в Хозяйственном суде Минской области показатели отказов в принятии, возвратов исков (заявлений) продолжают оставаться самыми высокими.

Действительно, когда анализируешь судебную статистику в разрезе системы хозяйственных судов, первое, что бросается в глаза, это количество возвращенных исковых заявлений Хозяйственным судом Минской области (1 029). В процентном соотношении за год они выросли с 6,6 до 7,7 %. Почти каждый второй иск (501) возвращен в связи с нарушением требований о подсудности, 98 — по заявлению истцов до возбуждения производства по делу, 328 возвратов – по причине неустранения обстоятельств, послуживших поводом оставить исковое заявление без движения, и 81 — в связи с нарушением правил соединения исковых требований.

Полгода назад возвращение исковых заявлений руководителями Хозяйственного суда Минской области взято на постоянный контроль. Проверяется каждый возврат, проходит обсуждение на оперативном совещании. В подавляющем большинстве возвращение исковых заявлений являлось обоснованным. Вместе с тем были выявлены случаи, когда возвращение имело место, например, в связи с непредставлением, по мнению судьи, всех необходимых доказательств по делу или соединением в одном исковом заявлении требований по нескольким однородным гражданско-правовым договорам. На недопустимость возвратов по данным основаниям руководители суда обратили внимание судей на оперативном совещании.

Как применяются альтернативные способы

Прекращено в прошлом году в Хозяйственном суде Минской области производство по 3 710 делам, что составляет 31 % от рассмотренных. В том числе 2 389 дел в связи с заключением сторонами об урегулировании спора в порядке посредничества, что на 350 больше к уровню 2009 года. По причине невыполнения условий соглашений об урегулировании спора в порядке посредничества выдано 652 приказа, на основании которых впоследствии возбуждено 277 исполнительных производств.

Были задействованы все механизмы с целью пропаганды упрощенных форм разрешения споров, начиная с направления писем конкретным субъектам хозяйствования и заканчивая участием в заседаниях исполнительных комитетов и выступлениями на телевидении. Это дало определенный результат. Увеличилось количество заявлений о возбуждении приказного производства и посреднических процедур.

Правда, не всегда при вынесении определений о принятии искового заявления и возбуждении производства по делу судьи указывают сторонам на возможность урегулирования спора в порядке посредничества.

Почему к решению этого вопроса у судей различные подходы? Такой вопрос возник на итоговом совещании. При этом констатировалось, что одни судьи понимают важность этого направления в деятельности суда, другие же не осознают его. А ведь время показало, что применение упрощенных процедур в хозяйственном судопроизводстве способствует высвобождению времени судей для рассмотрения более сложных дел. Кроме того, повышается качество судебных постановлений, снижается количество возбужденных исполнительных производств. Пока же, несмотря на увеличение количества поступивших заявлений в порядке приказного производства, доля их в общем числе обращений в суд составляет всего 13 %.

Многократно превышает сумму основного долга

Приходится констатировать, что эффект от принятия решения Минским облисполкомом от 21.09.2009 № 948 «О мерах по эффективному использованию упрощенных процедур в хозяйственном судопроизводстве и исполнению судебных постановлений» (далее – решение № 948) оказался не столь значительным, как ожидалось. Этим документом рекомендовано организациям, подведомственным местным исполнительным и распорядительным органам Минской области, рассматривать приказное производство в качестве основной формы взыскания дебиторской задолженности в судебном порядке, а также максимально использовать процедуру посредничества по хозяйственным спорам при рассмотрении дел искового производства.

Почему же не сполна оправдались надежды? Во-первых, по той причине, что свыше 70 % обращений в суд поступает от коммерческих организаций, на которые данное решение не распространяется. Во-вторых, следует отметить, что предписания решения № 948 в отношении исполнительных комитетов, Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию, руководителей организаций коммунальной формы собственности на практике ими выполнены не были. Например, подп. 1.3 решения № 948 руководителям областных организаций, районных исполнительных комитетов, организаций коммунальной формы собственности рекомендовано тщательно изучать и анализировать содержание заключаемых хозяйственных договоров на предмет их соответствия интересам организации, а также оценивать риск наступления ответственности за нарушения условий договора. Выполнение данного пункта решения № 948 предполагает в том числе изучение договора на предмет установления в нем размера неустойки и размера процентов за пользование чужими денежными средствами, которые могут быть взысканы в случае несвоевременного исполнения денежного обязательства.

Изучение многочисленных договоров при рассмотрении конкретных споров свидетельствует о том, что большинство их, особенно заключенных руководителями сельскохозяйственных предприятий, не учитывают интересов предприятия и влекут наступление негативных правовых последствий для предприятия в виде взыскания повышенных сумм пени и процентов, многократно превышающих сумму основного долга.

Такая картина вырисовалась при рассмотрении дел по искам ОДО «Химагроснаб» к СПК «Весейский покров». В частности, установлено, что п. 8.5 договора предусмотрен размер процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 10 % несвоевременно оплаченной суммы за каждый день просрочки. В результате установления сторонами иного размера процентов в договоре к взысканию с СПК было заявлено 26 млн. руб. долга и 103 млн. руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, во втором случае – 17 млн. руб. долга и 99 млн. руб. процентов. К сожалению, подобных примеров можно привести немало. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, руководители хозяйственного суда направили информацию председателю Миноблисполкома. В ней был остро поставлен вопрос о низкой эффективности решения № 948 и глубоко проанализированы причины этого.

Негативные тенденции банкротства

В Хозяйственном суде Минской области в прошлом году на 30 % (132 заявления) увеличилось количество заявлений об экономической несостоятельности (банкротстве). Несмотря на то, что данное увеличение касается исключительно коммерческих организаций частной формы собственности, подобный рост не может не вызывать беспокойства в условиях складывающейся нагрузки на судей и исходя из возможных последствий такой процедуры.

Негативная тенденция обострилась за счет роста заявлений о банкротстве должников, прежде всего ликвидируемых. Это 73 заявления (они приросли почти наполовину). По 53 заявлениям должников приняты решения о ликвидации. Зафиксировано 87 заявлений налоговых органов, чаще стали обращаться в суд за помощью и кредиторы.

По 179 заявлениям возбуждены дела об экономической несостоятельности (банкротстве). А вот чуть больше половины поступивших заявлений возвращено. Для сравнения: в 2009 году из 248 поступивших заявлений об экономической несостоятельности (банкротстве) было возвращено 80 (32,3 %). Количество возвратов заявлений об экономической несостоятельности (банкротстве) увеличилось главным образом за счет неоднократной подачи заявлений об экономической несостоятельности (банкротстве) одним и тем же субъектом.

В производстве Хозяйственного суда области ныне находится 2 дела (в 2009 году было 6) о банкротстве предприятий государственной формы собственности или с долей государственной собственности в уставном фонде (ОАО «Молодечнообщепит» и ОАО «Крупский плодоовощной завод»).

По данной категории дел по-прежнему актуальным остается вопрос усиления процессуального контроля за деятельностью антикризисных управляющих. Проверки показывают, что отчеты о деятельности управляющих, содержание ходатайств о продлении сроков ликвидационного производства часто носят формальный характер и не отражают истинного состояния дел должника-банкрота. Определения хозяйственного суда о продлении сроков в процедуре банкротства порой недостаточно мотивированы.

Потребуется вдумчивая работа, чтобы исправить эти огрехи и недочеты, а в итоге – преумножить успехи, уже достигнутые Хозяйственным судом Минской области в минувшем году в различных направлениях своей деятельности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter