Забор соседского согласия

ДВАДЦАТЬ третьего января нынешнего года судебная коллегия по гражданским делам Гомельского областного суда рассмотрела в открытом заседании дело по кассационной жалобе Надежды Матвеевны ЛУЧКОВОЙ на решение суда Гомельского района от пятого июля позапрошлого года о признании недействительными решений о предоставлении ей земельного участка, государственной регистрации его создания, возникновения прав на него и оставила его без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.

В Гомельском районе уже несколько лет его «строят» многочисленные инстанции, пытаясь разрешить земельный спор между застройщиками…

ДВАДЦАТЬ третьего января нынешнего года судебная коллегия по гражданским делам Гомельского областного суда рассмотрела в открытом заседании дело по кассационной жалобе Надежды Матвеевны ЛУЧКОВОЙ на решение суда Гомельского района от пятого июля позапрошлого года о признании недействительными решений о предоставлении ей земельного участка, государственной регистрации его создания, возникновения прав на него и оставила его без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.

В СЕМЬЕ это решение восприняли спокойно, в принципе такой ответ там не исключали. Сейчас муж Надежды Матвеевны — Петр Корнеевич Лучков готовит очередной пакет документов в другую государственную структуру, которая, как он считает, вынесет более справедливый вердикт по их делу. Собственно, в его ситуации так, наверное, поступил бы каждый: цена вопроса — четырнадцать соток земли в пригороде областного центра и недостроенный одноквартирный жилой дом.

Земельный участок под строительство индивидуального жилья по улице Северной, 1а в поселке Вишенский Надежде Лучковой выделен решением Ереминского сельского Совета депутатов Гомельского района 26 мая 1999 года. По словам супругов, планировали, выйдя на пенсию, разводить там живность, посадить сад, выращивать овощи. И в первые несколько лет так все и было.

Их соседкой оказалась Мария Васильевна Копыткова. Еще дальше  за ней жил ее родной брат Василий Копытков, который ухаживал и за своим огородом, и за огородом сестры. К слову, Василий Васильевич никогда не отказывал в помощи и Лучковым, его лошадь порой работала и на их участке.

Граница между владениями определялась на глазок, без проведения четкой линии на местности, а тем более ее документального оформления. Первый обмер участка Лучковой специалисты проектного института «Гомельгипрозем» сделали и, как оказалось, неправильно, только через шесть после того, как сельсовет выделил Надежде Матвеевне землю. Хотя согласно тому же решению Лучкова должна была уже в течение двух ближайших месяцев получить в установленном порядке государственный акт на право пользования наделом. Интересная деталь: за это время его площадь почему-то увеличилась более чем на сотку — с тринадцати до, по последним замерам, четырнадцати с лишним.

Вернемся, однако, к главному. Межу тогда можно было установить и без специальных инструментов. Скажем, огородившись или, на крайний случай, закопав по краям выделенного участка столбы. Но даже этого сделано не было, хотя, судя по рассказам Петра Корнеевича, порой ничего другого не оставалось, как поступать именно так: уже в первую осень Василий Копытков якобы перенес забор, разделявший наделы его сестры и Лучковых, на три метра вправо, прихватив таким образом у них приличный кусок земли.

И как же отреагировали тогда на самоуправство соседа супруги: сами призвали его к порядку или, может быть, обратились в соответствующие инстанции? В это трудно поверить, но Лучковы промолчали, не захотев портить сложившиеся хорошие взаимоотношения. В это еще труднее поверить, если учесть, что Петр Корнеевич в свое время возглавлял ОБХСС районного отдела внутренних дел и не только хорошо знал законодательство, но и то, к чему может привести попустительство в его несоблюдении.

ВПРОЧЕМ, был перенос границ в действительности или нет, установить сейчас уже невозможно. Да, наверное, он никогда бы и не стал достоянием общественности, если бы не имел непосредственного отношения к нынешним событиям вокруг земельного участка, выделенного Лучковым полтора десятка лет назад. Проблема сейчас всего в нескольких десятках сантиметров, которых не хватает, и как раз именно со стороны того злосчастного забора, для регистрации возведенной там жилой коробки.

Она появилась на участке лет пять назад. Однако опять же возводили дом супруги, несмотря на требование того же сельсовета строить «только при наличии всей необходимой документации в строгом соответствии с проектом», самовольно. И, естественно, при государственной регистрации строения у Лучковых сразу же начались неприятности. Самым труднопреодолимым оказалось даже не отсутствие проекта на дом, а нарушение расстояния до границ соседнего участка: вместо установленных трех метров оно не превышало даже одного. Чтобы компетентный орган мог принять по строению положительное решение, требовалось письменное согласие соседа.

К тому времени соседом Лучковых стал сын Василия Васильевича — Владимир Копытков. Несколько раз женщина, по ее словам, пробовала уговорить его дать расписку о том, что он не против регистрации их дома, но тот каждый раз ссылался на то, что ему необходимо обдумать это дело, и все тянул с окончательным ответом. Так, по словам Надежды Матвеевны, продолжалось несколько месяцев. Потеряв вконец терпение, Лучковы стали писать и обивать пороги различных инстанций.

И нашла коса на камень. Мало того, что Копытков-младший напрочь отказался дать Лучковым согласие на регистрацию, так поздней осенью 2011 года он снес точно напротив соседского дома деревянный забор, разделявший два смежных земельных надела, и забетонировал по всей длине металлические трубы. Расстояние от угла строения до границы смежного участка сократилось вообще до сорока сантиметров.

ПРАВДА, в начале позапрошлого года казалось, что дело все-таки сдвинется с мертвой точки: первый заместитель председателя Гомельского облисполкома, на приеме у которого был глава семьи, поручил заместителю председателя Гомельского райисполкома уладить конфликт. Всего через несколько дней специально созданная для этой цели комиссия из одиннадцати представителей различных районных служб проанализировала ситуацию с выездом на место и разрешила государственную регистрацию дома Лучковых. Были подготовлены соответствующие документы, однако до самой регистрации и в тот раз дело не дошло. Зато в середине марта на улице Северной, 1а появилась еще одна комиссия, созданная в отделе главного архитектора райисполкома, и принялась в очередной раз обмерять земельный участок супругов, поскольку их сосед с результатами предыдущего обмера не согласился.

А еще двумя неделями ранее Владимир Васильевич направил в суд Гомельского района исковое заявление, где просил признать недействительным решение Ереминского сельсовета семилетней давности, которым Надежде Матвеевне Лучковой в пожизненное наследуемое владение выделялись те четырнадцать соток. Свою просьбу Копытков мотивировал отсутствием у соседки правоустанавливающих документов на землю и необходимой проектно-сметной документации на дом.

Противоборствующая сторона тоже не сидела сложа руки. Очень скоро в тот же суд поступило исковое заявление Надежды Лучковой о взыскании с Копыткова одного миллиона рублей за нанесение ей морального ущерба, выразившегося «в неправомерных действиях ответчика, моем унижении, оскорблении и обмане». Спустя два дня женщина подала встречный иск о признании недействительной регистрацию жилого дома и всех построек, принадлежащих соседу по улице Северной, поскольку они тоже возводились без всякой проектно-сметной документации.

В начале июля позапрошлого года суд Гомельского района рассмотрел исковое заявление Копыткова и удовлетворил все его требования к ответчице.

Но Лучковы не сдались и обжаловали это решение в вышестоящую судебную структуру. Спустя два месяца судебная коллегия по гражданским делам Гомельского областного суда, исследовав, как сказано в определении, материалы землеустроительного дела, регистрационного дела и дела технического учета, отменила решение районного суда и отказала Владимиру Копыткову в удовлетворении исковых требований. На том, однако, неприятности у Владимира Васильевича не закончились: Надежда Матвеевна подала иск о взыскании с соседа судебных расходов за услуги адвоката и оплату госпошлины, и тот же суд Гомельского района присудил ему возместить истице два миллиона сто тысяч рублей.

Противостояние между соседями продолжалось и весь прошлый год. Теперь о примирении, судя по всему, речь не идет, свидетельство тому — решение судебной коллегии по гражданским делам областного суда месячной давности, которое приводилось в начале этого материала. Говорить о том, что вопрос с регистрацией земельного участка и жилой коробки, построенной Лучковыми, не сдвинулся за последнее время ни на йоту, в данной ситуации, думается, излишне. Что делать супругам дальше? Не разбирать же им по кирпичику и не переносить в другое место с большим трудом возведенные стены и крышу.

В ЕРЕМИНСКОМ сельском Совете комментариев по этому делу избегают. Да и что комментировать, если судьба строения теперь меньше всего зависит от этого органа местной власти. Последнее слово, заметила в разговоре председатель сельисполкома Наталья Слюнькова, за специалистами, а сельсовет должен будет лишь утвердить их решение. Все другие пути разрешения спора — уговоры, просьбы к конфликтующим сторонам пойти на уступки друг другу — в сельском Совете уже использовали, и видимого эффекта они не принесли.

— Стоял бы дом на противоположной стороне участка, где у Лучковых нет соседей, нарезали бы недостающие метры и давно бы уладили спор, — говорит заместитель председателя сельисполкома Сергей Жиляк, — а здесь даже сантиметра никто уступать не хочет.

Скорее всего, полагают в Совете, вновь придется создавать комиссию. Но по силам ли ей будет поставить точку в конфликте между соседями, не уверен никто. Ведь если кого-то из них ее выводы не удовлетворят, все придется начинать заново. Самый быстрый путь разрешения спора — договориться полюбовно между собой. Тем более что в Институте «Гомельгипрозем» на исполнении в настоящее время находится поручение Ереминского сельисполкома о выполнении работ по отводу земельного участка по улице Северная, 1 в поселке Вишенский Владимиру Копыткову.

И чтобы узаконить его, тоже потребуется согласие соседей.

Николай ЩЕРБАЧЕНЯ, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter