Зачем игрокам бегать?

Можете спорить, но я уверен: половина команд высшей лиги (не говоря уже об остальных) у нас вполне могут и должны иметь статус любительских и полулюбительских...  Кочка зрения Сергея КАНАШИЦА
Товарищи! Есть мнение, что народные клубы вытеснят наконец клубы профессиональные. И это правильно. Естественно, что футболист, не получающий зарплату, будет играть с большим вдохновением. Кроме того, футболисты должны где–то работать. Неправильно, нехорошо, если они весь день болтаются, понимаете, на стадионе, как это было с Глебом или Белькевичем. Насколько бы лучше играл Белькевич вечером, если бы днем он стоял у шлифовального станка!

Это, конечно, шутка, фантасмагория — насчет Белькевича и Глеба. А в остальном — чистейшая правда.

Можете спорить, но я уверен: половина команд высшей лиги (не говоря уже об остальных) у нас вполне могут и должны иметь статус любительских и полулюбительских. 16 клубов, в которых штат игроков 40 человек и все они на зарплате, где тренерский штаб и начальники — еще с десяток и клуб при этом не самоокупаем (у нас самоокупаемых клубов вообще раз, два и обчелся), а на балансе спонсирующих предприятий: не кажется ли вам это слишком расточительным? Не кажется ли вам, что думать при этом, сокращать лигу до 12 команд или оставить прежние 16, — это то же расточительство чистой воды и вообще какая–то дикая, не поддающаяся логике благотворительность? Не кажется ли вам, что платить зарплату (и отнюдь не маленькую) людям, которые называются футболистами только потому, что нашли себе такую вот волшебную нишу в то время как лучше многих из них выступают ребята, еженедельно забивающие пулю для собственного удовольствия, — это слишком большая роскошь? Не кажется?

На статус настоящего профессионального клуба по своей инфраструктуре и подходу к делу у нас претендуют от силы 5 — 6 команд. Не больше. Это очевидно даже по трансферной работе клубов в межсезонье. В то время как подготовка в Турции считается уже не чем–то из ряда вон, не излишеством нехорошим и уж тем более не барством, а обычной вещью, которая закладывается в бюджет мало–мальски уважающей себя команды, есть коллективы (песни и пляски), которые для подготовки к сезону вполне довольствуются заездами в профилакторий. И то — не за пределами области. И считают себя при этом профессионалами. Извините, но к Лиге чемпионов на школьном стадионе не подготовишься.

Футбольный матч сегодня — осовремененный бой гладиаторов, а бойцы должны получать за свой труд и талант щедро. Но для чего нам эта профанация из 16 команд?

Понятно, если клуб окажется в первой лиге, футболистам придется на пару дырочек ремень своих желаний затянуть. Потому что зарплата среднестатистического футболиста Петрова станет, скажем, не 1.500 — 3.000 условных единиц, а 600 — 800. По мне так — великолепно, ибо это вполне будет соответствовать их уровню. В первой лиге и даже во второй можно прекрасно себя чувствовать, играть в свое удовольствие, если уж совсем не можешь без футбола, и работать при этом на основной работе. Хоть на экскаваторе. Между прочим, в витебском «Мясокомбинате» именно так и происходит, и пример этого клуба — идеальная калька для остальных. Практика, когда ребята тренируются после трудового дня в качестве хобби, но при этом обыгрывают наших таких вот профессионалов, широко распространена в Европе. Потому что там умеют ценить и время, и деньги. Не выбрасывают их на ветер. При всем уважении к Валерию Стрипейкису (бывший футболист «Гомеля», а ныне «Шахтера» здесь просто как пример), при нынешнем положении дел он и в 35, и в 39 будет преспокойно кочевать из клуба в клуб и прекрасно себя чувствовать. А вот понадобится ли он через пару лет клубу высшей лиги из 12 команд — большой вопрос. Естественный процесс вещей и смены поколений заставит в конце концов и футболистов — молодых и ветеранов, — и тренеров более профессионально подходить к делу. А сейчас ситуация такова, что любой игрок «Гомеля», хоть пей он, хоть гуляй, точно знает, что уж в «Сморгони» или «Граните» ему место найдется всегда, а в зарплате он при этом практически не потеряет. Так к чему стремиться и надо ли вообще себя лишний раз потревожить и напрячь?

Процесс реформации назрел давно. И очень остро. Не пора ли нам, друзья, замахнуться на Уильяма нашего, понимаете, Шекспира? Или будем ждать, пока режиссер назначит штрафной удар?..

Рисунок Олега КАРПОВИЧА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter