Изменения в техрегламент ЕАЭС о маркировке пищевой продукции проходят согласование

Зачем покупателю лупа

Процесс информирования потребителей о свойствах товара — как сказка о лисе и журавле. Помните, лиса вознамерилась попотчевать его, но сделала это, намеренно или случайно, самым неумелым образом? Предприятия пищепрома тоже стремятся маркировать изделия надлежащим образом, только не каждый покупатель может прочитать написанное: уж слишком мелкий шрифт. Есть претензии и к лекарствам: листки–вкладыши содержат множество информации, однако шрифт больно убористый. Но если деятельность фармацевтических компаний строго регулируется белорусским законодательством, то производители пищевых продуктов действуют по техническим регламентам Евразийского экономического и Таможенного союзов. А это совсем другая история: изменения в техрегламент о маркировке пищевой продукции, предложенные ранее в интересах покупателя, дорабатываются, к сожалению, очень медленно. И все же, если они будут приняты в нынешнем варианте, оптических приборов для изучения этикетки, скорее всего, не понадобится.


На проблемы с маркировкой лекарственной и пищевой продукции уже в который раз обращают внимание читатели «СБ». Станислав Ковган из Гродно справедливо считает, что изучение надписи на упаковке при помощи лупы — издевательство над покупателями. Свои соображения по этому поводу Станислав Болеславович не так давно направил в Министерство здравоохранения. Оттуда пришел ответ: оказывается, шрифт текста инструкции по медицинскому применению (листка–вкладыша) лекарственного средства регламентируется постановлением Минздрава № 52 от 8 мая 2009 года — минимальный размер должен составлять 8 пунктов, т.е. высота буквы «а» должна быть не менее 1,4 мм. И фармпроизводители выбирают шрифт, руководствуясь нормативно–правовыми актами, заверили в министерстве.

С продуктами питания ситуация следующая. По информации Госстандарта, в отношении пищевой продукции отечественного и зарубежного производства, выпускаемой в обращение на территории Беларуси, рекомендуется применять СТБ 1100–2016 «Пищевая продукция. Информация для потребителя. Общие требования». Что и делают добросовестные изготовители, для которых права потребителей — не пустой звук. В этом добровольном для применения стандарте предусмотрено, что информация о наименовании пищевой продукции, ее отличительных состояниях и специальной обработке, наименовании термина, используемого для указания номинального количества продукции, в том числе единицы измерений, должна быть выполнена шрифтом высотой не менее 2 мм.

СТБ 1100–2016 был гармонизирован с обязательными для выполнения требованиями технических регламентов Таможенного союза, но в части размера шрифта позиция Госстандарта осталась неизменна. Более того, сейчас комитет делает все, чтобы нашу позицию учли при изменении технического регламента ТС «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011). Он пока устанавливает лишь общие требования: маркировка пищевой продукции должна быть «понятной, легкочитаемой, достоверной», при этом надписи, знаки, символы следует делать контрастными общему фону.

— В формировании мнения нашей страны относительно размера шрифта в маркировке участвовали представители Минздрава, МАРТ, концерна «Белгоспищепром», изготовители пищевой продукции, — подчеркивают в Госстандарте.


Наша позиция: надо указывать информацию о наименовании пищевой продукции, ее количестве, дате изготовления и сроке годности шрифтом высотой не менее 2 мм, а сведения о составе, условиях хранения, наименовании и месте нахождения изготовителя, показателях пищевой ценности — не менее 0,8 мм. Однако не все производители государств — членов ЕАЭС это поддерживают. Один из контраргументов — закрепление конкретного размера шрифта, даже с учетом площади упаковки, повлечет за собой изменение и других параметров упаковки или маркировки, например размера межстрочного интервала...

Когда и в каком виде будет принята поправка в техрегламент (сейчас идет процесс доработки по результатам внутригосударственного согласования), пока большой вопрос: слишком широк круг заинтересованных.

ФАКТ

В декабре 2017 года Совет Евразийской экономической комиссии принял решение об обязательном нанесении на упаковках пищевых продуктов знака маркировки продукции, полученной с применением генно–модифицированных организмов, если содержание ГМО в продукте превышает 0,9%. Надпись «ГМО» должна наноситься рядом с единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза «ЕАС». При этом должен ему соответствовать по форме и размеру. Новое обозначение появится на пищевых продуктах, содержащих ГМО, только в конце года.

ШТРИХ К ПРОБЛЕМЕ

На непродовольственные товары белорусского и зарубежного производства, реализуемые на территории нашей страны в розницу, рекомендовано применять СТБ 1400–2009 «Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования». Наименование товара на этикетке должно быть изложено шрифтом высотой не менее 2 мм. Для текстовой информации и знаков на этикетках может использоваться любой четко различимый шрифт, выделяющийся на любом фоне.

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter