Что позволяет белорусским врачам успешно конкурировать с зарубежными коллегами

За сердцем нужно смотреть пристальнее, чем за мотором

Некоторые из стран ЕС вводят новые правила приема на работу медицинских специалистов: предполагается, что им не нужно будет подтверждать свой диплом. Может ли это привести к оттоку врачей из республики? От чего зависит рост зарплат? И когда борьба с коронавирусом дает положительный эффект? Об этом беседа с председателем Белорусской ассоциации врачей, главным врачом 1-й городской клинической больницы Минска Дмитрием Шевцовым.


— На некоторых интернет-ресурсах появилась очередная информация об оттоке белорусских медицинских кадров в соседнюю Польшу. Как можно охарактеризовать эту информацию?

— Создается впечатление, что, похоже, некоторые СМИ периодически сталкиваются с проблемой отсутствия реальных новостных поводов, поэтому подобная информация преподносится в несколько гипертрофированном виде. Дело в том, что миграция врачей, как и представителей любой другой профессии, существовала всегда и будет иметь место и в будущем. Ничего противоестественного в этом нет: многие люди строят определенные планы по работе за рубежом для себя зачастую не потому, что им некомфортно дома, а потому, что хотят попробовать свои профессиональные силы на международном уровне. Что в этом чрезвычайного? В европейских странах такая практика распространена повсеместно, и никто не считает ее каким-то исключительным событием.

— Почему тогда именно миграции наших врачей уделяется такое пристальное внимание?

— Первопричины известны — это процессы, которые происходят у наших ближайших соседей. После того как Литва, Латвия и Польша вступили в Евросоюз, у них начался отток специалистов: на территории ЕС заработная плата одних и тех же специалистов может отличаться в 2—2,5 раза. Это характерно и для Польши, где врачи стали уезжать на работу в Германию. Возникла необходимость компенсировать кадровый голод. Как это сделать? Один из путей — приглашать иностранных, в том числе и белорусских, врачей на работу.

Фото из личного архива Дмитрия Шевцова
— Каковы масштабы такой миграции?

— Пока называть конкретные цифры рано, но если бы они имели запредельные значения, наша медицинская отрасль почувствовала бы это очень быстро, и вот тогда можно было бы говорить о проблеме оттока кадров. А обычная миграция специалистов на качество работы сферы здравоохранения никак повлиять не может. Есть врачи, которые уезжают работать по контракту на 3—5 лет. К нам ведь тоже приезжают иностранцы: учатся в вузах, а потом или остаются работать в Беларуси, или уезжают домой. 

— Насколько популярны наши медики не только в Польше, но и в целом за рубежом?

— Наши специалисты имеют очень высокий уровень подготовки, который позволяет им получать самые высокие оценки на международном уровне. Не секрет, что высококвалифицированных врачей с большим опытом работы перекупают. Не являются исключением и наши специалисты подобного уровня. Зарубежные работодатели им делают различные предложения. Кто-то соглашается, кто-то по разным причинам нет. Но, опять же, это абсолютно нормальный процесс. В конце концов, тот факт, что ведущие позиции в медицинской сфере занимают представители другого государства, только усиливает имиджевое восприятие этого государства на международной арене. И это касается не только медицины. Более того, Белорусская ассоциация врачей совместно с Министерством здравоохранения еще в 2013 году дали старт такой практике, как отправка наших врачей и ученых-медиков на стажировки, участие в конференциях и прочих мероприятиях международного масштаба.

— Принимаются ли конкретные меры для того, чтобы наш врач поменьше задумывался о более высокооплачиваемой работе за границей?

— Безусловно. С января этого года мы перешли на новый механизм оплаты труда. Поначалу у некоторых руководителей, экономистов и сотрудников была опаска, мол, здесь могут скрываться, скажем так, не очень выгодные тенденции для работников здравоохранения. Но прошли январь и февраль — все нормально, все поняли, что в заработной плате никто ничего не теряет. Но я всегда говорю, что сидеть и ждать, что нам кто-то повысит зарплату — бесперспективная позиция. Мы уже это неоднократно проходили: заработная плата повышалась, а производительность и эффективность труда нет. В итоге скачок инфляции. У меня есть твердая позиция: кто работает, тот ест. Если человек работает с полной отдачей, то любое руководство сможет найти способ, как его вознаградить. Зарабатывает тот, кто работает. И у наших медицинских работников здесь провала никакого нет: например, судя по 1-й клинике, которую я возглавляю, зарплата несколько подросла. А все выплаты типа «за сложность и напряженность», «за особые условия труда» и т.д. — дополнительные, которые даются за конкретные дела. То есть если сотрудник трудится добросовестно и на сто процентов выполняет свои обязанности, он получает гарантированный государством базис — заработную плату. А если вносит еще и дополнительный, сверхнормативный вклад, то вправе получать дополнительные и стимулирующие выплаты. Но, еще раз подчеркиваю, весь смысл в том, что стимулирующие выплаты должны получать не просто так, а за конкретный вклад в общее дело.

— Многие обращают внимание на то, что, несмотря на бесплатную медицину, все чаще приходится сталкиваться с платными услугами в здравоохранении. Не противоречит ли это принципам бесплатного медицинского обслуживания?

— Рынок платных медицинских услуг в государственном здравоохранении не превалирует. У нас бюджетная система: за пациента платит государство. Многие или забывают, или не в курсе, что все бюджетирование государственного здравоохранения формируется исходя из социальных стандартов, под каждый из которых рассчитывается финансирование. Все, что выходит за рамки этого финансирования, тоже должно оплачиваться. Ментальность многих наших пациентов такова, что, оказываясь в условиях стационара или обычной поликлиники, они хотят заодно пройти и дополнительные к назначенным обследования — в этом нет ничего плохого. Например, человеку не показано, а он хочет сделать себе УЗИ или сдать какой-нибудь специфический анализ — это и есть дополнительные платные услуги, которые выходят за рамки социальных стандартов, но должны оплачиваться. Вам же, мягко говоря, не очень понравится, если ваша работа не будет оценена и оплачена? Сегодня государственные учреждения здравоохранения готовы оказывать и оказывают дополнительные платные услуги на высоком уровне, и это никак не идет вразрез с Конституцией, как некоторые себе представляют. 

— Вы отметили особую ментальность в большей степени тех, кто обращается за помощью в медицинские учреждения. В чем это выражается еще, кроме самоназначений медицинских обследований?

— Это очень большая проблема. Ведь как у нас зачастую получается: довел, как говорится, до ручки свой организм, привез его, как металлолом, в поликлинику или в больницу — мол, сделайте мне новый. Ну разве это серьезный подход к себе и жизни? Я готов на любом уровне объяснять всеми доступными методами, что так поступать нельзя, ведь врачи сегодня могут делать очень многое, но, к сожалению, они не всесильны. Вот, к примеру, у вас есть автомобиль. Зачем вы исправно, через определенные интервалы пробега согласно рекомендациям завода-производителя меняете масла, фильтры, резину, другие расходные материалы? На вас посмотрят как на умалишенного, если вы не будете менять, например, моторное масло, ведь ресурс двигателя сократится в десятки раз! А сердце что, не двигатель, его обслуживать не надо? Наоборот, это очень высокотехнологичный источник энергии, который требует к себе пристального внимания. А легкие разве не воздушный фильтр, а печень или почки — не топливный? Да зачем, мол, нам это бесплатно все далось при рождении, да и медицина у нас бесплатная… Пока молодой, и водка, и пиво с ведрами шашлыков идут только в путь, недоспал — не проблема, ем все подряд, жизнь прекрасна! Только потом смотришь, как незаметно тебе уже 35—40, давление скачет, печень увеличилась до невероятных размеров, легкие все черные от курения, через 10 метров ходьбы — одышка и т.д. Чем такому человеку помочь: он сам, по собственной воле фактически уничтожил свой организм, превратившись, по сути, в глубокого старика. Я всегда подчеркиваю, что человек всегда должен участвовать в поддержании своего организма на должном уровне, в том числе и финансово, тогда много вопросов будет решено. 

— Как вы оцениваете ситуацию с коронавирусом?

— Система здравоохранения у нас сегодня работает на упреждение и опережение угрозы: лица с подозрением на заболевание изолируются и находятся под круглосуточным наблюдением, контакты с ними прекращаются. Благодаря своевременной реакции Минздрава фактов дальнейшего распространения заболевания от инфицированных лиц не зафиксировано. Многие медицинские учреждения работают в режиме 24 часов, выполняя необходимые алгоритмы по борьбе с угрозой. Ситуация в стране стабильная. А гражданам хочется лишь напомнить о необходимости особенно тщательно следовать элементарным правилам гигиены — этим вы поможете защитить себя не только от коронавируса, но и от других опасных заболеваний.

shamko@sb.by 

Фото из личного архива Дмитрия Шевцова

pixabay.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter