Кравцов: перемены на мировых рынках позволят встроиться в новые цепочки поставок продукции

За нашим товаром еще придут на поклон

Ежедневные новости по поводу продуктов довольно тревожны для европейцев. К примеру, жители Берлина жалуются, что некоторые товары в дефиците, при этом цены на продукты выросли почти на треть. Люди дерутся за бутылки с маслом, полки пустые. В Великобритании цены на овощи и фрукты взлетели на треть. Настоящие последствия санкций для ЕС при этом еще впереди. В то же время нам нельзя работать спустя рукава: раз логистические цепочки рушатся и возникают новые, нам нужно постараться встроиться в эти цепи повыше, ближе к «кулончику».

Взглянем, что происходит сейчас. США, по сути, отменили все санкции на продукты и удобрения, так как Китай готов их выкупить на глобальном рынке. За эти товары американцы готовы платить даже в рублях. Следующий шаг за Евросоюзом. Рыночная их цена уже выросла в три раза. Напомню, половина мирового производства — в Беларуси и России, удобрения востребованы Индией и Китаем. Для других стран отказ от них — выстрел уже не в ногу, а в голову. Без внесения удобрений урожайность в три раза меньше нынешней, в перспективе это реальный голод. Однако Байден в предвыборной программе обещал накормить всех жителей своей страны. Ведь каждый десятый американец недоедал. В целом же каждый третий человек в мире живет благодаря удобрениям. Заменить их ничем невозможно, разве что цезием или стронцием. Урожай, извините за сарказм, дадут прекрасный, только несъедобный. Кстати, те же калийные удобрения можно обильно вносить раз в пять лет, и все это время при нужной дозировке они продолжают работать. Это к вопросу об излишках…

После закрытия для нашего калия и азота портов вопрос стоял остро, не хватало способов доставки и логистических цепочек. Железная дорога не может перевезти удобрения в обычных открытых контейнерах, нужны специальные вагоны. Насколько мне известно, после визита Премьер-министра Романа Головченко в Санкт-Петербург эту проблему получится снять. В то же время не исключено, что следующим шагом после сигнала «гегемона» станет отмена санкций относительно портов в Прибалтике, чтобы через них пошли продукты питания и удобрения, необходимые США. Ведь не зря появляются новости о том, что Национальная железнодорожная компания Латвии ожидает падения перевозок на 85 процентов из-за прекращения движения грузов из Беларуси и России. Может быть, готовят почву для смягчения?
Между тем железнодорожные тарифы между Беларусью и Россией согласованы, и на этом теперь мы ничего не потеряем. Более того, если за перевозки рассчитываться с нашим союзником в рублях, то не понадобится тратить доллары и евро. Напомню, объем мирового рынка калийных удобрений оценивается в 57—58 миллионов тонн. На долю «Беларуськалия» приходится примерно 20 процентов мирового объема, а экспорт составляет более 10 миллионов тонн.
Когда мы говорим о больших изменениях в сфере экономики, необходимо понимать, что нужно перестраиваться с учетом новых логистических цепочек, в том числе при поставках сельхозпродуктов. На 50 миллиардов долларов для себя продукты ежегодно закупает за границей Россия, в основном мясо и молочку. Нам пока даже не хватает сырья, чтобы обеспечить все потребности, выйти на большие объемы и не потерять российский рынок. Мы видим это по интенсивности контактов с представителями российских регионов. Наши перерабатывающие заводы обеспечены только на 70 процентов, запасы на складах не лежат, востребованы.

Между тем сейчас у нас масса конкурентных преимуществ. В ЕС в тепличном бизнесе 70 процентов затрат — энергоресурсы. Даже в июне приходится тратить огромные суммы на охлаждение и обогрев теплиц. У нас благодаря союзу с Россией они дешевые.

Объемы сырья — вот на что нужно обратить внимание нашим хозяйственникам и руководителям. Одно дело, когда мы ориентировались на Евросоюз, пытаясь пробиться на их рынок. А те, чтобы убрать конкурентов, вводили все более и более строгие требования для «чужих» производителей. Скажем, в килограмме пшеницы не дозволялось ни одного зернышка ржи. Или абсурдные претензии к нашему картофелю: якобы в земле содержится какой-то процент определенных микроорганизмов — и дорога на их рынок закрыта на 10 лет. При этом внутренние стандарты у европейцев для своих фермеров другие. Там послабления, допускалось наличие побочных культур и растений, и это только один пример.

Сейчас по накатанной соблюдаем европейские требования. А нужно уйти от стандартов недружественных стран. Производителям сырья облегчить жизнь, увеличить его объемы. По сути, раньше мы воевали за то, чтобы попасть на чей-то рынок, сейчас просто нужно работать. Возможно, уменьшить требования канцелярского толка, то же заполнение журналов. Меняется экономическая цепочка взаимодействия стран, она будет создана заново. Беларусь — маленькое звено, но нам нужно оказаться выше в этой цепочке. И раз большие пути переделывают, чтобы оказаться выше, нужны структурные и административные перемены и на внутренних товарных дорогах. Тогда за нашим товаром еще придут на поклон, а не наоборот.

Сергей КРАВЦОВ, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter