За балл по физике дадут два балла по языку?

Нужно ли возвращать в школы профильное обучение?

Нужно ли возвращать в школы профильное обучение?

Профильных классов в белорусских школах нет, но “профильные” школы и гимназии остались. Каждый год ученики столичной школы № 41 (с недавних пор гимназия № 41) привозят дипломы и медали международных олимпиад по математике, ученики гимназии № 29 — по физике и астрономии, а юное население 154-й школы успешно выступает на состязаниях по иностранному языку.

Учителя этих трех учебных заведений в разное время рассказали мне секрет успеха: их школы в неявной форме сохранили профиль. На необязательные факультативные занятия ходят все ученики.

К слову, демографические проблемы обходят такие учебные заведения стороной: наших школьников не надо убеждать в ценности хорошего образования. И во время абитуриентской кампании ученики сохранивших профиль школ не раздумывают, какие предметы сдавать на ЦТ. Они свой выбор делают как минимум после базовой школы.

В 2008 году, после долгих дискуссий, белорусские школы начали работать по разгруженному типовому учебному плану. Школьники получили равные возможности получения общего среднего образования и право при желании углублять знания на факультативных занятиях.

Через пару лет первые “непрофильные” старшеклассники стали студентами. И в 2010-м белорусская пресса жарко обсуждала небывало низкие средние баллы участников централизованных испытаний: по физике и математике они оказались в районе 20. В то же время выпускной класс учителя математики столичной школы № 41 Бориса Комракова сдал математику со средним баллом 82. Это при том, что тесты сдавали не самые сильные ученики: девять из 25 выпускников класса Бориса Комракова стали студентами досрочно, так как являются победителями республиканских и международных математических олимпиад.

В 2011-м на бюджетные места специальностей физика/математика и физика/информатика в БГПУ имени М. Танка поступили молодые люди, набравшие 81—90 баллов (по сумме результатов трех испытаний и среднему баллу аттестата). А в БНТУ поступил абитуриент с гордой единицей по профильной физике в сертификате.

Уровень подготовки абитуриентов стал причиной того, что вузы внесли изменения в учебные планы. Программа обучения первокурсников естественнонаучных и технических специальностей выстроена таким образом, чтобы ликвидировать возможные пробелы в школьных знаниях. Но, видимо, у молодых людей с единицами и двойками эти пробелы приобретали несовместимые со студенческой жизнью масштабы. В этом году был введен семибалльный барьер на ЦТ, который пришлось преодолевать желающим участвовать в конкурсе в вузы. Зазвучали предложения изменить подходы к определению рейтинга абитуриентов — удваивать баллы по профильным предметам. Потому что знание физики, например, для будущего сотрудника первой белорусской АЭС многократно важнее сведений из области фонетики или пунктуации.

Выходит, к профильным предметам нельзя относиться так, как к тем, которые человек изучает (да простят меня предметники) для общего развития!

Я не согласна с тем, что увлеченного физикой или химией старшеклассника можно любимым предметом перегрузить. Когда человек увлекается, он не устает.

Возможность введения на третьей ступени общего среднего образования профильного обучения в Министерстве образования рассматривается, сказал на одной из недавних пресс-конференций министр образования Сергей Маскевич.

По его словам, в старшей школе из 34 обязательных учебных часов базовый компонент составляет 29, а пять — это факультативные занятия по предметам. Конечно, все зависит от школы, конкретного учителя и от того, как эти факультативы посещают школьники, но анализ реальной эффективности факультативных занятий в большинстве школ показывает невысокий результат, считает министр.

— Возникает вопрос: как повысить эффективность? Возможно, нужно вернуть профильное обучение и развести факультативы по предметам более серьезно. При этом нужно повысить качество профотбора после базовой школы, — сказал Сергей Маскевич. — Ведь старшая ступень фактически является подготовкой к поступлению в вуз. Отсиживаться здесь нельзя, будущий студент должен быть нацелен на обучение, а также на то, что в вузе ему придется по-настоящему “пахать” для получения знаний, умений и навыков.

Министр отметил, что решение о таком изменении будет приниматься на самом высоком уровне после проработки в среде профессионалов и общественного обсуждения данной проблемы.

Если это так, поставьте за меня птичку в раздел, где суммируются за.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter