За что я люблю «Купаловку», или Два монолога о библиотеке

Монолог читателя

— Несомненно, это было событие. Огромный, вытянутый в длину (хоть соревнование проводи по бегу на стометровку) вестибюль минской Центральной библиотеки имени Янки Купалы давно уже из данности перешел в нерушимость. Все в нем было капитально, весомо, зримо. И несущая шершавая стена, выкрашенная в трудноопределимый колер, и бетонный пол с крапинами мраморной крошки, и моргающие лампы дневного света...


Когда из года в год перед глазами одно и то же, кажется, что так будет всегда. Какие уж тут перемены! Но они пришли. Сначала — строители, а потом и сами перемены, плоды их труда. И вот неказистое помещение всего за одно лето превратилось... во дворец. И в этом я вижу добрый знак жизни библиотеки.

«Ну что за блажь! — могут перебить меня нетерпеливые голоса. — С каких это пор ремонт библиотечного вестибюля — событие?» А для события вовсе не обязательны масштаб, грандиозность, значимость. Можно создать, затратив огромные средства, архитектурное великолепие. Но если от него веет ледяным холодом, то кому оно надо? Главное — чтобы душу грело...

 «Купаловка» душу греет всегда. Как–то прикинул: а сколько же лет я хожу сюда? Оказывается, с того дня, как получил в доме на улице Максима Богдановича (тогда еще Максима Горького) квартиру. (От моего подъезда до библиотеки минут семь ходьбы.) Это же надо — 35 лет! За эти годы выросло почти два поколения, а мой роман с «Купаловкой» все еще продолжается. Потому что библиотека обладает удивительной силой притяжения, которой хочется подчиняться. О секретах этой силы — разговор отдельный. А пока о том, что мне в «Купаловке» нравится.

Так вот, нравится быть своим среди своих и чувствовать себя как дома. Нравится мое место в читальном зале у громадного окна. Когда глаза устают от чтения, смотрю на зеленую траву. Или на деревья, что растут под самыми окнами.

Мне нравится особая атмосфера библиотеки. Она согрета душевным теплом ее сотрудниц. Это удивительные люди. Внешне они очень привлекательны. А внутри полны обаяния, доброты, чуткости и терпения.

Нравится обращаться к библиотекарям за помощью или советом. Стоит назвать тему, над которой работаю, как за считаные минуты появятся нужные книги. Чего–то нет в читальном зале или на абонементе — извлекут из книгохранилища. А по необходимости закажут в другой библиотеке города: система–то одна. Все для читателя. Он и правда здесь главное лицо...

А секрет силы притяжения простой: ее создают библиотекари. «Милые мои подвижницы», как называет их директор Центральной городской библиотеки имени Я.Купалы Елена Викторовна Кубышкина. Более точного определения, пожалуй, и не найти. По ее словам, библиотека — храм для души и сердца. Здесь не работают, а служат. Но так уж устроена жизнь, что материальные заботы зачастую приземляют возвышенное. Чем только не приходится заниматься Елене Викторовне! И тендер надо объявить, и с подрядчиками иметь дело, и строго контролировать качество ремонта. И быть готовой вести борьбу за библиотечные интересы. А самое главное — мудро, человечно руководить женским коллективом.

Под стать директору ее заместитель Елена Матвеева. Книги вошли в жизнь Елены с той поры, как она помнит себя. Мама Янина Феликсовна работала директором научно–технической библиотеки БПИ. Так уж получилось, что семья Матвеевой — она да дочка. Заберет мама ребенка из детского сада и едет с ним не домой, а в библиотеку. И пока не закончится ее рабочий день (обычно он длился до 21 — 22 часов), дочурка в укромном уголке играет с книгами, как с живыми существами. Книги — детство Елены. Само собой, они и определили ее судьбу.

Елена Матвеева стала сотрудницей той самой библиотеки, которую любила с детства. Вначале была рядовым библиотекарем, а когда окончила университет культуры (училась она заочно), возглавила научно–методический отдел. Пришло время автоматизированных технологий. Чтобы разговаривать с программистами на одном с ними языке, Елена Ивановна получает второе образование. К профессии библиотекаря добавилась специальность инженера–программиста. Однако это еще не все. Окончив Республиканский институт инновационных технологий, Елена Матвеева получает специальность инженера по качеству. Свои богатые знания современных автоматизированных технологий она в полной мере применила в Центральной городской библиотеке.

О замечательном человеке, библиотекаре от бога Валентине Ксеневич, я уже рассказывал в своем очерке. Валентина Петровна — главный библиотекарь читального зала. То, что книги стали ее судьбой, заложено в ней на генном уровне. А вот Наталья Конашук никогда не думала, что будет библиотекарем. Природа наградила ее красотой. И когда юная красавица из Бреста окончила среднюю школу, перед ней открывалась любая дверь. Она и гидом работала, и оператором в сбербанке, и даже моделью.  Но вот судьба свела ее с преподавателем Минского института культуры. Присмотревшись к девушке, она заявила ей: «Наташа, ты не тем занимаешься. Поступай к нам на учебу...»

В Центральную городскую библиотеку Наталья Конашук пришла в 1991 году. Через пару месяцев из специалиста первой категории стала ведущим библиотекарем, а потом — и главным.

Но по–настоящему свою необходимость людям Наталья Ивановна ощутила, когда ей поручили создание кружков для людей старшего возраста. Вот тут и раскрылся ее организаторский дар. Уже немало лет при Центральной городской библиотеке существуют любительские объединения и кружки: «Старая пластинка» (музыка), «ЛитЭра» (литература), «Позитив» (фотография), «Спадчына» (краеведение), «Эколог и Я» (практическая экология). И ни одно заседание кружковцев не обходится без Натальи Ивановны.

Кто–то мудро сказал, что жизнь прожита не зря, если помог кому–то сделать ее легче. Ведущий библиотекарь Виолетта Иванькова — человек редкого обаяния и такта. Всегда с улыбкой, всегда с желанием помочь.

Библиотекари читального зала создают настроение. Более того, они дарят вдохновение. Вот почему я люблю «Купаловку» и мой роман с ней будет продолжаться.

Монолог директора

Когда–то СССР по праву считался самой читающей в мире страной. Но канули в Лету те времена. Век интернета упростил доступ к информации, книгам. И библиотеки, содержавшие основные источники знаний, как бы отошли на задний план. Кому нужны они сегодня и есть ли у них будущее? Об этом и рассуждает директор Центральной городской библиотеки имени Янки Купалы Елена Кубышкина.

— Когда мне задают вопрос: «А зачем нужна библиотека в век интернета? Нажал на кнопку — и на экране появится нужная информация. Любая книга. И ходить никуда не надо», — я понимаю, что спрашивает не читатель библиотеки — настоящий или будущий, а пользователь информации (есть такой бездушный термин). Да, интернет, дитя прогресса, стал для многих современников, и прежде всего молодых, другом, советчиком и даже возможностью уйти от злободневных проблем и трудностей. Нырнул, как подлодка, на глубину виртуального мира, а там тишь, гладь да благодать. Все — к твоим услугам, и ничего — от тебя.

Еще Виктор Гюго утверждал, что «прогресс, без устали вертя колес сцепленье, то движет что–нибудь, то давит под собой...» 17 лет назад порог «Купаловки» ежедневно переступали 600 человек. За 2001 год читателями Центральной библиотеки имени Янки Купалы была 31 тысяча жителей столицы. Процентов 70 из них — молодежь. А теперь...

Наивно было бы утверждать, что библиотека — жизненная необходимость для каждого человека. Есть немало людей, которые вообще там не были. И вряд ли будут когда–нибудь. Так кому же все–таки библиотека необходима? Прежде всего тем, для кого чтение — образ жизни. По шкале духовных ценностей и жизненных приоритетов библиотека для них — третье место (первое — семья, второе — работа). Эти читатели — наш золотой фонд. Наша гордость. Мы благодарны им за их постоянство и преданность «Купаловке»...

С каждым годом растет число пожилых людей. С работой они распрощались. Весной, летом и осенью — дача. А наступят холода — стены квартиры. Хорошо, когда душу греет тепло семьи. А когда этого нет, когда тоска и одиночество... Вот для этих людей библиотека — единственный дом, где согреваются сердца. Для них — кружки по интересам и увлечениям. Для них — возможность делиться жизненным опытом и общаться с такими же людьми. А общение всегда дорогого стоило...

Часто люди о работе библиотекаря судят весьма и весьма примитивно. Что, мол, в ней особенного. Выдал книгу, получил обратно, поставил на полку. Главное знать, где какая книга находится. И невдомек людям, что истинный библиотекарь держит в руках не книгу, а ключи от мудрости. Потому что он и хранитель, и проводник человеческой мысли. Он должен не только знать литературу — классику и современную, но также иметь свое мнение о том или ином произведении. А это уже литературоведение. Больше того: современному библиотекарю надо быть в одном лице и психологом, и педагогом, и языковедом. Но весь этот замечательный набор знаний может так и остаться невостребованным багажом, если библиотекарь не обладает очень важным качеством — человеколюбием. Когда нет любви к людям, элементарной вежливостью или холодной учтивостью их не обманешь. Люди это очень хорошо чувствуют.

Выходит, не такая уж и простая работа библиотекаря. Но, как говорил Эрнест Хемингуэй, все мы созданы для своих дел. И если делом жизни стала библиотека (полагаю, что так и произошло с сотрудниками «Купаловки» и всей централизованной системы (а это — 25 библиотек города), то надо благодарить судьбу, что так случилось. Потому что нет ничего прекраснее, радостнее, мудрее и богаче, чем книжный мир. Но он может принять, а может и отвергнуть. Случайные люди в нем прописку не получают.

А неслучайные никогда не будут рассуждать о невысоком престиже библиотечной профессии. Она для них и престижная, и людям необходимая. Хотя зарплату библиотекарь получает такую, что о ней как–то неловко говорить. Вот беседуешь с выпускницей университета культуры. Все меня в ней устраивает, и она хотела бы здесь работать, а дойдем до зарплаты — и повисает мертвая пауза. «Этих денег не хватит, чтобы заплатить хозяйке за комнату. А жить за что?» — горький, безответный вопрос, как упрек совести...

Скажу честно, я не из тех лучезарных оптимисток, готовых без конца восклицать, что библиотекам жить вечно. И никакой интернет или еще что–то покруче не перекроет им дыхание. Уверена, что и книга, и библиотека нуждаются в защите государства. Но их будущее зависит прежде всего от нас с вами. От нашей способности привить детям любовь к книге.

А еще я советую не забывать слова Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Пока живы библиотеки, культура не погибнет».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter