«Зачем нам ссориться с братским народом?»

Известный российский журналист, автор документальных фильмов и книг Леонид Млечин — частый гость Беларуси. Приезжает сюда снимать свои сюжеты, искать материал для будущих произведений, общаться с друзьями или очевидцами тех или иных событий прошлых лет. И своей любви к нашей стране не скрывал никогда. А в нынешние времена, когда отношения между странами обострились не по вине белорусов, он не устает рассказывать в радиопередачах и своих выступлениях в СМИ, транслирующихся на РФ и другие страны мира, о том, что он думает о нашей республике, и правду о том, что здесь видит своими глазами. Сегодня мы приводим цитаты из некоторых его выступлений. Думаем, читателю «БН» будет интересна позиция публициста-историка, который проехал Беларусь, что называется, вдоль и поперек, побывал в глубинке и имеет свое особое, личное мнение о нашей республике и ее месте на постевропейском пространстве.

Это цитата из выступления Леонида Млечина. Думаем, читателю «БН» будет интересна позиция публициста-историка, который проехал Беларусь, что называется, вдоль и поперек, побывал в глубинке и имеет свое особое, личное мнение о нашей республике и ее месте на постевропейском пространстве.

Известный российский журналист, автор документальных фильмов и книг Леонид Млечин — частый гость Беларуси. Приезжает сюда снимать свои сюжеты, искать материал для будущих произведений, общаться с друзьями или очевидцами тех или иных событий прошлых лет. И своей любви к нашей стране не скрывал никогда. А в нынешние времена, когда отношения между странами обострились не по вине белорусов, он не устает рассказывать в радиопередачах и своих выступлениях в СМИ, транслирующихся на РФ и другие страны мира, о том, что он думает о нашей республике, и правду о том, что здесь видит своими глазами. Сегодня мы приводим цитаты из некоторых его выступлений. Думаем, читателю «БН» будет интересна позиция публициста-историка, который проехал Беларусь, что называется, вдоль и поперек, побывал в глубинке и имеет свое особое, личное мнение о нашей республике и ее месте на постевропейском пространстве.

— Беларусь у меня — любимая страна. Это правда. Езжу я туда с удовольствием и очень люблю белорусов. Мы действительно — братские народы. Вы не отличите белоруса от русского, они могут жить рядом, бок о бок, и вы не увидите отличий. Какая-то мистическая связь есть между нами. Для России Беларусь — тот самый друг и союзник, на которого всегда можно положиться. Иногда я мысленно окидываю взглядом недавнюю историю. И вспоминаю о том, как вели себя белорусы в годы Великой Отечественной. Знаете, не хочу сравнивать, но в той же Прибалтике немало людей пошли на службу к немцам и уничтожали там своих же соотечественников. А в Беларуси объединялись в партизанские отряды, сражались с немцами, вели себя порядочно — весь народ. И это — пример многим.

Есть какие-то просто замечательные качества белорусов, которые производят на меня огромное впечатление. Какая-то исключительная доброжелательность, любезность, дружественность, организованность, культура. Они люди спокойные, симпатичные, прекрасные работники. Мы тут у себя в России не очень можем похвастаться своей трудовой моралью. А белорусы могут — и моралью, и хорошими рабочими традициями. Надо заметить, что я проехал уже почти всю Беларусь. Впечатления только самые лучшие. Не видел там пьяных, бездельников, ГАИ взяток не берет. Кстати, они производят вполне конкурентоспособную продукцию из хорошего, натурального сырья. Вот, на мне белорусская рубашка, очередной белорусский костюм там купил, очень достойного качества вещи. То есть государство даже сейчас, в ситуации мирового кризиса, умудряется что-то производить, и это не может не вызывать уважение.

И с этой нацией надо быть откровеннее и честнее. А у нас почему-то политика носит очень личностный характер. И раздражение на белорусского лидера теперь выплескивается просто по каждому поводу. Ведь последний газовый конфликт в июне чем закончился? Беларусь получила деньги! Никто не обратил внимания. Хотели, чтобы соседка 180 миллионов долларов заплатила. А после этого она получила примерно 320 миллионов, если не ошибаюсь. Я как раз в эти дни был в Беларуси и в этот раз услышал такие слова в адрес России, каких я, наверное, еще никогда не слышал.

Меня эта история, конечно, сильно смутила. Потому что я считаю, у нас в отношениях с Беларусью  кризис серьезный. Порожден этот кризис, конечно, невероятным лицемерием. Потому что все говорят красивые слова, а имеют в виду под этим совершенно другое.

Возьмем еще для примера Таможенный союз. Даже я, очень далекий от экономики человек, не понимаю, как это можно его заключать и попутно вводить еще какие-то поборы. И Беларусь правильно говорит о том, что не может быть пошлин и тарифов внутри Таможенного союза. Иначе — что же это за союз такой?

 Или наши претензии к молоку белорусскому, к творогу, еще чему-то. Я просто не могу это слышать как человек, регулярно бывающий там и неравнодушный к молочным продуктам. Ну, это просто смеху подобно, потому что если есть что хорошее у нас на прилавках, то точно белорусское молоко, творог. Это у нас в России плохие молочные продукты, а у них — прекрасные, говорю как потребитель. Они значительно лучше и качественнее тех, которые мы, к сожалению, вынуждены здесь есть.

Плюс белорусское молоко на 50 процентов дешевле нашего, российского. Зачем же нужны всякие запреты? Почему не дать нам возможность покупать продукт вполовину дешевле того, который предлагают наши производители? Словом, все это, весь цинизм в отношении к Беларуси — просто способ некоего давления на дружественную нам республику, а заодно способ помочь производителям российского, не очень хорошего, но дорогого молока снабжать всех нас своим товаром. Именно поэтому всякие претензии с нашей стороны выглядят как издевка. Это — глубокое недовольство лидером страны, которое наше руководство не может по своей привычке сформулировать ясно и откровенно. У нас всегда лицемерная политика: в лицо не хотят говорить, как есть на самом деле, а начинают эти разговоры: «За газ не расплачиваются, молоко плохое подсовывают».

Почему же недовольство нашего руководства в отношении Беларуси, ее лидера так велико, чему подтверждение — нынешние информационные войны, фильмы по ТВ, шантаж по Осетии? Потому что он не делает то, чего от него хочет Кремль. Так относиться к стране-соседке в корне неправильно. Вот я, например, разговаривал с белорусами, почему не признала их страна Абхазию и Южную Осетию. Мне отвечали: «А вы когда об этом сказали? Вы нам устами посла через заявление, через газету сообщили. Заранее с нами, с союзником ближайшим, обсудили? Нет, не сделали». Правильно говорят.

Проблема нашей политики вообще состоит в неоткровенности, постоянном двоемыслии. Когда говорится одно, подразумевается другое. Российские руководители главу белорусского государства на определенном этапе даже боялись, потому что он представляет собой харизматического лидера, который легко завоевывает избирателя. У нас политиков такого типа в стране практически не осталось. Боялись Лукашенко здесь как конкурента на политическом поле. И, думаю, сильно его недооценили. И сейчас просто он вывел наших руководителей из себя. Они на какой-то момент лишились необходимого государственным деятелям хладнокровия…

Беларусь хочет сохранить свою независимость. А у нас страна не примирилась с тем, что республики ушли. И отношение такое: ребята, мы вам позволяем что-то, пока вы берете под козырек и делаете то, что мы вам говорим. А если вы этого не делаете, то отношение сразу меняется и братская страна становится враждебной. Кому-то из нас по-прежнему кажется, что Беларусь — просто такая наша часть, которая нелепостью какой-то Беловежской отвергнута. Но нет, это не так. Там есть западная часть, причем начинается практически сразу за Минском, где еще помнят, как у них коммунисты после войны земли отбирали. Там немножко другая ментальность и другое отношение к жизни, другое восприятие. Поэтому считать, что вся Беларусь только и мечтает, что присоединиться к России, — большая ошибка. Если кто-то из наших руководителей исходит из этого, то он сильно ошибается. Для советского человека — а мы живем в стране, населенной в основном советскими людьми — мысль о том, что граница начинается у Смоленска, невыносима. Когда граница все-таки за Минском, это проще, это почеловечнее, понимаете? Беларусь дает нам вот эту границу далеко за Минском, что имеет значение в военном отношении, в стратегическом и так далее. Знаете, это есть, вот, условно говоря, отвалилась и отвалилась, и ничего не поделаешь — Прибалтика сразу отвалилась, в одну секунду. А Беларусь-то никуда не отваливается. И не надо ее отталкивать.

Вот, сейчас давайте выйдем на улицу и спросим всю страну, хотят ли люди, чтобы наша соседка сейчас, допустим, вступила в Европейский союз, перестала нам быть союзником и так далее? Все скажут: «Нет, не хотим. Пусть все будет по-прежнему...» Наше общество желает, конечно же, чтобы Беларусь оставалась к нам близко и чтобы в Минск можно было ехать, не предъявляя паспорта, и так далее. Не мыслит наше общество эту братскую страну отрезанной от России.

Зачем же нам ссорится с целой республикой, с целым народом? Я понимаю так: если хотим, чтобы был союзник, мы помогаем ему и все. И записать отдельной строчкой в бюджете: столько-то миллионов долларов. И все, прекратим разговоры о цене на газ, на нефть. И никто в нашей стране, уверен, не высказался бы против.

Говорю просто о своих впечатлениях. Я не проводил социологических исследований, но мы много ездили по Беларуси, снимали и много общались в городах и в деревнях с людьми разных профессий. Это люди очень симпатичные, мне очень нравятся белорусы, очень. Но это люди, у которых свое государство. И они от него не откажутся.

По материалам сайта «Эхо Москвы»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter